Смерть вольнодумца

Олег Хлобустов
                - Сократ первый свел философию с небес,
                поселил ее в городах, научил и заставил 
                рассуждать о жизни, правах, добре и зле –
                Цицерон, римский оратор и политический
                деятель первой половины I в. до нашей эры.


                - Послушай, Сократ, не упрямься, выпей
                чашу с ядом, по-гречески тебе говорят!
                Феликс Кривин, писатель, ХХ век


                - Произнесенное слово несет мысль,
                побуждает к действию!
                Сократ, греческий философ IV век до н.э.


   Грек Сократ стал для многих последующих поколений подлинным воплощением идеала мудреца и философа.
   Несмотря на то, что философ не оставил после себя ни одной рукописной работы, слава о нем распространилась не только в античном мире, но и пережила века.
   Основы философских воззрений одного из родоначальников диалектики дошли до нас благодаря как работам его учеников Платона («Диалоги»), Ксенофонта («Воспоминания»), а также Диогена Лаэртского и «отца истории» Плутарха.
   Выступления Сократа позднее назвали бы проповедями: любил он поразглагольствовать прилюдно, в том числе выступая на народных собраниях.
   Однако его беседы не были монологичными, включали и вопросы слушателям, иногда риторические, обращенные к аудитории, на которые он сам давал ответы в соответствии со своим миропониманием. Целью философии, по мысли Сократа, является – самопознание как путь к постижению истинного блага.
   Одним из первых в мире он провозгласил, что знание есть добродетель.
   По признанию современников, диалоги Сократа, порой содержавшие резкие критические высказывания об окружающей жизни, приводили в замешательство – удел философа служить истине, а не властителям!
   В своих беседах Сократ затрагивал житейские проблемы, близкие  его слушателям и современникам, отчего они становилось понятными слушателям,  особенно вычленяя, подчеркивая те или иные нравственные стороны бытия, страстно изобличая ложь и стяжательство.
   Его яркие, острые, порой нелицеприятные замечания о властях предержащих передавались из уст в уста, становясь общественным мнением.
   Вследствие безупречной логики философа-проповедника и его риторического мастерства слушатели самостоятельно приходили к выводу о том, что так жить дальше нельзя, надо что-то менять  в самом себе или окружающем мире….
   У площадного философа появились сначала завистники и недоброжелатели, а затем – и откровенные противники: ведь он позволял себе насмехаться над богатыми невеждами и глупцами, говоря и проповедуя то, что считал нужным.
   Он не смущался поставить перед нетрезвой толпой вопросы о том, что есть справедливость, добродетель, нужно ли делать добро бескорыстно и возможно ли это?
   По его убеждению, облагораживание души – обязанность человека.
   А задача воспитания юношества – развитие в них способности к достижению истинной цели жизни, в чем и заключается главное благо.
   Свое призвание Сократ видел в познании самого себя и окружающих людей – «добродетель есть знание».
   В основанной им школе риторики (публичных выступлений), Сократ применил индуктивный метод: анализ от частных фактов переходил к общим выводам.  Он считал, что власть в республике должна принадлежать только справедливым и опытным гражданам, способным на самопожертвование ради общего блага. Этот свой философский принцип Сократ доказал ценой собственной жизни – «жизнь, не подвергнутая проверке, ничего не стоит!».
   Он яростно восставал против самомнения и невежества. По его наблюдениям, весьма справедливым и сегодня, «поэты, художники и ремесленники лучше всего разбираются в своем деле, о других же вещах они судят так же, как и иные невежды». Поэтому мудрости и искусству управления надо учиться – впоследствии этот тезис вошел в образовательные системы всего мира.
   Себя Сократ называл «скромным искателем истины», говоря, что «Нуждаюсь я лишь в малом –  наиболее близко приблизиться к совершенству».
   А в этом виделся уже вызов воле Провидения, покушение на прерогативы греческих богов.
В 399 году до нашей эры Сократ был обвинен в государственной измене – власть не терпит критики, даже самой обоснованной, – непочитании богов и развращении молодежи.
Сократ принял все обвинения, отрицая их общественный вред.
   Почитатели философа предлагали ему бежать – он гордо отказался, заявив, что это значило бы признать свою вину.
   Ему предлагали сделку «с правосудием» – отказ от его высказываний в обмен на снятие обвинений. Он отверг это предложение с презрением.
   Тогда судебный синклит объявил свой приговор – смерти достоин.
   70-летнему мудрецу по традиции была поднесена чаша с ядом цикуты. Он спокойно принял ее из рук палачей.
   Казалось, что казнь философа должна была уничтожит зерна его крамольных воззрений, но этого не произошло – очень скоро афиняне изгнали из города судей, осудивших Сократа за его вольнодумие, увековечили его образ в бронзовом бюсте, а ученики его Платон и Ксенофонт изусно и письменно распространяли то, что можно назвать «учением Сократа», его вы высказывания и метод познания жизни.
   Так был совершен последний научный подвиг Сократа – открыта великая тайна человеческой жизни и души: подлинное бессмертие человека – это память потомства о делах его.