Русская интеллигенция и народ

Михаил Анохин
Только русская интеллигенция страдала  комплексом вины перед народом в такой степени, что  торопилась  отдать  ему долг    всеми  возможными  способами  -   от фольклорных сборников и фольклорных ансамблей до революции.  В Европе некому было «страдать», поскольку в европейских языках нет такого  понятия как интеллигенция, а есть - интеллектуал. И хотя оба эти понятия происходят от латинского intrellektuc – ум, рассудок, разум - свести российское понятие интеллигентности к этим качествам невозможно. Русский интеллигент помимо наличия интеллекта еще обладает, как уже было сказано – комплексом вины перед народом. Эта вина гнала в 19 веке «народников» в деревенское захолустье с целью просвещения темного народа и оказания ему посильной помощи.
В России сменилось всё: рухнул царизм, за ним рухнул развитой социализм, а вот это преклонение интеллигенции перед массовым человеком, осталось. Самодеятельность, то есть непрофессионализм расцвел и, по сути, задушил собой любое профессиональное отношение к делу.
Самодеятельность в культуре поддерживает власть, потому что люди власти разучились отличать высокое искусство, которое по определению может быть только элитарным, от массового искусства,  удовлетворяющее всех.
Прав  философ Александр Панарин утверждавший, что в современной России нет элит. А что вместо? Гламур, проглотивший не только элиту, но и ослепивший остатки русской интеллигенции своим блеском.
Корни? А что корни! Можно начинать со времен Ярославовых, а можно и с революции, перевернувшей всю Россию. Какая разница – итог один. Заимствования чего угодно с Запада, даже ради благих целей по-видимости, несомненно полезного оборачивалось в России горем.
Помню мой дед, «просвещенный  Порт-Артуром и четырьмя годами австрийского плена рассказывал, как в сибирской деревне в начале двадцатых годов встретили интеллигентски словечки: агроном,  животновод и так далее.
- Петр Ляксееч, скажи пожалуйста каков из себя этот ограмон будет? Сказывают под вид антихриста, огромен и с наганом в руках?
- Нушто и вправду к нам живодера назначат? Ты Петр Ляксееч не слыхал, часом, как это с живого человека шкуру драть будут?
Узнали. Гражданская война в Сибири изобиловала крайними жестокостями. И опять-таки ни что иное, как просветительская энергия интеллигенции подготовила её. Однако вернемся в дни недавние.
Так вот в  июле 1989 года и я,  обремененный своей виной перед народом, ушел из урологического отделения прокопьевской ЦГБ, чтобы отдать  народу (шахтерам) свою часть долга.  Потом около двух лет с камнями в почках служил ему, как понимал веру и правду этих шахтерских масс. Свой нравственный долг до сих пор отдаю тем, что практически бескорыстно служу на ниве  народного просвещения и периодически получаю от опекаемого мной народа зуботычины. 
Впрочем, это обычная для русского интеллигента стезя  и расплата - я здесь не оригинален, но чем истовее служу, тем чаще возникает сомнение, почему интеллигент (в данном контексте деятель культуры - писатель), должен чувствовать свою историческую вину перед народом?   
Есть, есть ответ, но как к нему подступиться? Духовное понимается только духовным, а ответ как мне кажется и лежит в этой области. Откуда у меня духовное зрение, если и рассудочного мало? И все-таки,  нужно ли просвещать людей, вот в чем вопрос!
Зачем Господь послал Исаию? Очевидно за тем, чтобы он окончательно усыпил народ Израиля, чтобы он не смог обратиться за исцелением к Богу. С этой поры все кто, так или иначе, исполняет миссию Исайи - убаюкивают народ.
И на самом деле если бы народ проснулся и увидел истинное положение дел, то его бы от вида себя стошнило и вырвало в смерть. Увидеть себя подлинного – значит умереть от тошноты. Кто же иной, если не интеллигенция напевает в уши народные сладкие песни о его достоинстве и прочих не имеющих к нему отношения, качеств?   Интеллигенция, может быть неосознанно, понимает, что народу нельзя дать увидеть себя таким, как он есть? Вот и получается, что просвещение народа есть ни что иное, как увеличение зоркости его рассудочного мышления и ослабления духовной зоркости.
Такое положение дел, когда массы людей спят и видят прекраснодушные сны о себе, аномально.  Можно сказать и так – это аномальная нормальность падшего, или по-иному - рассудочного человека.
Ведь это лож, что рассудок делает человека зрячим. Не зрячим он делает его, а алчущим и дает ему зрение предметов его вожделений, являет их сознанию.
Мартин Бубер в письме к Льву Шестову объясняет такое  положение дел тем, что «Пророк  должен  сделать «бесчувственным (Vulgate)  сердце народа,  или «непроницаемым  (Лютер),  или  «ожиревшим»  (таков смысл  еврейского слова),  дабы он не обратился и дабы Бог не был принужден его исцелить в следствии этого обращения.  Таков  жуткий  смысл   этой вести - народ не должен обратиться,  но должен идти вдаль, должен  быть «выжженым». 
Но не только народу Израиля предстоит идти ослепленным по пути к бездне, но и другие народы увлекаются этим потоком, иначе с какого рожна осуществились бы апокалипсические пророчества?
Евреи закваска в теле народов и они, хотят этого или нет, а «сбраживают» человеческое тесто, предуготовляя его к приходу ИХ мессии. Приметы этого сбраживания год от года всё явственнее проступают на теле России. Потому что по толкованию православных богословов этот еврейский Мессия придет из России и имя ему Антихрист...
Почему? По мнению Льва Тихомирова это произойдет потому, что:  «Весь мир теперь только носит имя христианского, но нигде противоположность между именем жизни "Святой Руси", "Православия" и полной мертвенности веры не поражает нас до такой степени, как в современной России (начало XX века)».
Но не только русские философы и богословы видели это сонное, зачарованное, или аномальное состояние человеческих масс.
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в своей работе "Восстание масс", пишет: «Каковы бы ни были наши взгляды на цивилизацию и культуру, есть нечто первостепенное, с чем нельзя не считаться, — аномалия в лице массового человека».
Эта аномалия  в лице массового русского человека особенно ярко высветилась именно с падением коммунистического режима и с развалом  социалистической империи. Аномально  уже то, что права  стали еще больше оторванными от обязанностей, чем это было в советское время.  Свободу оторвали от ответственности. В бесстыжести мы переплюнули своих учителей. Таково нравственное  и правовое поле, в котором оказался  русский народ в период реформ Гайдара. И очень был разочарован тем, что его в который раз надули.
Если интеллигенция и дальше будет заискивать перед массовым человеком, то гибель любого государства, и России может быть в первую очередь, неизбежна. Сейчас и театр, и кино обращаются к самым низменным качествам массового человека, развращая окончательно то, что еще не было  в нем развращено.
- А людям это нравится, – вот и всё что могут сказать в оправдание своё нынешние нравственные растлители. Потачка порокам человеческим, нравственным аномалиям стала стержнем современного искусства.
По правде сказать, интеллигенция  всегда «получала своё» - заработанное  с усердием,  Получала «по мордам» уже за то, что  она постоянно внушала народу мысль что «бедность не порок», а достоинство и  вовсе не вдавалась в природу бедности.
Богатый человек в контексте русской литературы, заведомо безнравственнее бродяги – «странного человека».
Поджечь усадьбу богатого человека самое премилое дело для русского правдоискателя. Каждая из революций в России пускала с раската именно интеллигенцию, как бы оплачивая усилия её в критики существующего порядка вещей.
Как это важно нынче помнить!
Таков  лейтмотив русской литературы, а заодно и культуры. Так что вина интеллигенции есть, но не там,  куда она же указывала  своим художественным творчеством. То есть не в том, что она чего-то там недодала массовому человеку, а в том, что она всегда ему потакала и заискивала перед несуществующими  народными добродетелями.
И вот развращенный лестью  народ в 1989 году, совершенно справедливо потребовал от власти мыла и сала, но ему в ухо нашептывали интеллигенты - и свободы требуй!  Не объясняя самое существенное, что свобода не приходит одна, за ней следует ответственность. 
Удивительно ли, что интеллигенция  и на этот раз была  оплевана народными массами, которым эта ответственность вовсе не нужна была. В чем дело? Опять таки  дело в том, что русская интеллигенция всегда заискивала  не только перед своим народом, но перед Западной «передовой мыслью».
Вот и сейчас русская интеллигентная мысль о правоспособности народа вбросила в общество и законодательно оформила разнообразные инструменты коллективной ответственности. Это и  содержание «общих мест домовладения», и «общая сумма потребленная (домом)  количества электроэнергии» (тепла, газа и так далее).
Михаил Делягин в газете «Завтра» (N49 2009 год) писал: «Одна из стержневых  философских  убеждений либерализма, является то, что каждый человек может полностью отвечать за последствия своей деятельности. А раз так – его надо ставить в соответствующие условия и соответственно с него спрашивать. Между тем данная установка неверна для большинства населения развитых стран. Для России же, основная часть населения которой не вполне адаптировалась к  шоковому падению в рынок, данная максима либерализма остается фундаментально ложной. Её применение напоминает требование к слесарю (а хоть бы и к профессору биологии) немедленно сдать экзамены по квантовой физике с нищетой в качестве альтернативы». 
Оставим в сторону развращающее действие мощнейшей «пятой колонны» интеллигентов соблазненных Западом, а то и купленных партийных функционеров, дело в том, что их дело, простите за тавтологию, имела успех, а народное дело опять, как и в 17 году, проиграло.
Ради правды, нужно отметить, что в 19 веке усилиями  славянофилов была разработана идеология «русского пути». Она не прижилась в умах русской интеллигенции, поскольку Европа, куда эта интеллигенция ездила и даже жила, показала что нравственность – это хорошо, но  банковский счет куда лучше. Вот так  – умиляясь и превознося бескорыстие и долготерпение русского народа, интеллигенция на деле хотела, по крайней мере для себя, западной жизни.
Но и  сам народ был вовсе не нравственным, а не менее чем  его продажная и закупленная  на корню интеллигенция, алчным и развращенным. В чем же причина такого положения? Она в очевидной дехристинизации Руси начавшейся, пожалуй едва ли не со времен Ивана Грозного и мощно продолженная Петром Первым.
Не входя в подробности дуализма (двойственности) традиции русского православного сознания, скажем так – Петр Первый приблизил российскую законодательную систему к европейскому правосознанию с тем, чтобы приглашенным в Россию европейским специалистам было удобнее работать. Удобнее  ли было  русскому человеку – об этом ни кого он не спрашивали тогда и не спрашивают, по сей день.
С этой поры  душа русского человека оказалась раздвоенной, и на большую часть судебных решений он реагировал так: «По закону-то по закону, но не по совести!»
Упомянутая уже коллективная ответственность за «общие места» в домовладении приводят к социальным драмам, об этом только глухой не слышал в трамваях и автобусах и слепой не видел на телеэкранах. К этому добавлено право насильственного отъема детей у родителей, что рушит на корню сам институт семьи!
Странно, но факт – случается и такое - журналисты пишут, телевизионщики показывают, мерзость и гадость нынешнего нашего состояния, а власть, как тот верблюд идет и не обращает внимание. Почему? Ответ очевиден – она презирает народ. И есть за что! Как не презирать того, кто любит жизнь больше чем свою честь и своё достоинство.  Любит жизнь любую, хоть на брюхе лежа, хоть на коленках! Народ неспособный сам за себя постоять, презирают решительно все.
                * * *
А что ж  русская интеллигенция? Она доживает последние  свои исторические денечки. На смену ей идет гламур. Идет, шуршит и блестит одеждами, под которыми прячет своё гнилое тело. Это о гламуре сказал Иисус:  «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;  так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония".
Ни кто с таким неистовством не осуждает церковные дела как современная интеллигенция невидимо для себя превращающаяся в гламур. Какой канал телевидения не включи, какую центральную газету не открой –  всё одни персоны блестящих бездарностей, говорящих попугаев.  Но еще хуже, когда к разврату и потачкам народа присоединяется талант.  Уже отовсюду тянет сладким дурманящим запахом тления.  А вы господа народные заботники чего-то лепечите о наркотиках. Да полно! Вы и есть наркота.
                Михаил Анохин. Член союза писателей России.