В. Васнецов. Богатыри

Нина Бойко
Окончив работы во Владимирском соборе, Васнецов вернулся в Москву, возобновив поездки в Абрамцево, где начал картину «Богатыри». Мысль написать «Богатырей» зародилась  у него в далеком 1867 году,  когда с шестьюдесятью рублями в кармане, но с огромным желанием учиться в Академии художеств, он приехал из Вятки в Петербург, где первое время только и делал, что справлялся с нуждой. Питался одной буханкой хлеба в день, и чем бы кончилась такая жизнь, неизвестно, да на счастье, встретил брата своего учителя, с которым познакомился, когда тот приезжал в Вятку. Он взял Васнецова к себе на квартиру, помог найти работу и посоветовал поступить в Рисовальную школу, где по воскресениям преподавал Крамской.

В это сложное для Васнецова время, как спасительная доска над бурлящим потоком, являлось детство: отчий дом, родители, братья, стряпуха, рассказывающая былины и сказки при свете свечи: «Муромец –– сила, Попович –– святость, Добрыня –– доброта. Охраняют они землю русскую, и никакой ворог их одолеть не может!»
Занятия в Рисовальной школе, учеба в Академии художеств,  творческие поиски, удачи и неудачи, участие в Передвижных художественных выставках, поездка во Францию, –– вот и минуло чуть не пятнадцать лет. Но все эти годы Васнецова не покидала мысль о «Богатырях». В Париже, когда мечталось о России, он сделал небольшой эскиз картины, показав художнику Поленову. Поленов пришел в восторг, и Васнецов решил подарить ему этот эскиз, но Василий Дмитриевич отказался:
–– Нет, не возьму. Впрочем… возьму, но после того, как вы напишете картину.

Однако картина «Богатыри» была написана только в 1898 году.
Муром.  Былинное сердце России.  Первые поселенцы обосновались здесь в 862 году, были очень привержены своим славянским богам, и когда князь Глеб пришел в Муром с христианской миссией, они убили его. Но в сложные для русской земли моменты, муромцы отбрасывали все свои пристрастия и неприязни и  шли сражаться против врага  вместе  с  христианами.   

                Не для ради князя Владимира,
                Не для ради княгини Апраксии,
                А для бедных вдов и малых детей
                Я иду служить…
                Не скакать ворогам по нашей земле,
                Не топтать на конях землю русскую,
                Не затмить им солнце наше красное!

В  мирное  же время муромцы оставались непокорными,  признавая только  Перуна, Даждь-бога, Ярилу, жреца Богомила, который тридцать лет сидел на  тридцати дубах Соловьем-разбойником, и прочих славянских богов. 

Ни одно русское княжество не создало столько былин, как  Муромо-Рязанское.  Много  в них особенного, выпуклого, поэтичного. В  городах и деревнях из уст в уста передавались муромские былины о подвигах богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и других.  Муромские богатыри  стали любимыми героями русского народа, поскольку  славны не только  физической силой, но и пониманием другой силы –– добрососедства.
 
Картина «Богатыри» еще не была закончена, когда московскую мастерскую Васнецова посетил Павел Михайлович Третьяков. Вопрос о приобретении был решен. Окончив свое полотно, художник передал его Третьякову, а через год в Петербургской Академии была организована персональная выставка Васнецова, центром которой стали «Богатыри».

На выставке к «Богатырям» было не протиснуться. Россия. Спокойное могущество.  Ей нечего бояться, она велика и не мстительна. Богатыри –– ее застава. Они грозны для врага, но приветливы для друга. Их копья никогда не обратятся на беззащитного,  их кони никогда не будут топтать мирные поля.  В картине –– высшая правда и высший человеческий закон.
Зрителям казалось, что этим богатырям тысячи лет, что они родились вместе с Россией.  Все, кто смотрел на картину,  видели незыблемость своей земли. Сколько невзгод, войн, жутких лет знала эта земля, сколько пожарищ… но она стоит и будет стоять, потому что ни одна другая  не рождала  таких богатырей, ни один народ не имеет в своей основе  такую  духовную крепость.

Васнецова стали называть историком, но он возражал: «Я не историк, я  –– сказочник, былинник, гусляр живописи… «Богатыри» мои не историческая картина, а только живописно-былинное сказание о том, что лелеял в своих грезах мой народ».
Лев Николаевич Толстой, увидев «Богатырей» был поражен:
–– Я никогда не задумывался, какими в жизни были наши богатыри, но, увидев  картину, подумал, что именно такими и были защитники родной земли и никакими другими, в представлении народа, быть не могли.

Был поражен  и Федор Иванович Шаляпин:
 –– Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой древней скифской почвы выделанные. Как духовно прозрачен при всей своей массивности Васнецов!  Его богатыри,  воскрешающие самую атмосферу древней Руси,  вселили в меня ощущение великой мощи  –– физической и духовной.
 
В истории русской живописи «Богатыри» заняли одно из самых первейших мест.  Язык этой картины-баллады прост, величав, могуч, «его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он  враг;  и  с чувством спокойной веры в такую мощь –– если он друг».

Виктор Михайлович прожил долгую жизнь. С конца 1890-х годов  заметное место в его творчестве стали занимать религиозные темы. В Петербурге он  оформлял  храм Спаса-На-Крови, в Москве –– храм Рождества Иоанна Предтечи;  работал в Софии, где в коллективе художников создавал интерьер храма-памятника Александра Невского.
После революции, когда советское правительство провозгласило: «Религия –– опиум для народа», ––  продолжил работать над сказочными  сюжетами.