Рекорд. шахтерская тема

Александр Шкляренко
 Сравнивая показатели производительности труда шахтеров застойного периода с настоящим временем, вспоминается эпизод из жизни, частично обьясняющий причины нынешнего катастрофического положения угольщиков.

  Подходя к комбинату шахты, я увидел забойщиков со своего участка, направляющихся домой. На мой вопросительный взгляд они ответили заманчивым предложением:
  - Пошли домой, Санек, - в их словах звучали недовольство и ирония.
 Оказавшись в коридорах комбината, увидел скопление шахтеров. Среди знакомых лиц заметил много чужих. Я их на шахте никогда не видел. Непроизвольно бросилось в глаза: своих и чужих разделяет что-то враждебное. Среди гнетущей тишины и шарканья ног как гром средь ясного неба, прозвучало:
  - Штрейкбрехеры!...- голос говорящего не отличался громкостью, но твердость, с какой он это произнес, заставило чужаков, пригнув головы, быстро зайти в открытую дверь помещения администрации шахты.
 В нарядной своего участка я узнал, что у нас будет "рекорд". Собрали лучших забойщиков объединения. Передовиков. Свои же забойщики пошли в отгул.
 Мне уже тогда была понятна идея этого "рекорда". Участок не шел. Уголь пласта оказался твердым, с прослойкой породы. Забойщики ломали зубки, отбивали руки. Металл не выдерживал, а люди потихоньку брали пласт. Но и у них есть предел. Начали жаловаться. Им не верили. Многие забойщики на участке с большим стажем работы, но и им доверия не было. А норма была нереальной для человеческих сил.
 Чтоб проверить действительность жалоб забойщиков, объединение пошло на рекорд.Рекорд чужаков. Опускаясь в забой, они наверняка знали, за что и за сколько "рекорд" любой ценой.
 Первая смена на шахте с 8 часов. Рекордсмены на участке в 8 часов 45 минут. Минут 30 пришлось ждать лесогонов: заряжали сегодня лаву полностью и как положено. Заработали отбойные молотки забойщиков в 9 часов 30 минут.
  11 часов - дучки пустые: уголь дается, видать, тяжело.
  11.45 - вылез из лавы один "передовик". Что-то у него сломалось. Похоже, ножовка, но он, прохаживаясь по штреку, с полной увереностью утверждал начальству:
  - С существующей нормой на участке рубать можно! - что поднимало дух и настроение руководству.
 Пошел уголь. Работа на насыпке ладилась, порожняка - море. Отправлена первая партия угля. Принялись помогать сыпать горный мастер, начальник участка.
 - 13 час. 45 мин. - появился второй забойщик, из конька. Прошел метров 50 от дучек и присел. Трясущимися руками начал затачивать ножовку. К нему подсел представитель объединения:
  - Что? Что срубил?! - спросил он у забойщика.
  - Четыре коня. Куток последний зарубал и все: не смог больше, - тихим голосом ответил забойщик.
 Выемка угля продолжалась. Начальник участка настаивал закрыть воздух в лаву: конец смены. Надо же ведь честно. Закрыли. Потом опять открыли, уверяя, что больше не рубят. Время 14 часов 20 минут. (смена длится 6 часов в шахте )
  15 часов - забойщики в лаве, уголь продолжает сыпаться. Насыпщики поменялись на местах со сменой.
  Подробности дальнейших событий мне не были известны, так как автор данного повествования и был насыпщиком угля. Но из разговоров рабочих шахты на следующий день я узнал: последний рекордсмен выехал из шахты в 18 часов.
  Обсуждение рекорда не утихало среди шахтеров:
  - Один срубил 8 коней! - слышался голос.
  - А закрепил как? На полоску - четыре стойки, да и полоска в два раза уже положенного.
  -Зато встречали с цветами!
  - А потом" вилами грузили на самосвал" и развозили по домам. Без выпивки шатались.
  - Дня три будут" рекордсмены" отходить!
 В спор вмешивалось все больше забойщиков.

 Через несколько дней в местной газете всех жителей оповестили о честном и трудном рекорде, длившемся ровно смену.
 А еще позже, в той же прессе, "рекордсмен-стахановец" уверял, что они сильно помогли участку: горняки начали рубать уголь.

 г. Енакиево опубликовано в местной прессе 1992-ом
      события 80-х