Условный рефлекс как основа абстрактного мышления

Олег Басин
НАЧАЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА СТРАНИЦЕ: http://www.proza.ru/2010/08/22/781

            Итак, эта наша внутренняя моделирующая реальность, называемая мышлением, скорее всего, действительно зиждется на условном рефлексе — сугубо биологической функции нервной системы, по крайней мере, мы будем теоретически исходить из этой, самой распространённой и самой укоренившейся гипотезы, рассмотрев последовательно промежуточные формы от самой рефлекторной сферы сознания до образной. Только промежуточные модели помогут нам разрешить один наиважнейший парадокс, связанный с мышлением и условным рефлексом.

            А парадокс очевиден. Ведь с одной стороны условный рефлекс обязательно заканчивается внешне выраженной автоматической врождённой реакцией, относительно которой он выработан. С другой стороны мышление уже не обязано заканчиваться внешне выражаемой реакцией, по крайней мере, немедленной, непосредственной и спонтанной, как при условном рефлексе. Но при всём при этом мы предполагаем, что мышление должно основываться на нём. Отсюда уже ясно видно, что необходимо решать вопрос, куда при созревании мыслительных образно-моделирующих форм девается непосредственная реакция? Во что она превращается или чем она подменяется по мере созревания образов? Вот в чём состоит основная логическая неразрешённость, требующая своего естественного теоретического обоснования и перехода от условного рефлекса к образному мышлению, моделирующему внешнюю реальность.

            Действительно, не может не казаться странным, что вся наша внутренняя реальность, называемая мышлением, хоть она и основана на условном рефлексе, имеет не только некоторую свободу по отношению к прошлому и текущему, но даже способна влиять на наше будущее. Если у мышления такая довольно жёсткая автоматическая основа — откуда, тем не менее, такая свобода самореализации, способная выбирать время и место для ответной реакции, или вообще не проявлять её?!

            Ответ заключается в последовательности переходных форм и в процессах, ведущих от одних из них к другим.

            Переход от условного рефлекса к настоящему образному мышлению начинается с формирования комплексов ощущений, выстраиваемых за счёт множественных условных рефлексов вокруг каждой врождённой безусловной реакции. Сами по себе ощущения полны хаоса, и сначала необходимо определить: в каких условиях и для каких целей оказываются важны те или иные ощущения. Первичные цели индивидуума, конечно, физиологические; и их удовлетворение неизбежно сопровождается определёнными ощущениями, с достаточной регулярностью повторяющимися совместно с эксплуатацией определённого безусловного рефлекса. И поскольку эта совокупность регулярно сопровождающих ощущений оказывается важной для предварительной подготовки индивидуума к процессу, необходимо закрепить её в единый комплекс. Так первой ступенью объединения ощущений являются те комплексы, что формируются вокруг каждой безусловной реакции с помощью условных рефлексов.

            Комплексность и отобранность определённых ощущений с помощью условных рефлексов создаёт первые предпосылки для формирования абстрактных функций сознания, достаточно высоким представителем которых уже является образное мышление. Оно-то уже свободно оперирует возможностью представлять, т.е. воспроизводить комплекс ощущений, который в своё время был зафиксирован и выделен именно условными рефлексами вокруг безусловной врождённой реакции. Это потому, что образ есть ни что иное, как высокоорганизованный комплекс воспроизведённых ощущений, отбор и компоновка которых начинается именно с условных рефлексов. Так каждая врожденная безусловная реакция нервной системы собирает вокруг себя множество сопутствующих ощущений. Из них и формируются те комплексы, из которых возможно дальнейшее построение всех объектов сознания, включая образные.

            Отсюда совершенно ясно логически вытекает, что, созданный за счёт множественных условных рефлексов, комплекс запечатлённых ощущений непременно должен в последствии избавиться от жёсткой привязки к безусловной реакции, не утратив при этом комплексность. Именно при этом избавлении и происходит переход от функциональных фаз действия и восприятия к фазе мышления, хотя бы даже незрелого, дообразного, например, интуитивного.

            Теперь следующий наиважнейший теоретический вопрос при изучении сознания — это вопрос об абстрагировании собранного комплекса ощущений от обязательной и незамедлительной физической реакции и ещё, кстати, от эмоции, которая тоже является непреложным дополнением к первичному комплексу ощущений при его формировании, называемому впечатлением. И основной вопрос дальнейшего теоретического исследования: как происходит чудо этого избавления? Т.е. как первичные впечатления, эмоционально зависимые комплексы ощущений, формируются и эволюционируют, абстрагируясь в дальнейшем от эмоционально-физиологической привязки?

            Для абстрактных операций сознания необходимо собирать наиболее значимые, наиболее влиятельные комплексы ощущений, которые объективно и постоянно сопровождают наши безусловные автоматические реакции на мир. Самое значимое — это жизненно важное, что собственно и охвачено подходящими врождёнными безусловными реакциями. Безусловные рефлексы  сформированы путём биологической эволюции и поэтому отражают наиболее жизненно важные аспекты биологического существования. Первичные комплексы ощущений собираются вокруг каждой из таких безусловных реакций, как сопровождающие их ауры. Можно смело считать, что весь этот комплекс ощущений, что в дальнейшем итоге входит в состав образа, является жизненно важным, по крайней мере, в определённых условиях, раз уж он относительно постоянно сопутствует врождённой реакции организма. Иными словами, безусловный рефлекс с помощью условных рефлексов технологически позволяет осуществлять первичный подбор ощущений для дальнейшего построения из них различных комплексов, ведущих в итоге и к формированию образа.

            Так происходит первый шаг на пути формирования абстрактной реальности, существующей в нашем сознании. Он происходит путём предварительного отбора наиболее значимых в нашей жизни ощущений.

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2010/08/31/1022