Холодные игры совести

Ила Опалова
Ила Опалова

Холодные игры совести
рассказ

        Тьма и свет – все, как в жизни. Ксения, модная тридцатилетняя женщина, с высоко заколотыми светлыми локонами и холодноватыми, как северные камни, глазами, рассматривала «Возвращение блудного сына» Рембрандта.
       Она любила искусство: в старых картинах ее манила иллюзия реальности.  Это было сродни волшебству. Был плоский холст, но волей и трудом художника он стал красочно живым. Хотелось протянуть руку и погрузить ее, как в форточку, в мерцающее пространство рембрантовского мира, в центре которого замер настрадавшийся от обиды старик.  Ладони его прощающе легли на  оборванного сына. Ксения множество раз видела репродукции этого полотна, читала библейскую притчу, и сейчас ее глаза скользили по сияющему жизнью холсту.
        Женщина вздрогнула и отвела взгляд от картины. Или ей мерещится, или художник ошибся. Глаза вернулись к рукам рембрантовского старца: они не были одинаковыми!
        Ксения метнулась взглядом по сторонам. В зал входила группа разностильно одетых людей.  Сухая дама в строгой одежде гладко говорила:
        – Мы с вами находимся в зале гениального художника Рембрандта Хармса ван Рейна, который отобразил в своих произведениях всю палитру человеческих переживаний и сделал это с такой эмоциональной яркостью, которой до него не знало искусство живописи.
        Бесцеремонно ломая заученную речь, Ксения спросила:
        – Простите, вы не объясните, почему на картине «Возвращение блудного сына» у старика разные руки? Художник  не смог нарисовать правильно?
        Экскурсовод недовольно поджала губы, посмотрела на хорошенькие часики на бледном запястье и сказала:
        – Вы верно подметили: в картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт выписал  разные руки у старого отца. Одна, лежащая на плече молодого человека, широкая мужская кисть.  Она поддерживает несчастного, все растерявшего сына.  Вторая – узкая, женская, мягко поглаживает заблудшего, хоть и большого, но ребенка. И это не ошибка художника. Одним образом объединил Рембрандт отца и мать. Ведь возвращение домой – это возвращение и к матери.
         – Но ведь это неправильно! То, что руки разные... Образ получился из разных частей, как творение Франкенштейна.
        – Почему неверно? Искусство символично и многопланово, – дама мгновение помолчала и сказала: –  А вообще мало, кто замечает этот нюанс. Но почему вас это взволновало?
       –  Понимаете... та, правая, – и Ксения указала жестом на центр картины, – это рука моей матери.
Появившееся недоумение на лице дамы сменилось легким испугом, а затем сочувствием:
       – Вы давно не видели свою маму, и вам срочно необходимо с ней встретиться, – женщина нашла объяснение странному феномену.
       – Моя мама умерла пять лет назад, – слово «умерла» сглотнулось и получилось невнятным.
       – Сочувствую вам, – лицо экскурсовода стало служебно-прохладным, она вновь посмотрела на ажурные часики. –  Итак, живописец  Рембрандт прожил непростую жизнь, как блудный сын, он растранжирил свои богатства... – дама споткнулась в речи и с любопытством повернулась к Ксении: –   Вы думаете, ваш случай – пример реинкарнации? Хотя реинкарнация – это перемещение души и к внешности отношения не имеет, ведь так? Или всякое бывает?
       –  Вообще-то я во все эти штуки не верю, – пробормотала Ксения.
       – Ну, да... Кстати, Франкенштейном я назвала бы вашу память, – в голосе дамы послышалось осуждение.
        Наверное, экскурсовод оскорбилась за Рембрандта.

        Ксения вышла из музея. Огляделась, прощаясь. Прошла через площадь и вышла на Невский. Сегодня она уезжает из этого безумно прекрасного и грустного города. Ее командировка закончилась. Вещи уже лежали в камере хранения, билет был с собой в сумочке. Ксения села за столик уличного кафе и рассеянно взглянула в сторону, ожидая официантку.
       Мимо неспешно шла пожилая женщина, она несла пакет, в котором явно лежали продукты. Почувствовав устремленный взгляд, она подняла глаза и неожиданно улыбнулась. И Ксения замерла, как стрекоза под иглой: это была улыбка ее матери, удивительно обаятельная и делающая свою хозяйку редкой красавицей. Губы изогнулись, и их уголки поднялись точь-в-точь, как помнила Ксения, до миллиметра.
       Внутри возник и замер едкий холодок. Как под гипнозом, Ксения поднялась и, игнорируя подошедшую тоненькую официантку, пошла следом за женщиной.
       Кожа у незнакомки была смуглее, чем у матери, волосы, выбивающиеся из-под платка, совсем седые, даже в темных бровях проблескивали серебристые волоски.
       – Вам помочь? – спросила Ксения, приноравливаясь к тяжеловатому шагу.
       – Нет-нет, милая, мне не тяжело, – проговорила женщина, ее голос был сухой, с шершавинкой.
       «Милая» – любимое обращение ее матери. Ксения, словно на привязи,  шла рядом, и женщина, остановившись и опустив пакет прямо на тротуар, пристально вгляделась в нее:
       – Милая, тебя что-то интересует? – спросила она, в ее голосе не было раздражения и подозрительности.
       – Простите, вы не Галина... Ивановна? – вопрос дался Ксении не сразу. – Вы очень похожи на одну мою знакомую.
        – Вы обознались. Я Динара Ивановна, – по темному лицу тихо скользнула улыбка, и у Ксении перехватило горло.
        – Я ведь так и думала. Знала. А спросила так, на всякий случай, –  совершенно глупо попыталась Ксения объяснить свое любопытство и, запутавшись, замолчала.
        Динара Ивановна спокойно, даже как-то деловито, оглядела стоящую перед ней смущенную женщину и, решив что-то для себя,  поинтересовалась:
        – Приезжая?
        –Да...
        – Сама откуда?
        – Из Екатеринбурга...
        – Никогда там не была, – покачала головой Динара Ивановна и спросила:  – Жить негде? Сюда надолго?
        – На три дня, – зачем-то соврала Ксения, – а может, дольше...
        – Как звать-то? – и, выслушав, предложила: – Ну, пойдем, Ксюша, поживешь у меня, только спать тебе придется на полу.
        Она поправила темной, словно начинающей трескаться, рукой выбившиеся волосы, и Ксения подумала, что глупо целовать чужие руки. Нельзя.
        Что же это такое? Может, она сходит с ума? Или и впрямь виновата память, которая, как Франкенштейн, лепит настоящее из кусочков прошлого?
        – Спасибо вам, – пробормотала Ксения. – Я помогу? – и нетерпеливо, словно боясь отказа, подхватила пакет.

        Дом был обшарпанным. Тесный двор, высокие лестницы. Они поднялись на второй этаж. И словно в темную шкатулку открылась дверь, где, как большой черт, в коридор вышел грузный мужчина в черной футболке и темных брюках.
        – Димочка, это Ксюша, она поживет пока у меня, – обратилась к нему Динара Ивановна и пояснила спутнице: – Это Дмитрий, мой сосед.
        – Здравствуйте, – пробасил Дмитрий. – Паспорт ваш дайте, – и он протянул широкую ладонь.
        – Что? – не поняла  Ксения.
        – Паспорт, говорю, давайте, я его отсканирую и верну. Комнату Динары Ивановны Света обещала  мне, и обмана я не потерплю.
        Ксения послушно полезла в сумочку, удивляясь заведенным порядкам.

        Комната Динары Ивановны оказалась большой,  но захламленной. Прикидывая, сколько времени уйдет, чтобы навести порядок, Ксения поинтересовалась:
        – А кто такая Света?
        – Дочка моя.
        – И где она?
        – В Испании. Они там дом купили.
        – Уехала, – утвердительно произнесла Ксения.
        – Ну, да... – грустно отозвалась старая женщина.
        «Это знак свыше, – подумала Ксения. –  Это станет искуплением».
        Перед глазами возникло побледневшее лицо матери, в ушах прозвучал памятный шум захлопнувшейся двери. Пять лет назад Ксения уехала из дома. Уехала, уверенная в своем праве бросить родительский дом, пропустив мимо ушей жалобу матери на боль в сердце. В Москве девушке пришлось жить по съемным квартирам, когда звонила домой, ей никто не отвечал, и она себя убедила, что мать не берет трубку от обиды. И только через год  узнала, что мама после ее отъезда прожила всего месяц, и похоронили ее соседи.
       «Я продам квартиру в Екатеринбурге. И дачу. И куплю здесь, в Питере, хорошее жилье, и возьму к себе Динару Ивановну. Работу я найду. Как хорошо-то! – Ксения представила, что будет каждый день видеть улыбку матери и ухаживать за старой женщиной, и Бог ее простит. –  Сейчас надо ехать на вокзал, чтобы сдать билет. Нет, сначала я в свою контору позвоню, скажу, что увольняюсь. Нет, потом. Почему потом? Рвать – так рвать».
       У молодой женщины словно выросли крылья. Ночью, засыпая на расстеленном на полу одеяле, она удивлялась, как много успела сделать, даже окно отмыла.
       В голове крутились чьи-то слова: «Умерла собака – возьми другую, и боль пройдет». Можно продолжить: не получилось со своим ребенком – усынови чужого,  бросил своих родителей –  помоги чужим старикам, и Бог простит. Как можно сравнивать?! – испугалась Ксения. – Как могут такие циничные мысли приходить в голову?! Бог простит! А родители простят? Если вправду есть тот свет? А если это и впрямь Реинкарнация? Ксения ни разу не встречала людей с одинаковыми улыбками. Ей подумалось, что улыбка – это, как отпечаток пальца, у каждого своя.

        Через неделю Ксения нашла подходящую работу и, закупив продуктов, пришла к Динаре Ивановне уже, как к себе домой, открыв дверь своим ключом.
        Но из комнаты вышла крашеная блондинка. Тонкая кофта, со стилизованными под старину бляхами, обтягивала сытое, в затяжках от тесного белья, тело.
       – Простите, вы кто? –  спросила она, подозрительно оглядывая Ксению.
       – А вы? – растерялась Ксения.
       – Я? – с нотой высокомерия переспросила блондинка. – Я хозяйка этой комнаты, а кто ты?
       – А... где Динара Ивановна?
       – Динара Ивановна, между прочим, моя мама, ее повез мой муж оформлять ей загранпаспорт. Мы ее забираем в Испанию, а комнату продаем.
       – Да-а... – ошеломленно протянула Ксения. –  Вы Света?
       – Света. А ты та самая Ксюша, которая решила здесь поселиться?
       – Вы не так поняли...
       – Все я поняла. Мне Дима позвонил, да и мама рассказала о бедной девочке, которой жить негде. Вот ведь какие люди хитрые пошли! Стариков одних вообще нельзя оставлять: сразу явятся мошенники и отхватят имущество!
      – Не нужно мне ваше имущество! – жалко возмутилась Ксения. – Просто Динара Ивановна очень похожа на мою маму. А я виновата и хотела...
      – Слушай, сказочница, мне фиолетово, что ты там хотела! – оборвала ее Света. – Через нас в рай хочешь? Иди к попу, для того церковь и придумали, чтобы прощение покупать, – и  она жестко и с нажимом произнесла: – Вещи свои забирай, пока я милицию не вызвала, шалава!

       Ксения вышла из дома под крупный жемчужный дождь, руки были заняты сумками, и не было возможности держать зонт. Она запрокинула голову, и на разгоряченное лицо прохладной лаской упали капли. Небо было темно-серым, как материнские глаза. Реинкарнация. Ксения вспомнила сравнение памяти с доктором Франкенштейном, и обреченно подумала, что этот Франкенштейн – совесть. Это она холодно играет с людьми, смешивая кусочки прошлого и настоящего и создавая образы, от которых нет покоя, чтобы точила изнутри ядовитая мысль о невозможности что-либо вернуть и исправить.
      Надо было ехать на вокзал, а потом до еще не проданного родного дома, в котором некому было Ксению утешить и простить. Лишь бесстрастная совесть приготовила для нее ледяные  объятия.               
                Август 2010