Кто же такие крымские амазонки?

Наталья Гук
Амазонки — женщины-воины, по преданию, некогда жили на Дону, оттуда они двинулись в завоевательные походы вдоль берегов Черного моря до Дуная и через Кавказ на южное побережье Черного моря, где захватили богатую и удобную для коневодства долину реки Термодонт (совр. Терме-чай) и основали здесь свои города. С амазонками воевали греческие герои Геракл и Тезей. В восьми  племенах савроматов (сарматов) девушки обучались военному искусству наряду с юношами.
Встреча со свободолюбивыми амазонками, которых прозвали “мужчиноубийцами”, вряд ли могла закончиться мирно. Кто такие феминистки, мы знаем, а представим, что их несколько тысяч и все они вооружены! Подобная битва могла бы иметь место и в наши дни, если бы на то были условия. Древние греки были отважными авантюристами и закаленными в боях воинами. После целого ряда сражений грекам удалось разбить женское войско и захватить их столицу Фемискиру. Погрузив добычу на три корабля и заперев пленных амазонок в трюме, эллины отправили суда домой. Но у мужчин есть некоторые слабости. После победы и радости, что они остались живы, эллины решили расслабиться. Крепкое вино и наличие соблазнительных женщин сделало их слабыми и глупыми (это и на сегодня не послужило уроком для мужчин). Горе-победители  стали кормом для рыб.
Амазонки, как только освободились, перерезали всех мужчин и сбросили их тела за борт. Настолько сильна ненависть амазонок к мужчинам, что женщины уничтожили всех врагов до одного. Только после этого женщины задумались о том, что же им делать дальше. Управлять кораблем они не умели, ждать помощи им было не от кого, осталось только обратиться с мольбой к их покровительнице Артемиде. Отдавшиеся на волю богов, воды и ветра женщины плыли на неуправляемых кораблях все дальше и дальше от родных берегов.
Историк древности Геродот, которого назвали “Отцом Истории”,  рассказал, что течение и ветер погнали корабли с амазонками в северную сторону. Современные гидрографические исследования подтверждают наличие здесь мощного течения и ветра, которые действительно должны были гнать корабли в этом направлении. Корабли не только достигли северного побережья Причерноморья, они миновали Керченский пролив и оказались в Азовском море. В те времена это мелководное море называлось Меотида (в переводе означает - болото). Выйдя на берег и отдохнув, воинственные девы стали изучать окрестность. Здесь они наткнулись на табун лошадей, который принадлежал жившим здесь скифам, и тут же угнали животных. Скифы возмутились и пошли на незваных гостей войной. После тяжёлой битвы воины с удивлением обнаружили, что убитыми похитителями были красивые девушки, и очень пожалели о своей горячности. Столь сильные и выносливые представительницы прекрасного пола были бы очень выгодным приобретением для их огромных хозяйств. Отправленные к оставшимся в живых амазонкам мириться и свататься, юноши вернулись ни с чем. Любить себя воинственные женщины позволяли, а заниматься хозяйством наотрез отказались. Гордые амазонки отвечали скифским мужчинам так: “У нас с вами разные обычаи, мы стреляем из луков, мечем дротики, ездим верхом, а женским работам не обучены... Если хотите, чтобы мы были вашими женами... то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будете жить сами по себе”. Выполнив эти условия, скифы подобрали себе пары. Возникшее от этого брачного союза племя стало называться савроматами, а позже сарматами. Жены савроматов придерживались своих древних обычаев, они одевались как мужчины, выезжали на охоту верхом на лошадях и участвовали в набегах и войнах наравне с мужчинами. По законам амазонок: только после того как девушка убъёт трёх врагов племени, она имела право выйти замуж.
Сказания об амазонках сложились еще в догреческое время, отразив эпоху матриархата. О девах-воительницах упоминает в своих произведениях Гомер, рассказывая о войнах Беллерофонта (сына коринфского царя Главка) и фригийцев с амазонками. Об агрессивных женщинах-воинах, живших более двух с половиной тысяч лет назад, писал и древнегреческий историк Геродот. В более поздних сказаниях упоминается об амазонской царице Фалестре, посетившей Александра Македонского якобы для того, чтобы иметь от него детей.
«Эти женщины, — писал о них древнегреческий историк Диодор Сицилийский, — жили на границах обитаемого мира. Их мужчины проводили дни в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жен-амазонок, но не участвуя в военных кампаниях или управлении, как свободные граждане. Когда рождались дети, заботы о них вручали мужчинам, которые выращивали их на молоке и жидкой пище».
Кроме Диодора Сицилийского, об амазонках упоминали также Плутарх, Страбон и другие. Все они подтверждают общепринятые представления об этом загадочном народе: уничтожение амазонками правой груди, одежду амазонок, закрывавшую все тело, за исключением левой груди, которая оставалась обнаженной. Короткое, до колен, платье воительниц было высоко подпоясано. Их щит, называемый пельта, напоминал формой лист плюща. Они собственноручно изготавливали как свои шлемы, так и скреплявшие их под подбородком ремни. Поверх шлема носили фригийский колпак из войлока (пилеус) с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и с завязками. Эта фригийская шапка часто имела коническую форму. Амазонки украшали ее жемчугом. На ногах девы-воительницы носили узкие, как трико, штаны (иногда их ноги были обнажены) и зашнурованные сапоги или высокие туфли. Остальные части их боевой одежды состояли из шкур диких зверей. Вооружением им служили тонкие копья, щиты в виде полумесяца (редко — круглые).
Древнегреческие мифы повествуют и об участии амазонок в Троянской войне, об их походах совместно с киммерийцами в Малую Азию, Аттику и об осаде Афин.
Местом обитания амазонок древнегреческие историки называли побережье Черного моря, Крыма и Кавказа.
Некоторые упоминания об амазонках связаны непосредственно с Крымским полуостровом.

Две богини: Артемида и... Баба Яга. В древние времена на огромных пространствах Евразии «баба» означало «богиня».
Богиню-деву, или Артемиду (лат. Диана), часто называли охотницей. Ее всегда сопровождает свора собак, а неотразимые стрелы непременно поражают цель. Стрелы Артемиды, очевидно, символизировали лучи света, сияние главных небесных светил — Солнца и Луны. Брат -близнец Артемиды - бог Солнца Аполлон. В честь богини-девы проводят ритуалы, например, снежная баба, которую лепят зимой современные дети. Могущественной богиней была когда-то и ставшая второстепенным персонажем русских сказок Баба Яга...
Миф о Бабе Яге появился около 2000 лет назад. Первоначальная Баба Яга скачет по степи во главе девичьего конного войска (в древнеславянском языке был глагол «ягать», который означал «скакать во главе отряда»), что явно связано с матриархальными отношениями в племенах женоуправляемых сарматов.
Однако сведения о народе женщин-воительниц мы черпаем не только из древних мифов и сказок.

Археология подтверждает. Археологические открытия ХХI века показали, что культуры, в которых присутствовали женщины-воительницы, действительно существовали в древнем мире.
Совсем недавно была сделана сенсационная находка. При раскопках на западном побережье Крыма Усть-Альминского сарматского некрополя археологи обнаружили два богатых захоронения древнеримской эпохи. В одном из них покоились останки двух юных жриц, склеп был полон предметов роскоши ближневосточного и средиземноморского происхождения. В их числе золотые украшения — браслеты, перстни, серьги с крупными драгоценными камнями. Это свидетельствовало о том, что женщины играли очень значимую роль в управлении племенем. Во втором захоронении обнаружены останки пятерых сарматских военачальников — в золотых венках и золотых погребальных масках. Сарматские могильники найдены у Севастополя, Бахчисарая, в Неаполе Скифском, в междуречье Бельбека и Качи. Женские погребения с оружием встречаются по всей территории причерноморской Скифии.

Наследницы древних воительниц. Мифы об амазонках привлекали европейских поэтов и драматургов XVI — XVII веков. Это «Амазонки» Лопе де Вега и «Ипполита» Гарнье. К мифу об амазонках восходят сюжеты картин Тинторетто, Пальмы Старшего, Рени и других художников прошлого. Сказания об амазонках продолжали жить и в литературе.
В стихотворной хронике Далемила рассказывается о чешских амазонках, которые, убив своих мужей, в 739 году под предводительством Власты начали войну с мужчинами.
В сочинении арабского автора Ибрагима ибн-Вашифшаха, жившего в VIII веке, впервые говорится об экспедиции, отправившейся на поиски амазонок. Ее снарядил китайский император, чтобы отыскать некий остров, населенный только женщинами.
О бесстрашии женщин-воинов хорошо знали не только в Древней Греции. Личная стража многих правителей Востока состояла из женщин. У легендарного индийского императора Ашоки была женская гвардия, охранявшая его. В XIX веке в Африке существовали боевые женские отряды.

Сакральные знаки. В наше время заметно вырос интерес к поиску сакрального смысла, понимания событий, происходящих и давно минувших. Крым пронизан знаками женского доминирования — матриархата и феминократии. Подтверждением   являются фигуры местного культового поклонения: Дева-воительница — базилисса Херсонеса, «великая мать богов» Кибела, Артемида, жрица Артемиды Ифигения (которая «в Тавриде»), Царь-девица. Пространство Крыма обозначается не иначе как «остров женщин», «страна амазонок», «город  дев», «царство женщин-воинов». Потомки племени воинственных женщин и сейчас живут на берегах Понта, как в древности называли Черное море.
Согласно Платону, Атлантида лежит за Геракловыми Столпами. В классической атлантологии обычно под этим наименованием фигурирует Гибралтарский пролив. Однако многие авторы ассоциировали Геракловы Столпы с другими местами, среди которых встречается и Керченский пролив. Здесь следует вспомнить, что проникновение греков в Черное море изначально шло круговым движением от Босфорского пролива против часовой стрелки (именно так вдоль северного побережья современной Турции двигались к берегам Колхиды аргонавты). При этом совершенно естественно, что Крым для них располагался за Керченским проливом, то есть за Геракловыми Столпами!
Обратим внимание на западную часть Черного моря. Слева от Крымского полуострова находится водная акватория с весьма малыми глубинами. Особенно в сравнении с центральной и восточной акваториями моря. Создается впечатление, что значительная часть западного Черноморья в недавней исторической перспективе была сушей, опустившейся под воду в результате катаклизмов. «Остров Атлантида осел от землетрясения и оставил по себе непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море, так что идти далее они не могут». Это цитата из начала диалога «Критий» Платона. А вот что рассказывают рыбаки, живущие на Кинбурнской косе, к северо-западу от Крымского полуострова: когда в море время от времени поднимаются водоросли, вся рыба из Ягорлыцкого залива уходит по той простой причине, что ей нечем дышать. Действительно, водоросли забивают рыбам жабры, и они задыхаются. Но ведь нигде более в Черном море подобной ситуации нет. Выходит, что именно в этом районе широко распространились любящие мелководье водоросли, хранящие «память» о том, что относительно недавно эта часть моря была сушей.
По словам римского историка Плиния Старшего, Крым (или Таврида) ранее был островом. А Платон пишет о военном походе островитян-атлантов на Европу. При этом первыми, с кем они встретились, были эллины. Классическое в атлантологии расположение Атлантиды в Атлантическом океане никак не может в этом месте стыковаться с оригинальным текстом великого философа. Ведь если армия идет на Европу со стороны океана, то с греками атланты должны были биться в самом конце войны. Другое дело, если атланты шли на Европу со стороны Черного моря. В этом случае сыны Эллады становились их первыми противниками.
Даже этот неполный перечень аргументов в доказательство гипотезы о том, что Крым - осколки Атлантиды, делает саму гипотезу правомочной. А тут еще недавняя находка в Крыму пирамидальных строений, по форме весьма близко подобных египетским пирамидам, о чем писала украинская пресса!
В 2000 году группа крымских ученых-геофизиков во главе с Виталием Гохом заявила об открытии рядом с Севастополем нескольких пирамид. Эти сооружения полностью ушли в землю, что говорит об их чрезвычайной древности. По форме они повторяют тип классической пирамиды. Высота сооружений - 45 метров, длина стороны у основания - 72 метра, то есть соблюдено соотношение 1:1,6. Всего обнаружено семь пирамид, причем они выстроены в шеренгу по прямой линии. Если вспомнить текст Платона, Атлантида имела в плане радиально-концентрическое устройство своей территории и значительное количество крупных каменных башен, фланкировавших мосты и каналы древнего государства.
Но если пирамиды, найденные в Крыму, еще только изучаются и наука мало что может сказать о них, кроме удивительной древности, то есть сооружения времён, предшествующих библейскому потопу, то о многочисленных находках в Северном Причерноморье и Приазовье, равно как и на Кавказе, следов присутствия амазонок известно немало удивительных фактов.
Можно привести пример из прошлого почти этого же региона. Около ста лет тому назад помещик Петр Дзякович из-под Мелитополя (к северо-востоку от Крыма) записал легенду о царице амазонок, которую ему, в свою очередь, передали последние из кочевников-ногайцев.
«Давным-давно, еще до прихода татар в Крым, в балке Киз-Яр, которая в то время была покрыта лесом, жило племя женщин-амазонок. Воительницы были храбрыми, хорошо стреляли из лука, рубились мечом, ездили верхом и часто в сражениях побеждали мужчин соседнего племени. Пленные становились мужьями амазонок. Их судьба была тяжелым испытанием: черная работа, частые травмы, а когда избранником были недовольны - его убивали. Из новорожденных в живых оставляли только девочек. Руководила амазонками, водила их в бой прекрасная девушка-воительница. Так было до тех пор, пока она не попала в плен. Она влюбилась в царевича мужского племени, но не захотела подчиниться общей участи всех женщин и выйти замуж. Выкупив себя, царица вернулась в родное племя, но не смогла перебороть свою любовь. Она собрала всех своих соплеменниц и приказала сжечь себя на костре. С тех пор и появилось название балки Киз-Яр ('киз' - 'девушка', 'яр' - 'балка'),
В 1948 году эта легенда была подтверждена археологическими материалами. Рабочие силикатного завода, что в центре Мелитополя, как раз в Киз-ярской балке, нашли захоронение женщины-воительницы. Голову ее украшала золотая диадема, грудь, руки и ноги также были украшены драгоценными изделиями древних мастеров. Рядом находились меч, котел, зеркало и конское седло, украшенное золотыми накладными бляхами.
Много подобных захоронений в этих местах было найдено и до, и после Киз-ярского. Так, еще в XIX веке русский ученый-археолог граф А.А.Бобринский открыл в Холодном Яре на юге Украины захоронение IV в. до н.э., в котором находился скелет женщины, а рядом с нею боевое оружие: наконечники копий и стрел. При этом оружие имело поношенный вид, то есть много раз побывало в деле. В ногах у женщины под прямым углом располагался скелет мужчины. Рядом с мужчиной обнаружили одно кольцо, две декоративные дудки и два колокольчика. Совершенно очевидно, что мужское захоронение занимает подчеркнуто подчиненное положение по отношению к женскому.
Со времен раскопок Бобринского на обширных пространствах Северного Причерноморья и Приазовья обнаружено много десятков подобных захоронений. Интересны результаты раскопок 1992 года в районе Покровки на юге России. Там были вскрыты курганы, датируемые от VI в. до н.э. до II в. н.э. Общее впечатление от вскрытых могил говорит о большей пышности женских захоронений в сравнении с мужскими. При этом ученые выделили три типа женских захоронений. Первый тип - традиционный, когда женщины погребались в окружении предметов, ассоциируемых с патриархальными обществами: веретенами, зеркалами, нательными украшениями. Второй тип захоронения принадлежит, по всей видимости, жрицам, поскольку в погребениях в изобилии представлены глиняные и каменные алтари, морские раковины, другие ритуальные предметы древних культов. И третий тип погребений принадлежит женщинам-воительницам. Наиболее интересным оказалось захоронение целой группы женщин-воинов в составе семи человек. Среди погребального инвентаря помимо зеркал и украшений обнаружены железные мечи и кинжалы, наконечники для стрел и оселки для заточки оружия. Рукояти мечей и кинжалов имели значительно меньший размер в сравнении с мужскими аналогами. Ученые пришли к выводу, что это боевое оружие изготавливалось специально для женщин-воительниц. Всего в этом регионе 14% захоронений с оружием - женских. Любопытно, что в районе нижней Волги, то есть в центре расселения сарматов (по Геродоту), наблюдается высокое в процентном отношении количество женских захоронений с оружием, а именно 20% сарматских могил воинов - это женские могилы. При этом обнаружен обширный арсенал вооружения древних кочевниц: не только мечи, копья, кинжалы и стрелы, но и камни для метания с помощью пращей, защитное вооружение в виде поясов из металлических пластин, фрагменты боевого обмундирования. Интересно, что у некоторых скелетов зафиксированы искривления костей ног в результате длительного пребывания женщин на конях. На некоторых черепах и костях имеются следы ранений холодным оружием. При этом в берцовой кости одного из женских скелетов обнаружен засевший глубоко внутри бронзовый наконечник стрелы.
Не менее интересны исследования скифских погребений в северо-западном Приазовье, проведенные в последнее время украинскими археологами. В принципе эти погребения мало чем отличаются от своих более восточных аналогов на территории Российской Федерации. Скелеты женщин-воинов находятся в положении лежа на спине, рядом с ними - наконечники копий, мечи, наконечники стрел, остатки колчанов и обычный для женских погребений набор украшений: бусы, браслеты, кольца. Украинская исследовательница Е.Е.Фиалко отмечает, что распределение женских погребений с оружием по могильникам северо-западного Приазовья весьма неравномерно. Наиболее часто встречаются женские военные погребения в районе Мелитополя, к востоку от Херсона и к юго-западу от Запорожья. Они дают еще более высокий процент (25%) наличия в общем массиве скифских погребений с оружием - женских воинских захоронений. Однако при этом исследователь отмечает, что подавляющее большинство этих погребений идет без конского сопровождения, то есть эти амазонки были пешими воинами-пехотинцами. Это не вполне согласуется с Геродотом, согласно которому все амазонки были всадницами. При этом Фиалко делает весьма интересный вывод о том, что представители среднего сословия женщин в скифском обществе несли воинскую повинность, поскольку все погребения женщин-воительниц принадлежат именно среднему классу, а не низам или аристократии.
Действительно, частые военные походы скифов, да и сарматов приводили к тому, что оказывались необходимы дополнительные воинские контингенты для охраны стойбищ кочевников и внутренней безопасности, которые и набирались из женщин. Такое объяснение вполне возможно, тем более что со второй половины IV в. до н.э., по мере развития организации скифского общества и увеличения его внутренней безопасности, количество погребений женщин-воительниц в скифских степях постепенно сокращается.
Мы видим удивительно ясную картину обширных областей, со всех сторон окружающих Черное море, на которых в древние времена жили амазонки или многочисленные женщины-воительницы. Второго такого региона, тем более подкрепленного археологическими находками, на земле нет. Если учесть древнейший культ Девы в этом регионе, особенно на территории Крыма, можно высказать предположение, что эти воительницы вышли из одного центра - Крымского полуострова, спасшись после некоей катастрофы. Любопытно, что в одном из древних свидетельств соединены вместе территории Тавриды и район обитания амазонок в Малой Азии так, вроде бы они представляют одно целое, а не земли, разделенные морем. Случайно ли это? Этот древний край несёт в себе следы древней атлантической цивилизации.