Пирожок с капустой

Михаил Михайлович Рожин
         Последние годы я как-то «зачастил» на свою Малую родину. Время пребывания в родных местах доставляет мне ни с чем несравнимую радость.


         Показывает как-то Эля православную газету, а там объявляют, что с 7 по 10 августа 2003 года организуется поездка по святым местам русского севера. Требуется всего четыре дня и 2800 рублей. «Не съездить ли  нам, – предлагает она, – в твои края»?


         Тут же набираю указанный в объявлении номер телефона, знакомлюсь с Ириной Евгеньевной – организатором поездки и узнаю, что маршрут пролегает исключительно по Вологодской области. В том числе через поселок Устье-Кубенское, где я учился с 8-го по 10-й класс. У меня екнуло сердце. Непередаваемое волнение охватило меня. Конечно, надо ехать! Раньше на родину ездил «дикарем», а тут никаких тебе забот о транспорте, еде, ночлеге и прочем. «Вот твой шанс, вот твоя Родина, – говорил мне внутренний голос, – смотри на нее, живи в ней, наслаждайся».


         Мы с Элей сразу решили, что едем и тут же все детали поездки согласовали с Ириной Евгеньевной. Дальше уже все шло как по маслу.


         Рано утром паломники, прибыв из Вологды в Устье, катером отправились на остров Спас-Каменный в Кубенском озере. На острове находится полуразрушенный мужской монастырь.


         Автобус с водителем Эдиком должен был ожидать возвращения паломников с острова все пять часов. Я тут же решил провести эти часы в Устье, а на остров не ездить совсем. «Что мне делать на острове, – оправдывал я свое решение, – если я многократно бывал на нем еще тогда, когда жил в Устье». За это время, думал я, успею посетить свою школу, старых друзей и знакомых, оставшихся в живых, походить по поселку, в приятном волнении пережить замечательные мгновения юности. Так все и случилось.


         Перед приходом катера я проголодался и зашел в кафе под названием «Трактиръ». В «трактире», кроме самих работников, никого не было, и меня быстро обслужили.


         В конце моего обеда в кафе зашел человек, уже не молодой, но еще и не старый. Не обращая никакого внимания на меня, он стал выяснять в буфете, что он может съесть на свои деньги. Его денег хватило только на чай и самый дешевый пирожок с капустой. Человек, получив свой чай и пирожок, одновременно и как-то виновато, но все же с достоинством спросил меня, можно ли ему сесть за мой стол. Все другие столы в кафе были свободны. Он, видимо, посчитал, что незачем оставлять следы обеда за другими столами, лучше поесть за уже занятым столом. Мы с ним обменялись несколькими фразами. Он быстро управился со своим обедом и, приветливо попрощавшись со мной, вышел из кафе.


         В этот момент меня как током ударило. «Что ты наделал, какой же ты растяпа, забыл что ли про свою бедность, – клеймил я себя, – вот же у тебя деньги в кармане, их хватит на много обедов. Ты бы мог деликатно и необидно помочь человеку, а не сделал этого»!


         Но было уже поздно.


         <28.03.04>