Я её видела!

Валентина Агапова
Часто горожане отказывают сельским жителям в образованности, культурности. А ведь дело только в условиях проживания. Впрочем, и в городе встречаются люди, дремучестью своей превосходящие сельчан. А коснись струн души сельского человека высоким искусством и она отзовётся, ещё как отзовётся… В пятидесятые годы у женщин нашего села был в моде романс А. Пушкина «Под вечер осени ненастной», песня на стихи Н. Некрасова «Что так жадно глядишь на дорогу»…

…На областные  совещания передовиков сельского хозяйства выезжали и животноводы помринского колхоза. В нескольких таких совещаниях участвовала и моя мама.

Но запомнилось из этих мероприятий ей одно. Нет, не тем, что их там хвалили, воздавали почести, а тем, что перед ними выступала Ляля Чёрная. Тогда, по-видимому, она была на гребне славы. А это случилось после того, как артистка снялась в фильме «Последний табор», который «крутили» и в сельских клубах. Песня, исполненная ей в этом фильме: «Ай, скажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты…» пленила сердца зрителей.

Приехав с совещания, колхозницы не уставали рассказывать о том, что они смотрели и слушали Лялю Чёрную. И после, стоило услышать по радио это имя, мама радостно говорила: «А я её видела!» Для неё это, действительно, было большим событием, как и для её подруги, написавшей Левитану письмо, где она восторгалась диктором, его голосом. Получив от Левитана открытку, она хранила её всю жизнь.

С тех пор где-то в глубине моей памяти хранилось имя легендарной артистки. Хотелось хоть что-то знать о ней. Но ничего не предпринимала для этого. Думала, за давностью лет всеми всё забыто.

И вот однажды в титрах только что вышедшего на экраны фильма «Табор уходит в небо» увидела среди исполнителей ролей и это имя. Значит, жива!
Старуха в её исполнении была просто великолепна – мудрая, добрая старая цыганка.

Ещё более приятным сюрпризом стала в программе телевидения (канал «Культура», февраль 2009 года) строка: «Л. Чёрная «Больше, чем любовь». Разумеется, с нетерпением ждала этого дня.

Посмотрела. И узнала, что Ляля Чёрная – это псевдоним Надежды Сергеевны Киселёвой, родившейся от цыганки Маши и её русского мужа, дворянина, декоратора Большого театра, Сергея Киселёва. Надежда Сергеевна была одной из первых артисток цыганского театра «Ромэн», она стала звездой этого театра. Сначала Ляля Чёрная только танцевала. «Её танец был, как песня…» А запела она впервые в фильме «Последний табор». Затем исполнила роль Грушеньки в «Очарованном страннике».

Первым её мужем был актёр Михаил Яншин, который стал художественным руководителем театра «Ромэн». Ушёл из него, когда Надежда Сергеевна стала женой безумно влюбившегося в неё артиста Николая Хмелёва. От этого брака родился сын - Алексей Хмелёв.

Лялю Чёрную хорошо знал Евгений Вестник. Он и артисты театра «Ромэн» Любовь Александрович (племянница Ляли Чёрной), Николай Сличенко в числе других вели рассказ об этой необыкновенной женщине, талантливой танцовщице, певице, актрисе.

Теперь и я могу сказать, что я её видела и слышала, правда, спустя много лет после её смерти. Ляля Чёрная умерла в 1981 году.