Хроники буйного класса. глава 9

Владимир Мишурский
ГЛАВА 9. ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА.

Девятый класс мне запомнился многими событиями, но среди них стоит особняком одно приключение. Оно оставило в моей памяти ярчайшие отпечатки! Чтоб понять весь драматизм происходившего, нужно немного окунуться в предысторию.

…Леонид Максимилианович Райнер, а в среде учащихся именуемый просто Лёня, имел довольно своеобразную манеру проверки знаний. Он почитал своим долгом не только заставлять своих подопечных учить алгебру и геометрию, но ещё и наказывать строптивых учеников. Он заранее объявлял, что, к примеру, в пятницу будет учебная пара, на которой он намерен поставить не менее пятнадцати двоек!  Наш 9-й «Б» класс, состоящий из двадцати восьми человек, такое количество неудовлетворительных отметок приводило в глубочайшее уныние. Нечего удивляться, что между собой такое мероприятие мы окрестили «урок смерти»!

Конечно, справедливости ради, необходимо заметить, что таковые уроки проводились в воспитательных целях и имели под собой очень веские основания. Это была, так сказать! Лёнина месть не за себя, а за других учителей, которым мы срывали уроки. Так сказать корпоративная солидарность.

Поставить пятнадцать двоек за один урок или хотя бы за пару уроков – дело нереальное. Это вам каждый преподаватель подтвердит. Однако наш Леня изобрел свой достаточно изуверский способ. Он вызывал к доске сразу четверых человек (доска была большая стеклянная, на всю стену), а остальным давал самостоятельную работу по вариантам.  В подобной ситуации открыть учебник или конспект не было никакой возможности. Они демонстративно должны были покоиться на краю стола, а перед нами лежал только тетрадный лист.

Конечно, была теоретическая возможность – подглядеть к кому-нибудь и списать.  Но к списыванию Леонид Максимилианович относился крайне отрицательно!  Он считал это постыдное занятие обманом, а сознательно обманывать себя он не разрешал никому!

Лёня самонадеянно полагал, что он является автором безотказного способа проверки знаний: либо ты усвоил материал и получишь хорошую отметку, либо ты дурак, подлец, негодяй и  заслуживаешь двойку, «пару» «неуд» и так далее, и тому подобное!

Однако это было не совсем так. Существовал еще вариант получить четверку или даже пятерку. (Хотя «отлично» это было уже слишком).

Райнер все работы складывал в коричневый «дипломат», который покоился на его учительском столе. Он никогда не проверял нашу писанину сразу после звонка. Проверка «самостоятельных работ» осуществлялась тогда, когда у нашего математика было свободное время. Так называемые «окна».

Всё казалось бы предельно просто – сдать свой листок с неправильными решениями, а потом заменить его другим, где решение сходилось с ответом. Это было очень опасно, потому что в случае разоблачения подобной аферы можно было запросто «вылететь» из школы!

Но в те далекие времена, по малолетству, я всего этого не понимал, и только роковой случай помог мне осознать по лезвию какого ножа "шустрили" мы, подменяя в Лёнином дипломате листки с «самостоятельными работами».

Тот день помню, как будто он был вчера. Спас меня Бог и, конечно, его наместник на земле в виде моего школьного товарища Рустама Саляхова. Да хранит Аллах его светлую голову!

…Вообще то по жизни я не дурак, и в математике "шарю" неплохо, однако лень-матушка не давала мне систематически учить уроки, в том числе и алгебру с геометрией. Поэтому я часто к урокам не был готов. Но получать плохие отметки это, как известно – удовольствие ниже среднего, по этой тривиальной причине и приходилось идти на всякие нехорошие ухищрения.

 В течение длительного времени мне везло, и я наслаждался четверками! В тот злополучный день была не самостоятельная по алгебре, а целая контрольная работа!

Моя вина усугублялась несколькими факторами:
1. Я не сдал не просто листочек, а целую тетрадь!
2. Райнер, видимо интуитивно чувствуя какой-то подвох, всех строго предупредил на счет сдачи тетрадей!
3. Жульничая по мелочам, я впервые решился повторить подобный фокус с контрольной работой, сыграть с судьбой, так сказать по-крупному!

Не подозревая, какая нависла надо мной угроза, я с невинным лицом покинул кабинет математики за номером пятнадцать.
 
Впереди был урок НВП*. Я рассчитывал правильно решить свой вариант и положить тетрадь в небезызвестный коричневый дипломат. (Черт меня дернул так поступить! Ведь три задания я ре шил на уроке, и твердая тройка мне была обеспечена… Но хотелось большего, а именно четыре балла!) Видимо сказку про старуху и разбитое корыто я воспринял недостаточно серьёзно, проигнорировав мудрое высказывание Пушкина о том, что сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!

Мой план сразу же дал трещину – вместо кабинетного урока наш «Павлуша»** потащил нас в тир на стрельбы аж на стадион! Делать нечего, я исхитрился не только отстреляться в тире, но и написать правильный вариант контрольной почти на коленке.

Вернувшись обратно в школу, в взял у дежурных ключ от кабинета математики, намереваясь осуществить свои коварные планы. Каково же было моё удивление, когда оказалось что дверь открыта, а в кабинете за столом сидел Райнер. Занят он был именно тем, что проверял наши тетради! Я пришел в состояние тихого ужаса!!! Тут только до меня дошло, чем всё это может завершиться!

- А, Мишурский? - садистски воскликнул Максимильяныч, заметив меня на пороге. - Что-то я не видел твоей тетради! Ты что, дрянь такая, не сдал тетрадь?!

У меня от страха ноги сделались ватными, и во рту стало так сухо и противно, как будто я пол часа сосал медную дверную медную ручку! Но признаться честно в своём обмане – значило подписать себе «смертный приговор». Это был 9 класс, и я мог в два счета «оказаться за стенами родной школы»! Что-что, а Райнерский характер я знал хорошо. Еще свежи в памяти были воспоминания, как Лёня из принципа влепил Рустаму двойку в четверти! Поэтому я решил сыграть ва-банк. Пропустив мимо своих ушей слово дрянь, я сделал туповато-невинное лицо и проблеял:

- Леонид Максимильянович, я сдавал! Такая наглость слегка обескуражила Райнера – ведь перед его глазами лежало всего три непроверенных тетради, среди которых моей, конечно же, не было!

Все мои конвульсии ничего бы не стоили, и Лёня разделал бы меня, как Бог черепаху, но тут из-за моей спины вывернулся Саляхов! К нему Райнер был настроен благожелательно, потому как его тетрадь была сдана, проверена и в ней красовалась четверка. О чём Лёня и сообщил довольному Рустаму. Счастливчик хотел, было отчалить, но, видя мое бедственное положение, продолжил морочить Райнеру мозги:

- А какие там у меня ошибки? - ангельским голосом спросил нашего математика мой друг. Работа над ошибками – это было святое, и Лёня купился. Он начал показывать Саляхову его тетрадь. При этом он косо взглянул на меня и буркнул:
- Я не видел твоей тетради. Вот лежат проверенные, можешь посмотреть – там её нет!
- Я сдавал, сдавал! Может вы пропустили?
- Сам можешь убедиться. - Райнер милостиво разрешил мне покопаться в проверенной пачке, оттягивая на какие-то мгновения неминуемую, по его мнению, расплату.

Это был микроскопический, но шанс, и я не преминул им воспользоваться! Лишь на какой-то миг  Саляхов встал между пачкой тетрадей и Райнером, но мне хватило и той доли секунды, чтоб выхватить из-под полы пиджака свою тетрадь и всунуть её в середину пачки! Рустам выпрямился, а я с невозмутимым видом продолжал неторопливо перекладывать проверенные работы. Райнер краем глаза следил за моими манипуляциями. Но поздно – момент был упущен! Каково же было его удивление, когда он увидел мою тетрадь!!! У него очки сползли со лба на нос! Надо было видеть игру эмоций на его лице! Он недоверчиво взял в руки мою тетрадь и через некоторое время был вынужден поставить мне четыре балла!

Так из дряни, я в мгновение ока превратился в хорошего парня! Однако этот эксперимент отнял у меня столько душевных сил, и стоил мне таких переживаний, что повторять его более я не решался!!!!!!

*НВП – начальная военная подготовка.
** «Павлуша» - Павел Ефимович, преподаватель по НВП.