Бог есть. Размышления атеиста

Игорь Судак
ЭТОТ ХОЛОДНЫЙ АТЕИЗМ

Меня с детства удивляли две вещи. Первая – как же много в мире существует разных вер, верований, религий, теорий, гипотез и прочего. И вторая – что, несмотря на это изобилие, каждый верующий свято убежден, что именно его вера и есть самая правильная. И никого из них почему-то не озадачивает то, что уже сам факт, что большинство людей верят во что-то иное,  означает, что с твоей  –  возможно, не всё в порядке. 

И видя это, я не знал, на чем остановиться самому.  Критическое отношение к окружающему миру и стремление к системному его восприятию не позволяли, приняв ту или иную веру, закрыть глаза на то, что рядом существуют другие. Оставался вполне логичный атеизм, отрицающий всё вообще, и я в целом принял его. Но атеистом мне было быть как-то холодно. Все бравурные доводы известных атеистов, типа «из ничего пришел и в ничто уйдешь» или «пока ты есть, смерти нет, а смерть придет, тебя уже не будет», –  почему-то совсем не убеждали. Что-то в этом было не так.

Это было как-то примитивно и даже унизительно для мыслящего существа. А главное – жизнь теряла смысл. Что бы ты ни делал, чего бы ни добивался, всё в итоге перечеркивается твоим личным исчезновением. Спрашивается тогда: «А зачем жил?» Получается, практически все верования говорили о грядущей жизни после смерти и они были утешающими, обнадеживающими, придавали смысл, но не выдерживали критики разума. Атеизм же, наоборот, был вполне логичен и разумен, но зато не давал никакой надежды, с чем мириться было сложно. Мне, тогда еще подростку, говорили – а не бери в голову. Я пробовал, но если голова есть, то  это невозможно.


МУРАВЕЙНИК БЕЗ МУРАВЬЕВ

Я стал много читать и особенно обращал внимание на то, во что верили самые признанные и умные люди, жившие прежде. И увидел ту же самую картину – верили они все каждый в своё. Это было странно. Если один умный верит в одно, а другой умный – в другое, и они не видят в этом противоречия, тогда, получается,  какие же они умные?  Копнул глубже и понял – наиболее умные всё же слепо не верили, а на самом деле или неистово мучились в поисках веры, видя проблемы и задаваясь «проклятыми вопросами», или просто мудро старались об этом не думать вообще. Ибо это невыгодно для практической жизни.

Вторые, разумеется, меня не интересовали.  И хоть я честно не считал себя слишком умным и сверхспособным, зная, что у  меня обычная память и  эрудиция, тем не менее, я считал себя задумавшимся. Меня всегда интересовало только самое главное, и преобладало желание во всём идти до конца, заглядывать туда, от чего большинство людей шарахаются, даже не приблизившись, – в самую бездну.

Итак, никакая вера мне не подходила, а атеизм не устраивал своей антигуманностью и даже цинизмом. Ведь тогда вся история человечества выглядела бы только как наглядный рост технического могущества. А людишки, как муравьи, рождаются, копошатся и исчезают. Они вроде инструмента – их вообще не видно, а видно растущий муравейник. А зачем невечному муравью этот долговечный муравейник? Муравьи не интересуются таким вопросом, но не мы....


МЫ  НЕ ОДНИ

Если б я родился всего лишь на двести лет раньше, я бы вряд ли мог понять то, что вдруг однажды понял… Но когда понял, то даже удивился, насколько это  просто. Я как раз служил в Армии – не самое худшее место для размышлений о жизни – и был на ночном дежурстве. Стоял август, и глубокое небо, украшенное мерцающими звездами,  само притягивало взгляд своей непостигаемой вечностью. И вот к чему я пришел.

Наша Вселенная, по подсчетам ученных, существует почти полтора десятка миллиардов лет. Но ведь и она тоже не на пустом месте возникла, а значит там до нее – неограниченная прорва времени… Считать, что мы одни в бесконечном космосе – пожалуй, бесконечно наивно. Наверняка есть и другие разумные цивилизации и, конечно, есть постарше нас. Теоретически могут быть старше и на сотни миллионов лет – даже внутри нашей Галактики.

Я попытался представить могущество человечества через сотню миллионов лет и не смог. Даже поёжился – это уровень Бога. Причем, я не смог представить и через тысячу. Тоже невообразимый уровень, учитывая, как всё изменилось у нас всего лишь за прошедшие лет триста.  А какова мощь цивилизации, обошедшей нас в развитии на миллиарды лет? Снимаю смиренно шапку и могу только развести рукам – мы практически никто по сравнению с ними.

Мы для них с их надтехнологиями не просто как на ладони, а даже… да даже сравнения такого не подобрать. Значит, мы не только возможно, а, скорее, наверняка находимся под тотальным и всепроникающим наблюдением тех, кто развился раньше нас. Самих наблюдателей,  естественно, мы обнаружить не можем. Как дикари не могут обнаружить видеокамер слежения, развешанных по лесу. Или как инфузории не могут увидеть микроскоп и ученого, изучающего их. Мало того, они, эти высшие цивилизации, могут не только наблюдать, но и влиять на нас как угодно. Скажу проще – абсолютно всё, что мы можем только вообразить, им доступно.


НУ ЗДРАВСТВУЙ, БОГ…

Я, помню, поймал себя на странной мысли, что я, рассуждая с точки зрения атеиста, пришел практически к Богу. Естественно не к тому, который описывается в разных религиях и учениях, а к другому – атеистическому. Но тем не менее – Богу. Он вписался в атеизм, как родной, и усмехнулся оттуда мне атеисту.  И даже подмигнул.  Я продолжал штудировать разные книги и  увидел, что то, до чего я догадался, уже обнаружили и поняли до меня. Но только не древние, конечно, они не знали про научный прогресс, а современники. Например, некоторые фантасты. Но они как-то не развивали эту тему как главную, они не доходили до самого предела, не делали основного – выводов. Ну Бог так Бог… и что?

Однажды я шел вдоль автотрассы и краем глаза увидел  на асфальте барахтающегося на спине жука. Он беспомощно дрыгал ногами и должен был быть неминуемо раздавлен машиной. Я уже прошел мимо, а потом вернулся и протянул ему веточку – жук ухватился, и я перенес его на землю и пошел дальше. Конечно, я был чем-то вроде Бога для него. Я случайно вмешался. Но ведь он так отчаянно барахтался!

Потом я прочитал историю о том, как Циолковский тяжело заболел. Он был еще молод, и у него обнаружилась смертельная опухоль. Циолковский не верил в Бога, но, чувствуя приближающуюся смерть, он стал по вечерам залазить на крышу своего дома и взывать… нет, не к Богу, а просто к Вселенной – прося о помощи. Через несколько дней лечащий врач был в шоке – опухоль сошла. Совпадение? Возможно. А может, и протянута была веточка…

Я снова задумался. Я ведь атеист, а у меня, как ни крути,  ну совершенно мысли о Боге… Правда, без молитв и обрядов. Ну хорошо, думал я, Циолковскому они  помогли, а почему другим не помогают? Бред получается… Зачем им именно Циолковский? Выборочность и случайность совсем не божественная черта. И потом – он же всё равно потом умер, превратившись перед этим в старика. Мы все, даже самые удачливые, обречены. Почему же тогда высшие цивилизации, видя, как мы тут тысячи лет, воюя друг с другом, заливаемся кровью и мучаемся от  неизбежной, заложенной изначально, даже  без всяких войн, потери близких и родных и краха собственного ухода, – почему они, наблюдая всё это, тем не менее, нам не помогают? Ведь это так просто – помочь.


ПОЧЕМУ?

А вот это уже задачка. Мы что, для них микробы и им плевать на нашу возню и проблемы? Не верю. Вот я – человек, живущий в мире,  в котором только недавно перестали казнить людей на площадях, но и то я жалею каждую живую тварь и всегда по возможности спасу даже червяка из яблока. И я не исключение, таких, как я, – сплошь и рядом сейчас. Прогресс это ведь не только техника. Это и гуманизация общества, смягчение нравов, уважение к правам других, не похожих на тебя, и пробуждение сострадания ко всему живому. Это уже нельзя не заметить. Животные не сострадают. Это качество мыслящего существа. И уж, конечно, – безусловное качество тех, кто находится на еще более высоком уровне.

Так вот, если они гуманны и мы для них не микробы, то, получается, они должны были бы не допускать жестокостей на Земле. А дать нам сразу и счастье, и справедливость, и прочие блага. И, главное, бессмертие. Но не дают ведь – вот в чем тайна. Можно, конечно, попытаться объяснить, что дикаря нельзя насильно сделать  цивилизованным. Нельзя сразу из семечка получить дерево. На всё требуется время и постепенность. Но разве это объяснение? Разве гуманно на костях ушедших поколений позволять строить счастье для тех, кто родится потом в прекрасном будущем? Помощь нужна здесь и сейчас. Каждую секунду.

Имея возможность спасти живое, к тому же разумное, страдающее и осознающее свою участь существо, разве можно спокойно наблюдать, как оно гибнет, в том числе и от старости, оправдывая это всякими идеями? Жизнь сама по себе – разве не главная ценность? Но, как ни крути, факт невмешательства в нашу трагическую реальность остается фактом.

Я зашел в тупик и потерялся в противоречиях. Получился парадокс. Нужно  признать одно из двух. Или высших цивилизаций, достигших уровня Бога,  не существует и в помине. Или они есть, но по каким-то негуманным соображениям не приходят к нам на помощь. И то и другое по уже упомянутым выше причинам выглядит маловероятно. И третьего не видно. Нет, что-то тут явно не склеивалось…
 

КУДА УХОДЯТ ЛЮДИ

Этот парадокс беспокоил меня долгое время, но потом неожиданно пришла простая догадка – стоп, а кто сказал, что они не спасают?  Откуда мы это знаем? Разве им, всесильным, трудно спасти так, что живущие на Земле не узнают? Разве сложно подхватывать личности людей, эвакуируя их из гибнущего тела – в момент смерти.  Как из тонущего корабля или горящего здания.

Ведь уже футурологи поговаривают о том, что скоро люди смогут переводить своё самосознание на небиологические носители. Это вопрос времени и технологически скоро будет решен даже у нас, а для высшего разума это уже давно должно быть проще простого. А значит – моральная дилемма, как спасти и одновременно не вмешиваться в естественный ход развития – вовсе не дилемма. Она легко решается. Нужно просто спасать тайно и в тот самый миг, когда человек умирает. И если это на самом деле и происходит, то мы об этом не знаем. Получается и овцы целы, и волки сыты, и пастух хитро щурится.

Всё – приехали! Так об этом же и говорят религиозники – и хором и по отдельности. Тело – временное пристанище, оно остается, гниет и разлагается, а душа (сознание) отлетает. Куда – нам не ведомо, но, главное, она не умирает.  Всё просто. Наука и религия сошлись в одной точке. Только наука пришла к Богу с другой стороны – сначала отрицая его, а теперь объясняя. А на самом деле отрицать можно было только культово-обрядовую окантовку.

Потому что эта окантовка придумана нами и является тем, что отличает религии одну от другой, но она и не есть главное. А что главное? В любой вере самое основное это то, что после смерти жизнь не прекращается. В любой вере главное – надежда. И к этому же теперь привела и материалистическая логика. Продвинутый и честный атеизм привел к Богу, заодно нашел и объяснения его якобы невмешательству в нашу трагическую земную жизнь. Круг замкнулся.


ТРИ ПАЗЛА БОГА

В таком виде атеизм тут же перестал быть холодным и неуютным. Всё стало  на свои места. И  основывается всего-навсего на трех вероятных логических допущениях. Как на трех китах. Даже лучше сказать по-современному – складывается из трех пазлов. Итак, можно подводить итоги.

Пазл первый.
Мы во Вселенной не одни и мы далеко  не самые старшие – над нами есть те, чей уровень равен Богу. Тем более, они, в той или иной степени, наверняка были свидетелями или участниками зарождения самой эволюции на Земле. Велика ли вероятность этого?  Большинство думающих людей скажут – да. Даже вообразить трудно, что это не так и что мы тут – пуп мироздания и единственная в нем пульсирующая мысль.

Пазл второй.
При развитых технологиях возможен перенос человеческого сознания на другие (на нетелесные) носители. Такое реально? Безусловно.  После «Матрицы» и «Аватара» это понятно даже тем, кто об этом раньше и не слышал. Мало того, по прогнозам многих футурологов подобные метаморфозы у нас возможны будут уже в следующем веке. А что уж говорить про более продвинутые миры.

И пазл третий.
Чем развитей цивилизация, тем она гуманнее и сострадательней. Логично? Еще как. Понять боль другого и пожалеть можно только имея интеллект, осознающий своё «я».  И если в условиях дикого животного мира гуманность равносильна гибели (добрый волк умрет от голода), то для разумной цивилизации она – главное условие выживания (хищный дикарь с атомным оружием обречен). Агрессивных могущественных инопланетян в космосе нет и быть не может – они самоуничтожаются еще до того, как его могут покорить.

А теперь – вывод одной фразой. 
В бескрайней Вселенной есть бесконечное количество  беспредельно могущественных цивилизаций, которые по причине своей безграничной гуманности не только могут, но и почитают своим долгом спасать всё живое, что они и делают – тайно для спасаемых, не нарушая естественный ход развития…

Вот где-то примерно так, господа верующие и атеисты.

(Игорь СУДАК, журнал "Открытия и гипотезы", 2010 год, номер 9)