Соль земли

Параной Вильгельм
Маниш посвящается...




Я давно хотел тебя спросить про шрамы на левом запястье. Понимаешь, я несколько боюсь за тебя. Иногда не могу это выразить, но голос твой,  когда он не в полголоса, а громок и отчетливо явен - очень пугает!  Нет, ничего такого, прости, но нотки волнения присутствуют в нем. Ты можешь бросить этот мир?..


***
Иногда у писателя случается "перекур".

Его герои, его выдуманные и реально-модифицированные персонажи вступают с ним в сумасшедший спор. Раз в год. Ведут беседы, изучают диалоги, кружат в прениях, кружатся в обсуждениях и анализах своего рода, - и всего-то потому, что происходит бал.

Бал всех его маленьких, малюсеньких душ, собранных, как по мановению волшебного «аха».

Оживают качели, скрипят старые, высокие двери, распахиваются настежь пыльные окна; воздух свежим ароматом влетает в грудь и лица заглядывают к писателю и приглашают его в зал. Будто старика - в это вечно-молодое эхо...

ЗАмок светел, искры волшебной пудры тут и там отражаются солнцем. Повсюду значение опьянения, глушащая радость, невидимо-задорная...

Долгожданная - объявлением в начало наступления - ведомая и...

Писатель должен быть там обязательно. Это даже не обсуждается. Бал!.. На таком балу - он  шут. Грустный. Очень грустный. Все они - его руки, ноги, головы, тела, одетые в строгие костюмы, а бальные платья в шикарные украшения. Ухоженные и надушенные. Все они - его мысли в танцах, игры ребусов, тайны мистики, восхождения добра, помыслы о Боге.  Все они витают в  воздухе сотнями листков, словно это птицы-птицы, какие-то переворачиваются, то поднимаются до самой выси, то взрывающимися пиками сверху вниз разрезают воздух свободным падением - но не касаются собравшихся. Лишь разлетаются в стороны; лишь только создают еще большую публику.

Захват мнения, пробуждение гласом, гром колокола.

Обычно представление начинается не с полуночи, как того требует этикет правильного тона, а ровно в середине дня, когда сам полет внеземного яблока солнца виден как можно далеко и далеко от милой и дорогОй сердцу земли. 

Необъятный одним взглядом зал и  трон шута. Тысячи фигур  его ведут к трону.  По шахматной лесенке мраморного подиума.  Под аплодисменты, выкрики, одиночные выстрелы, взмывы струн или горнов исповеди, удары барабанов или глухие удары каменных слёз об пол.

Шута могут ударить, плюнуть в него, ущипнуть или укусить, могут, сдавливая шею в насмешках объятий крепко сдавить ему горло, чтоб он прочувствовал каково это. Могут вылить чернила или зеленку на голову, могут уколоть цыганской иголкой, шпилькой или булавкой. Могут пнуть, посмеяться в спину, грубо ужалить или предательски обстричь наголо. Наконец могут кинуть пустой бутылкой шампанского и потом смеяться, глядя на то, как кровь с бездыханного тела легкой струйкой стекает на сверкающий  помост.

Но в колоде два шута. Два-а...
Один - это пишет, а другой читает.

Ни в чем не виновный читатель... 
Он знает правду.
 
Правду истории, в которой он замешан. Да... Это глубокая яма. Тем, кто хочет остаться в стороне лучше смотреть кинофильмы или слушать Баха и Шуберта одновременно. В одном углу звучит Бах, а в другом ухе Шуберт. «Текстилия сладкофонии». Но шута два. И они уже перевоплощены в этих Баха, Шуберта, - и играют они для тебя. Ну, это случайное попадание. Разумно думать, что к примеру ты не знал. Но каково им?.. Слагать твои жизни в общий комок. Неужели писатель - это чудовище. Разумное чудовище, пастью которого схватывается чья-то жизнь. Пережевывается, глотается, переваривается,..

Писатель должен быть наказан! Злостно наказан. Повешен или в тысячу плетей оценен. Заживо закопан или съеден, подброшенной к нему в яму гиеной.

И что же?

Не сам человек, не сама душа, а вот это! 

Вот это вот чувство единственной свободы в руках своих палачей.

Попадет когда-нибудь в рай или нет?..

***