Тони Джадт, Израиль, Альтернатива - Tony Judt

Михаил Абрамов
Статья Тони Джадта «Израиль: Альтернатива»,  перевод которой приводится ниже, была опубликованная в октябре 2003 года в журнале «The New York Review” и вызвала тогда тысячи протестующих писем, в которых автора обвиняли в антисемитизме, предательстве и даже поощрении геноцида.

Травля продолжалась до самой смерти. Его вывели из состава редколлегии журнала “The New Republic”, отменяли лекции. Уже после его смерти один из злобствующих блоггеров писал: «Сдох, ну что ж, заслужил. Впрочем, предателей, лучше вешать, а не давать им умирать в собственной постели.”

«Очевидно, курс который человек преследует в отношении Израиля заступает все остальное в жизни», - сардонически заметил Тони Джадт в интервью с Financial Times в 2007 году.

Кто же такой Тони Джадт и почему статья вызвала столь бурную реакцию?

Тони Роберт Джадт (2 января 1948 - 6 Августа 2010) - британский историк, автор монументальной истории Европы после Второй Мировой Войны, профессор Европейской истории в Нью Йоркском университете, основатель и директор института имени Эрих Мария Ремарка, член Американской Академии искусств и наук, член-корреспондент Британской академии. В 2009 году он был удостоен Специальной Оруэлловской Премии за многолетний вклад в Британскую политическую литературу.

Подростком Тони Джадт был горячим сторонником сионизма, верил в аграрный социализм и марксизм, но, проведя несколько летних сезонов в израильсих кибуцах и послужив переводчиком в израильской армии во время Шестидневной войны, он глубоко разочаровался в сионистских идеях. В конце жизни он написал в своих воспоминаниях «Кибуц» (http://www.proza.ru/2010/08/16/197): «Я был шокирован отношением моих израильских сверстников к потерпевшим поражение арабам (свидетельство моих заблуждений от времен в кибуце), а беззаботность с которой они предвкушали будущую оккупацию арабских земель и господство над ними, ужасали меня уже тогда”.

Еще в 2002 году Тони Джадт верил в возможность решения израильско-палестинской проблемы, если создать два государства, свернуть еврейские поселения на оккупированных территориях и лишить палестинских беженцев права вернуться в Израиль.

Однако, в предлагаемой вниманию читателей статье он отказывается от этой точки зрения. Почему?  «Но я боюсь, что мы опоздали. … Я думаю мало кто верит, что более четверти миллиона хорошо вооруженных и субсидируемых поселенцев добровольно уйдут из арабской палестины», - отвечает Тони Джадт на этот вопрос.

Какой же выход?  «…наименее болезненным вариантом для Израиля было бы превратиться из еврейского государства в двунациональное” , - таков его ответ.

Конечно, такое заявление, а также утверждение историка, что «Израиль - это анахронизм», не могли не вызвать возмущение традиционно либеральных  еврейских читателей, верных подписчиков нью-йоркского журнала The New York Review.

Для лучшего понимания статьи, думаю, нелишне будет напомнить политическую обстановку той поры, поскольку время летит быстро и многое уже подзабылось.

Итак, сентябрь 2003 года. Прошло два года после нападения террористов на башни Мирового Торгового Центра в Нью Йорке, войска США уже отпраздновали победы в Афганистане и Ираке, а на Ближнем Востоке еще жив Ясер Арафат, который является главой Палестинской Автономии. В то время он был осажден израильскими войсками в своем представительстве, но, несмотря, на все усилия Израиля и США, по-прежнему оставался у власти. Как раз в сентябре вынужден был подать в отставку с поста Премьер Министра Махмуд Аббас, нынешний глава Палестинской Автономии.

За год до этих событий США выдвинули идею «дороги к миру», суть которой заключалась в установлении и признании двух независимых государств - Израиля и Палестины. При этом палестинцы должны были провести демократические реформы и отказаться от террористских атак, а Израиль прекратить строительство всех поселений на захваченных территориях. Ни Израиль, ни палестинцы требований «дороги к миру» не выполняли. И мирные переговоры, которые летом 2003 года вроде бы оживились, очередной раз зашли в тупик.

Чем-то напоминает сегодняшний день? Я говорил, что время летит быстро? Извиняюсь.

Israel: The Alternative

by Tony Judt

ИЗРАИЛЬ: АЛЬТЕРНАТИВА.

На Ближнем Востоке мирный поцесс закончился. Он не умер, он убит. Авторитет Махмуда Аббаса был подорван Президентом Палестинской Автономии и унижен Премьер Министром Израиля. Его преемника ждет та же участь. Израиль продолжает строить незаконные поселения, цинично игнорируя «дорогу к миру» и насмехаясь над своим американским покровителем. Президент Соединенных Штатов Америки унижен до болванчика-чревовещателя, жалко повторяющего за израильским кабинетом: «Во всем виноват Арафат». Сами израильтяне мрачно ждут очередного самоубийцу-бомбоносца. Палестинские арабы, загнанные в непрерывно сжимающиеся бантустаны, существуют на подачки Европейского Союза. На усыпанном трупами пейзаже Fertile Crescent (земли, расположенные полумесяцем от Персидского залива через Месопотамию, Палестину далее вверх по долине Нила, Прим перев.), Ариэл Шарон, Ясер Арафат и горстка террористов могут праздновать победу, и они празднуют. Находимся ли мы в конце пути? Что делать?

На рассвете двадцатого века, в сумерки континентальных империй, их подданые в Европе мечтали о формировании «национальных государств», территорий, где поляки, чехи, сербы, армяне и другие могли бы жить свободно и быть хозяевами своей судьбы. Когда после Первой Мировой войны империи Габсбургов и Романовых разрушились, лидеры этих подвластных народов воспользовались предоставившейся им возможностью. Спешно создавались новые государства и первым делом они устанавливали привилегии своим нациям, «этническому» большинству, которое определялось или языком, или религией, или древностью, или всеми тремя - за счет неудобных местных меньшинств, которые становились гражданами второго класса, навсегда чужими в своем собственном доме. Но одному национальному движению, сионизму, не удалось удовлетворить свои амбиции.

Мечта о национальном еврейском доме посреди ушедшей в небытие Турецкой Империи ожидала своего часа долго, процесс занял более трех десятков лет, включая  Вторую Мировую войну, аж пока не уступила имперская Британия. И только в 1948 году еврейское государство было установлено в бывшей Оттоманской Палестине. Но основатели еврейского государства находились под влиянием тех же концепций, что их предшественники начала века в Варшаве, или Одессе, или Будапеште. Не удивительно, что Израильское этно-религиозное само-определение и его дискриминация против внутренних “иностранцев», всегда имела больше общего с пост-габсбургской Румынией, чем кому-либо хотелось признавать.

Короче говоря, проблема Израиля не в том - как это иногда полагают - что это европейский анклав в арабском мире, но скорее в том, что он появился слишком поздно. Это государство импортировало характеристики сепаратистского движения конца 19 века в мир, который уже ушел вперед, в мир индивидуальных свобод, открытых границ и международных законов. Сама идея «государства евреев» - государства, где иудеи и иудейская религия обладают исключительными привилегиями, которые недоступны гражданам не-евреям - эта идея уходит корнями в другое время и место. Говоря коротко, Израиль - это анахронизм.

Есть, однако, один жизненно важный признак, которым Израиль весьма отличен от прежних.неустойчивых, огрызающихся микрогосударств, образованных в результате коллапса империй, Израиль - это демократия. И это создает диллему. Вследствие оккупации земель, завоеванных в 1967 г., Израиль сегодня стоит перед лицом трех неприятных альтернатив. Он может ликвидировать еврейские поселения на оккупированных территориях, вернуться к границам 1967 г., внутри которых евреи составляют абсолютное большинство, и, таким образом, сохранить и еврейское государство, и демократию, хотя и аномальную, с арабами -  гражданами второго класса.

Другая альтернатива, Израиль может продолжать оккупацию «Самарии», «Иудеи», Газы (статья писалась в 2003 г., когда Газа была еще оккупирована Израилем, прим перев.), где арабское население - в дополнение к существующему в Израиле - в течение 5 - 8 лет станет демографическим большинством. В этом случае Израиль или станет государством евреев (со все растущим не-еврейским бесправным большинством), или демократией. Но логически он не может быть и тем и другим.

Или, третий вариант,  Израиль может продолжать контролировать оккупированные территории, но избавиться от подавляющего большинства арабского населения: либо путем насильственного выселения, либо лишая земли и средств существования, вынуждая их уйти в изгнание. В этом случае Израиль действительно может оставаться одновременно и еврейским государством и, по крайней мере формально, демократией, но за счет того, что станет первой современной демократией, которая осуществляет этнические чистки, как государственную политику. Тогда Израиль будет навсегда заклеймен как государство беззакония, международный отщепенец.

Если кто-нибудь полагает, что третья альтернатива совершенно невозможна, особенно для еврейского государсва, тот не видел роста поселений и захвата земель на Западном Берегу за последние четверть века, или не слышал генералов и политиков израильских правых, которые есть и в правительстве.

Центр израильской политики занимает ныне партия Ликуд. Ее основным компонентом является партия Херут, партия Менахема Бегина. Херут по существу - это наследник межвоенных ревизионистов-сионистов Владимира Жаботинского, чье бескомпромиссное безразличие к легальным и территориальным тонкостям когда-то заслужило эпитет «фашист» от левых сионистов. Когда слышишь заместителя премьер министра Эхуда Олмерта (напоминаю, это 2003 г, прим. перев.), гордо настаивающего на том, что его страна не исключает возможности убийства избранного президента Палестинской Автономии, то ясно, что это определение (фашист) подходит как никогда. Политические убийства - это как раз то, чем занимались фашисты.

Ситуация в Израиле не отчаянная, но близка к безнадежной. Самоубийцы с бомбами никогда не сокрушат Израиль как государство, а другого оружия у палестинцев нет. Действительно, есть радикальные арабы, которые не успокоятся, пока последний еврей не будет сброшен в море, но они не являются стратегической угрозой для Израиля, и израильские военные это знают.

Чего здравомыслящие израильтяне боятся гораздо больше, чем Хамас или эль-Акса Бригад, это постоянно растущее арабское население внутри «Великого Израиля», и даже в большей степени они боятся эрозии политической культуры и гражданской морали. Как недавно писал видный политик из Партии Труда Абрахам Бург «После двух тысяч лет борьбы за выживание, в действительности Израиль - колониальная держава, управляемая коррумпированной кликой, которая презирает и насмехается над законами и гражданской моралью.(1). Если ничего не изменится Израиль через пол десятка лет не будет больше ни еврейский, ни демократический.

Здесь как раз на карте появляются США. Поведение Израиля - это катастрофа для американской внешней политики. Опираясь на американскую поддержку Иерусалим беззастенчиво попирает резолюции ООН, требующие освободить оккупированные территории. Израиль - единственная страна на Ближнем Востоке, которая владеет оружием массового поражения. Но, закрывая на это глаза, США подрывают собственные яростные усилия по предотвращению попадания такого оружия в руки других потенциально воинственных государств. Безоговорочная поддержка Израиля, даже несмотря на (молчаливые) мрачные опасения, главная причина, почему остальной мир не верит в нашу искренность.

Знающие люди теперь молчаливо признают, что причины, по которым Америка начала войну с Ираком, не совсем те, что представляли широкой публике в то время. (2) Для многих в администрации президента Буша, главным стратегическим соображением была необходимость дестабилизировать и перекроить Средний Восток в наиболее благоприятном для Израиля виде. Мы создаем военную истерию вокруг Сирии, потому что израильская разведка заверяет нас, что иракское оружие было перевезено туда, утверждение, которое не подтверждается никакими другими источниками. (Напоминаю, речь идет о 2003 г., когда США все еще пытались найти химическое или ядерное оружие в Ираке. Прим. перев).

Сирия поддерживает Хезболлу и Исламский Джихад, заклятых врагов Израиля, но едва ли эти организации являются значительной международной угрозой. Однако, Дамаск до сих пор поставлял критическую информацию об аль-Каида. Как и Иран, другой давнишний объект израильского гнева, который мы тоже активно отчуждаем. Сирия более полезна для США в качестве друга, а не врага. Чью войну мы воюем?

16 сентября 2003 г. США наложили вето на резолюцию Совета Безопасности, требующую, чтоб Израиль прекратил угрозы депортировать Ясира Арофата. Сами американские официальные лица признают, не для печати, что резолюция была здравая и благоразумная, и что все более воинственные заявления израильских лидеров восстанавливают фигуру Арафата в арабском мире и являются главным препятствием на пути к миру. Но США снова заблокировали резолюцию, еще больше подрывая доверие как честного посредника в регионе. Друзья Америки и союзники во всем мире больше не удивляются, но они опечалены и разочарованы.

Израильские политики в течение многих лет создавали себе трудности. Почему мы продолжаем поощрять их делать ошибки? США в прошлом пытались осторожно оказать давление на Израиль, угрожая приостановить ежегодную помощь, которая частично уходит на субсидии поселений на Западном Берегу. Но последний раз такая попытка при Президенте Клинтоне провалилась: Иерусалим получил деньги на «затраты на безопасность». Вашингтон согласился с уловкой, из 10 миллиардов долларов в течение 4 лет между 1993 и 1997 г г., меньше 775 миллионов остались в Америке. Программа по развитию поселений не пострадала. Ныне мы даже не пытаемся ее остановить.

Отказ от высказываний или действий добра не приносит никому. Это также разрушает полемику внутри Америки. Вместо того, чтоб напрямую обсуждать Средний Восток американские политики и эксперты порочат репутацию наших европейских союзников, когда те с нами не согласны. Бойко и безответственно обвиняют их в возрождении антисемитизма, если европейцы критикуют Израиль, а здесь, дома, строго осуждаются любые публичные высказывания тех, кто не поддерживает консенсус.

Но кризис на Ближнем Востоке никуда не уйдет. Президент Буш скорее всего будет блистать своим отсутствием во время перепалок в ближайший год, упомянув о «дорожной карте» в Июне только, чтоб успокоить Тони Блэйра. Но рано или поздно американский государственный муж должен будет высказать всю правду израильскому Премьер Министру и заставить его слушать.

Либералы в Израиле и умеренные в Палестине вот уже 20 лет настаивают, без всякой благодарности, что единственная надежда для Израиля - это демонтировать абсолютное большинство поселений и вернуться к границам 1967 года в обмен на твердое признание этих границ арабскими государствами и стабильное, свободное от терроризма палестинское государство при гарантиях Запада и международных агентств. Это все-еще общепринятая точка зрения, и в свое время это было справедливое и возможное решение.

Но я боюсь, что мы опоздали. Слишком много поселений, слишком много еврейских поселенцев, и слишком много палестинцев, и все они живут вместе, хотя и разделенные колючей проволокой и пропускной системой. Что бы ни говорила «дорожная карта», реальная карта находится на земле и это, как говорят израильтяне, отражает факты. Я думаю мало кто верит, что более четверти миллиона хорошо вооруженных и субсидируемых поселенцев добровольно уйдут из арабской Палестины. Многие из этих поселенцев скорее умрут - или убьют - чем уйдут. Последний политик, который стрелял в евреев, чтобы добиться государственных целей, был Давид Бен-Гурион, который силой разоружил незаконное ополчение Иргун Менахема Бегина в 1948 году и интегрировал ополченцев во вновь созданные Силы Обороны Израиля. Ариэль Шарон - это не Бен-Гурион (3)

Пришло время вообразить невобразимое. Два государства - сердцевина «дорожной карты» и договоренностей в Осло - это решение скорее всего уже обречено. С каждым годом мы откладываем неизбежное, тот трудный выбор, к которому уже пришли разными дорогами те, кто на крайнем левом краю, и те, кто на крайне правом. Действительный выбор, перед которым стоит Средний Восток в ближайшие годы, будет между этнически чистым Великим Израилем и единым, интегрированным, двунациональным государством евреев и арабов, израильтян и палестинцев.

Фактически так видят выбор сторонники жесткой линии в кабинете Шарона. Вот почему они предвидят бегство арабов, как неизбежное условие выживания еврейского государства. Но что, если бы в сегодняшнем мире не было места для “еврейского государства»? Что, если двунациональное решение было бы не только все более вероятным, но даже желательным решением. Это не такая уж странная мысль. Больштнство читателей этой статьи живут в плюралистических государствах, которые уже давно стали много-национальные с разными культурами.

“Христианская Европа», о которой писал Валери Жискар д Эстен, это мертвое письмо. Западная цивилизация сегодня - это цветная мозаика религий, языков, что хорошо знает  любой, побывавший в Лондоне, Париже или Женеве. (4)

Израиль сам многокультурное общество во всем, кроме имени; но он остается отличен от остальных демократических государств в своей приверженности к этно-религиозным мерилам, по которым определяет и ранжирует своих граждан. Это из ряда вон выходящий случай среди современных стран не потому - как это утверждают наиболее параноидальные приверженцы - что это ЕВРЕЙСКОЕ государство и, дескать, никто не хочет, чтоб евреи имели государство, а как раз потому, что это еврейское ГОСУДАРСТВО, в котором одна община - еврейская - стоит выше других, во времена, когда такого рода государствам нет больше места.

В течение многих лет Израиль имел особое значение у евреев. После 1948 года он принял сотни тысяч беспомощных беженцев, которым не было куда деться. Без Израиля их положение было бы отчаянным. Израиль нуждался в евреях, а евреи нуждались в Израиле. Обстоятельства рождения неразрывно связали Израиль и Shoah, проект Германии по уничтожению европейских евреев. В результате, всякий критицизм Израиля неизбежно задевал в памяти эту трагедию, что американские апологеты Израиля бесстыдно эксплуатируют. Указать на ошибку еврейского государства - значит плохо думать об евреях. Даже представить альтернативную конфигурацию на Ближнем Востоке - значит потворствовать моральному эквиваленту геноцида.

В годы после Второй Мировой Войны те миллионы евреев, которые не жили в Израиле, часто были удовлетворены самим фактом его существования: или они думали о нем, как о гарантии против возрождения антисемитизма, или просто - как напоминание миру, что евреи могут и будут стоять за себя. До того, как возникло еврейское государство, еврейские меньшинства в христианских странах тревожно смотрели что-там за спиной и старались держаться незаметно, после 1948 года они могли держать высоко голову. Но в последние годы ситуация трагически вернулась.

Сегодня евреи вне Израиля снова чувствуют себя обреченными на критицизм и уязвимыми к атакам за поступки, которые они не делали. Но в этот раз - это еврейское государство, не христианское, держит их в заложниках своих действий.

Еврейская диаспора не может влиять на политику Израиля, но евреи неявно отождествляются с акциями Израиля, не в последнюю очередь еще и потому, что Израиль тоже требует их лояльность. Поведение государства, которое называет себя еврейским, влияет на то, как остальные смотрят на евреев. Увеличившиеся случаи атак на евреев в Европе и в других местах вполне можно отнести к неверно адресованным попыткам, часто молодых мусульман, отомстить Израилю.

Горькая правда в том, что поведение Израиля не только плохо для Америки, что несомненно, такое поведение еще неприемлемее для Израиля, как многие израильтяне молчаливо признают. Гнетущая правда в том, что Израиль сегодня плох для евреев.

В мире, где нации и люди все больше перемешиваются и создают совместные семьи, где культурные и национальные преграды к общению разрушены, где все больше людей могут быть отождествлены по разным признакам и будут чувствовать себя несправедливо ограниченными, если мы будем определять их чем-то одним, в таком мире Израиль настоящий анахронизм. В сегодняшнем «столкновении культур» между открытыми плюралистическими демократиями и воинственными нетерпимыми, движимыми религией этно-государствами, Израиль рискует оказаться в плохой компании.

Превратить Израиль из еврейского государства в двунациональное будет нелегко, хотя и не так невозможно как кажется: фактически просесс уже идет. Но такое двунациональное государство причинит гораздо меньше неудобств для большинства евреев и арабов, чем заявляют религиозные и националистические недоброжелатели. В любом случае, я не знаю никого, кто предложил бы что-то лучше. Любой, кто действительно полагает, что электронный барьер, который строят сейчас, разрешит ситуацию, такой человек не заметил последние 50 лет истории.

«Барьер» - в действительности вооруженная зона с ямами, заборами, датчиками, грязными дорогами (чтоб оставались следы) и стена, достигающая в отдельных местах 28 футов высотой - захватывает, разделяет и оккупирует арабские поля, разрушает села, жизненный уклад и последние остатки арабо-израильских сообществ. Она стоит около 1 миллиона за одну милю и ничего, кроме унижений и неудобств для обоих сторон, не принесет. Как и Берлинская Стена, она является подтверждением морального и институционного банкротства того самого режима, который должна защищать.

Двунациональное государство на Ближнем Востоке потребует смелого и неослабевающего американского руководящего вмешательства. Безопасность евреев и арабов должна быть гарантирована международными силами, хотя законно установленное двунациональное государство сможет гораздо проще охранять порядок внутри, чем когда боевики проникают извне и могут быть притягательны для возмущенных жителей с обеих сторон границы. (5) Двунациональное государство на Ближнем Востоке приведет к возникновению нового политического класса, как среди арабов, так и среди евреев. Сама идея -  это мало что обещающая смесь утопии с реализмом, не скажу, что такие идеи приятны. Но альтернативы еще хуже, много, много хуже.

Сентябрь 25, 2003.


См. Эссе Бурга "La r;volution sioniste est morte," Le Monde,  Сеньябрь 11, 2003
Бывший глава Еврейского Агентства, автор был спикер Кнессета, Израильского парламента, между 1999 и 2003 годами. Его эссе публиковалось потом в Лондонской Guardian (Сентябрь 15, 2003). (1)

См. Интервью с Заместителем Министра Обороны Полом Вулфовицем в Июле 2003, Vanity Fair.(2)

В 1979 г. После подписания мирного соглашения с Анваром Садатом, Премьер Министр Бегин и Министр Обороны Шарон иструктировали армию закрыть еврейские поселения на египетской территории. Возмущенное сопротивление некоторых поселенцев было преодолено силой, хотя никто не пострадал. Но тогда армия столкнулась с 3 тысячами экстремистов, а не четвертью миллиона, и земля - синайская пустыня, а не «библейская Самария и Иудея». (3)

Албанцы в Италии, Арабы и чернокожие африканцы во Франции, Азиаты в Англии все они продолжают встречать враждебность. Небольшое число избирателей во Франции, или Бельгии даже в Дании и Норвегии, поддерживают политические партии, у которых враждебность к «мигрантам» единственная платформа. Но по сравнению с Европой 30 летней давности ныне - это мозаика разных культур, но равноправных граждан, что, несомненно, есть форма будущего. (4)

Бург пишет, что текущая политика Израиля лучшее средство для рекрутирования террористов. «Нам безразлична судьба палестинских детей, голодных и униженных, так почему мы удивляемся, когда они взрывают себя в наших ресторанах? Если мы даже будем убивать по 1000 террористов в день , это ничего не изменит. "La r;volution sioniste est morte."(5)