Выкуп

Лилит Мазикина
Однажды, в стародавние времена, молодому рыцарю по имени Арнгейр случилось ехать в одиночестве лесной дорогой. Ночь застала его в пути, и рыцарь устроился на ночлег на поляне, заросшей мягким толстым ковром из мха. Когда же он проснулся, то обнаружил себя лежащим в пещере, связанным по рукам и ногам и окружённым троллями — уродливыми существами ростом в полтора человеческих, с туловищами как бочки и огромными руками неимоверной силы. Они были одеты в звериные шкуры. В центре пещеры горел костёр, а на костре булькала в котле закивающая вода.
— Ты удостоился великой чести, человек, — сказал Арнгейру один из троллей, заметив, что тот проснулся, — быть съеденным королём троллей.
Он показал на свою голову, и Арнгейр увидел, что на ней блестит тонкая золотая корона.
Рыцарь в самых учтивых выражениях поблагодарил тролля за оказываемую его честь, но начал просить, чтобы король разрешил ему себя выкупить.
— И кто же может заплатить за тебя выкуп? — спросил тролль.
Думая, что речь идёт о золоте, Арнгейр назвал его родителей, объяснив, что они люди благородные и очень богатые.
— Хорошо, — сказал король троллей. Арнгейра отнесли в дальнюю пещеру, где и оставили, развязанным, но запертым, словно в темнице, а король троллей послал вестником в замок родителей Арнгейра.
— Король троллей спрашивает, хотите ли вы купить жизнь вашего сына за ваши жизни? — спросили вестники, и родители передали с ними королю троллей:
— Нам очень жалко, что наш сын умрёт.
Тогда король троллей сказал Арнгейру:
— Твои родители, благородный рыцарь, отказались платить за тебя. Есть ли ещё кто-то, кто может выкупить твою жизнь?
— Тогда, — отвечал Арнгейр, — отправьте весть моему побратиму, рыцарю Инголфру. Он отдаст за меня выкуп, потому что мы всегда выручаем друг друга, и на свете нет товарищей ближе, чем мы.
И король троллей отправил вестников рыцарю Инголфру.
— Король троллей спрашивает, хочешь ли ты купить жизнь твоего побратима Арнгейра своей жизнью? — спросили вестники, и Инголфр передал с ними королю троллей:
— Мне очень жалко, что мой брат умрёт.
И пришёл король троллей к Арнгейру, и сказал:
— Благородный Инголфр отказался тебя выкупать, и я даю тебе последний шанс. Есть ли кто-нибудь ещё, кто захочет выкупить твою жизнь?
Долго думал Арнгейр, вспоминая и перебирая своих товарищей и родственников, и, наконец, сказал:
— Есть одна девушка, по имени Ингеборг. Когда-то я поклялся ей в любви, а она поклялась в любви мне. Нам не дали жениться, потому что она — простого рода, и мы не виделись три года и три месяца. Но если она помнит свою клятву, то сделает всё, чтобы помочь мне, а если она забыла её, тогда мне незачем жить.
И король троллей отправил вестников к Ингеборг.
— Если ты выйдешь замуж за короля троллей, он оставит жизнь и дарует свободу рыцарю Ангейру, — сказали ей тролли; а человеческая женщина, ставшая женой тролля, всегда умирает меньше, чем через год. Но в тот же момент, как Ингеборга услышала весть, она вышла из дома, в чём была, и пошла за троллями в лес. Долго шли они, и солнце успело зайти, когда они вышли на поляну, поросшую толстым и мягким ковром мха.
— Это постель, которую приготовил тебе наш король, — сказали тролли. — Ложись.
Ингеборга легла. На мох уже выпала роса, и платье бедной девушки мгновенно промокло. Она вся дрожала от холода.
— Любезные спутники не могли бы вы дать мне одну из своих шкур, чтобы я укрылась, а то я совсем замёрзла, — взмолилась она.
— Лежи и жди, скоро придёт наш король и согреет тебя, — ответили тролли. Девушка целый час лежала, не смея шевельнуться; внезапно её сморил колдовской сон.
Когда она проснулась, то обнаружила, что рядом с ней лежит рыцарь Арнгейр. Заплакав от радости, Ингеборг разбудила его своими поцелуями и рассказала, как она здесь оказалась.
После этого они прошли лес, зашли в первую же церковь и обвенчались.
А коня съели тролли.