Анализ миниатюры С. Прус Ещё раз о доброте

Наталия Сентябрьская
http://www.proza.ru/2010/03/17/15

Отрывок из романа заявлен автором как отдельное произведение в рубрике «миниатюры» и посвящён жизнеописанию бабушки героини. Из повествования читателю ясно, что судьба у бабушки была очень не простой, она, действительно, «была выдающейся женщиной», как пишет о ней автор. Факты, предоставленные читателю, весьма убедительны. Все выдающиеся поступки бабушки, как то: работа с детьми, отказ от стукачества на коллег и знакомых, вынужденное учительствование в голодной и холодной Сибири, восстановление школы из руин, инициатива по открытию пятого класса для дальнейшего образования детей и пр. – яркие примеры высоких личностных характеристик. Однако, рассказ о бабушке ограничен лишь фактами её биографии, нет авторского вывода о значимости её деятельности для общества, кроме общей фразы: «…с бабушкой ушла эпоха, эпоха чести и долга». Возможно, эти философские рассуждения присутствуют в тексте романа, но в миниатюре их нет.
Образ бабушки недостаточно ярко выписан (охарактеризован), учитывая такие выдающиеся заслуги перед обществом и всенародную любовь и уважение сограждан, описанные в сцене прощания с ней.
Стиль изложения – простой, доступный для любого уровня читательского восприятия. Язык несколько суховат, недостаточно художественности.
Авторская мысль вполне ясна, тема воспоминаний о бабушке близка каждому читателю.

Замечания по тексту:

«…большевикам нужны были ученые люди, а она знала все и два иностранных языка».
«Она знала всё и два иностранных языка» – несуразная фраза. Всего не знает никто.
Варианты: она была всесторонне образована, обладала знаниями во многих областях, не было ни одного вопроса, на который она не могла бы ответить и т. д.

«…однажды в приюте вспыхнула холера, учителя разбежались, а она, молоденькая женщина, спасла заболевших и уберегла своих, потому что семья жила в том же приюте».
Нет конкретики, как именно спасла заболевших и уберегла своих. В начале миниатюры говорится  о том, что бабушка окончила Учительский институт. Если при нём были ещё и фельдшерские курсы, логично было бы осветить этот момент.

«…в начале войны раскопали, что ее мать была обрусевшей немкой, каких полно в Петербурге».
Фраза о «каких полно в Петербурге» не корректна по отношению к людям. Она больше подошла бы к описанию неодушевлённых предметов.
Варианты: каких много жило в Петербурге в то время, обрусевших немцев много было в Петербурге, обрусевшей немкой, каких много осталось после революции в Петербурге и т. д.

«После войны они вернулись в тот же поселок, и снова ее назначили директором школы. Кого же еще!».
Фраза «Кого же ещё!» не развёрнута. Следует объяснить, что грамотных и образованных людей в посёлке в то время было мало, особенно с таким уровнем знаний, как у бабушки.

«Когда мы шли по размытой дождями улице, с ней то и дело здоровались, и уважение к ней каким-то боком касалось и меня, я норовила подойти поближе и ухватиться за ее руку, хотя ходить «за ручку» не любила».
Создаётся впечатление, что с ней здоровались только тогда, когда Вы шли по размытой дождями улице. А когда шли по заснеженной улице или в сухую тёплую погоду – что, тогда не здоровались?
«Однажды, заигравшись у дороги, попал под поезд ее ученик, и ему отрезало ноги… Бабушка бросила тетради, подняла его, завернула в свое старенькое пальто, вскочила в отходивший поезд и довезла до больницы. Он выжил…».
Чтобы довезти до больницы человека с отрезанными ногами, нужно перетянуть жгутом или ремнём конечности для предотвращения потери крови. Заворачивание в пальто здесь не поможет.

«Бабушка умерла легко и спокойно, сидя со спицами в кресле, когда ей было за восемьдесят, но до последнего дня все делала сама, и старостью своей никому не причинила хлопот. Не каждому дано умереть так достойно».
Выражение «умереть достойно» обычно применяется в случае, если смерть связана с каким-нибудь подвигом. Александр Матросов, например, закрыл собой вражескую амбразуру, пожарные умирают, спасая людей из огня, ну, или разведчик скончался, мужественно перенеся пытку, так и не выдав своих секретов врагу. Недостойная смерть – пьяным в речке утонуть.
 
«До кладбища ее несли на руках, и толпа заполонила всю улицу. Чужие, незнакомые мне люди плакали так, будто прощались с родным человеком. Сейчас я думаю, что с бабушкой ушла эпоха, эпоха чести и долга».
Не развёрнуты побудительные мотивы факта «плакали так…».
Варианты: Вспоминали всё хорошее, великодушное, что бабушка сделала для них, их детей, внуков и плакали, ощутив утрату…..
Тема доброты, заявленная  в заголовке, в тексте миниатюры не освещена.