О сказочной профессии и русской игрушке

Александр Раков
Зима. Наша деревенька на краю леса погребена под снегом. Окна изукрашены махровыми морозными узорами, и надо долго дышать, чтобы оттаяло «окошечко» размером с пятачок. А что там увидишь? Неистовый танец вьюги-завирухи да сугробы, сугробы, сугробы… Страшно и тоскливо. Тогда дед вытаскивал из сундука заветный мешочек, высыпал на столешницу разноцветные фигурки, дети устраивались на лавках — наставал час потехи. Мы играем в бирюльки… Эта полузабытая картинка сибирского детства всплыла, когда я встретилась на Рождественской выставке в Александро-Невской лавре с игрушечницей Еленой Ивановной БАРЫШЕВОЙ.

Мы — народ ванек-встанек
— Какая у вас странная и сказочная профессия. С чего вдруг решили игрушки мастерить? Разве мало их в магазинах?
— Мы с мужем не просто игрушки делаем, мы народную игрушку возрождаем, ту самую, которой много веков подряд играли русские ребятишки. Игрушку, которая воспитывала русский дух, русское миропонимание. Какие у вас глаза недоверчивые — не верите, что игрушка на такое способна? А вспомните-ка ваньку-встаньку. Знаете легенду, как родилась эта игрушка? Эту легенду пересказал в стихах поэт Е.Евтушенко. Однажды татарский хан взял в полон русского мастера-кукольника и приказал за ночь придумать новую игрушку. Утром мастер представил ваньку-встаньку.
На кошме не кичливо
Встал простецкий, не злой,
Но дразняще качливый
Мужичок удалой.
Хан прижал его пальцем
И ладонью помог.
Ванька-встанька попался.
Ванька-встанька — прилёг.
Хан свой палец отдёрнул,
Но силён, хоть и мал,
Ванька-встанька задорно
Снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха
Вмял в кошму сапогом
И, знобея от страха,
Заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул,
Но, держась за бока,
Ванька-встанька вдруг вынырнул
Из-под носка!
Хан попятился грузно,
Русь и русских кляня:
«Да, уж эта игрушка
просветлила меня…»
Хана страхом шатало,
И велел он скорей
От Руси — от шайтана
Повернуть всех коней.
…А в пылище прогорклой,
Так же мал, да удал,
С головёнкою гордой
Ванька-встанька стоял.
Из-под стольких кибиток,
Из-под стольких копыт
Он вставал неубитый —
Только временно сбит.
Опустились туманы
На лугах заливных,
И ушли басурманы,
Будто не было их.
Ну, а ванька остался,
Как остался народ,
И душа ваньки-встаньки
В каждом русском живёт.
Мы — народ ванек-встанек.
Нас Сам Бог уберёг.
Нас давили, пластали
Столько разных сапог!
Они знали: мы — ваньки,
Нас хотели покласть,
А о том, что мы встаньки,
Забывали, платясь.
Мы — народ ванек-встанек.
Мы встаём — так всерьёз.
Мы от бед не устанем,
Не поляжем от слёз.
И смеется не вмятый,
Не затоптанный в грязь
Мужичок хитроватый,
Чуть пока-чи-ва-ясь.
Почему ваньку бьют, а он встаёт? — Потому что Иван — «дурак», «глупец»… был бы умный, лежал бы себе тихонечко и не «прыгал». Примерно так размышляют иные взрослые. «Голова пустая, вот и встаёт», — говорят другие. «Низ тяжёлый», — строят догадки третьи. Правильный ответ иной: «Верх лёгкий». Вятский священник о.Андрей Кононов рассказал: «Однажды, я задал этот вопрос игумену монастыря: «Почему ванька-встанька встаёт?» Тот ответил: «Душа чистая. Каяться умеет!» Лёгкий «духовный» верх этой игрушки устремлён к небу, туда, откуда изливается Слава Господня. Надо жить по ваньке-встаньке. Согрешил, упал — не томись в гордыне, не закосневай в психоаналитических оценках своего поступка, не надейся на исцеляющий елей времени, обратись к Богу, встань, покайся.

Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем
— Ныне многие воспринимают народную игрушку как нечто фольклорное, отжившее свой век и годное разве что на сувениры. Вот компьютерные игры, трансформеры, Барби — это круто, современно.
— Ой, как это неправильно. Это всё равно что живую душу объявить отжившей и пустить на сувениры. Не так они просты, как кажутся, — игрушки, придуманные предками. Все народные игры благотворно воздействуют на психофизические структуры ребёнка. Вот «ладушки»: дети, стоя друг против друга, быстро ударяют по ладоням напарника в разных сочетаниях, отчего улучшается кровообращение мозга головы. Народная игрушка хвори лечит, в учёбе помогает. Например, волчок. Не юла, а именно волчок. От юлы, которая приводится в действие винтовой ручкой, какой прок? А волчок, похожий на репку или клубничку, будет вращаться, только если ты применишь силу и сноровку — ладонь складывается в лодочку, а потом резко разжимается с вращательным усилием. Такое движение будит нервные окончания, которых много у нас на пальцах и на ладони. Вспомните себя в детстве: если не получалась задачка, что вы делали? Верно, почёсывали ладошки или крутили в руках ручку… Кстати, игра с волчком вырабатывает красивый почерк, ведь плохой почерк способствует допущению орфографических ошибок, а пока старательно букву выводишь — успеваешь задуматься о правильном написании. Я часто слышу в канцелярских магазинах просьбы мам: «Дайте что-нибудь для улучшения почерка». Родные мои, да вспомните про волчок!
Мы с мужем в помощь родителям рисуем красочные открытки, на которых изображены народные игрушки и стишки о них. Например: «Зима. Природа — чудодейство. Волчок крути и созерцай. Красивый почерк у ребёнка через забаву развивай».
Кстати, все игрушки мы делаем только из дерева. Такая игрушка, в отличие от железной и пластмассовой, — тёплая, живая, ласкает ручки ребёнка. Вот пирамидка — деревянный штырёк с широким основанием, на который надевают разноцветные кольца. Всё будто бы просто и понятно. Так, да не так. Ведь если самый маленький диск поместить на низ пирамидки, а самый большой — наверх, пирамидка упадёт. Так игрушка рассказывает ребёнку о гармонии и иерархичности бытия. Ребёнок усваивает это, хотя слов таких ещё не знает. Диски — всех цветов радуги, это поможет поведать ребёнку о Божественном мире. Венчает пирамидку белый шарик — символ Бога, ниже маленький жёлтый диск — символ ангельских чинов, ещё ниже красный — символ святых, далее голубой — символ неба, богородичный цвет, зелёный — символ человека и «всякого дыхания», коричневый — символ земли.
А как много музыкальных игрушек! Эта, похожая на аккуратную поленницу дров, так и называется: «дровки» — старинный русский музыкальный инструмент. Каждое «брёвнышко» издаёт какую-либо ноту, а вместе получается стройная мелодия. «Дровки» — прародительница современного ксилофона — делалась, как правило, из берёзы, у которой звонкий, светлый голос, будто сама Русь поёт.
— А школьникам чем игрушка помочь может?
— Народная игрушка ещё до школы знакомит детей со многими предметами, например, с физикой. Катальную горку, по которой пасхальные яйца катают, видели, играли? Я выросла в деревне Гусево под Новгородом, так мы с горки шарики скатывали. Приноровившись, можно легко попасть в цель — другой шарик, ямку, выкопанную в земле, или воротца, построенные из кубиков. А вот с яйцом сложнее. Яйцо не шар. Его траекторию трудно рассчитать, оно не катится по прямой — яйцо юлит. Эта игра развивает не только меткость, но и знакомит с азами физики.
— А бирюльки? О них упоминают с негативным подтекстом — мол, «хватит в бирюльки играть». Так говорят о ленивых, нерадивых.
— Бирюльки — семейная игра, которая сплачивает взрослых и детей, дарит радостные минуты общения, когда, разделившись на две команды, вы крючком вытаскиваете из кучи бирюльку за петлю. Задача — не пошевелить соседние бирюльки. Их можно делать в виде фруктов, овощей, знакомя детей с миром сада-огорода. А можно в виде геометрических тел. Так ребёнок начинает понимать, что такое объём. Ведь есть разница — круг, на бумаге нарисованный, или шар (мяч), квадрат или кубик… Следующая игра — «чудесный мешочек». В мешочке парные фигурки. Вытащив, к примеру, кубик, нужно вслепую нащупать в мешочке такую же фигурку. Это развивает тактильную память, мелкую моторику пальцев.
— Я была в интернате для слепых и слабовидящих детей. Там перед детьми ставят миски — с рисом, фасолью, гречкой, горохом — и дети на ощупь учатся определять, что в миске. Вот бы им ваши игрушки! Да и домашним деткам тоже. Но их нет в магазинах.
— Сделайте сами, своими руками. Лоскуток дома и сухая ветка в лесу всегда найдутся. А главное, эта чудная работа по превращению коряги в игрушку сплотит семью, поможет вам заглянуть в мир ваших детей, вдохнуть его аромат. И пусть игрушка получится неказистой — не горюйте, зато она будет родная, своя, потому что сделана не в далёком Китае из вредной пластмассы, а в том месте, где вы живёте, из таких знакомых и родных материалов, которые окружают ребёнка с детства. Не сомневайтесь, она станет у ребёнка самой любимой.

«Шёпотное место». Там живут игрушки
Где и как хранить игрушки? Послушаем советы о.Андрея Кононова. Как решался «вопрос о месте» в крестьянских многодетных семьях? Очень просто. Во владение старым и малым отдавались печка и полати. Печка в русской традиции — сердце избы, душевный центр дома. В ней пекут хлеб и варят еду. С печки виден весь мир. Ребёнок, никому не мешая, может смотреть на всё, что совершается в доме. На печке рассказывают сказки, там плачут от обиды, согревают озябшее тело, там самое «шёпотное место», за занавесочкой. Полати тоже хороши. Высоко, уютно, сладко. Они словно балкончик над печкой, телу тесновато, а душе просторно. А захотел побегать, попрыгать, вся улица — ваша, ребячья.
Игрушка должна храниться в кованых сундуках, в расписных ларях, на худой конец, в добротно сколоченных ящиках. А чаще всего мы даём ребёнку драную коробку от пылесоса или ТV, и будь доволен. Дитя сваливает в неё всё своё добро, а потом, когда приходит час игры, долго ищет необходимую ему игрушку. Да, печален младенец или отрок, у которого нет для игрушек своего места. Ведь ребёнок осмысляет своё присутствие в мире через принадлежность к материальным объектам. Если вы запихиваете его игрушки в какой-нибудь угол, то это вы его сживаете со света, его уторкиваете, не даёте ему проявить себя, бытийствовать в мире — для него нет «места». Поэтому так радостно за тех отцов и матерей, которые идут на собственное утеснение, но выделяют достаточное пространство в доме для становления детской души. Они воспитывают не только будущих попечителей своей старости, но и уверенных в себе людей, которые, став взрослыми, найдут своё «место» в своём Отечестве.
Подготовила Ирина РУБЦОВА