Прощание славянки

Михаил Ал Смирнов
Музыка марша "Прощание славянки" мне известна с детства, всегда очень нравилась и была связана с праздничными событиями. Реальное значение марша я понял в армии и сейчас, по прошествии большого времени с тех пор, понимаю, что человеку, не ходившему в строю с оружием, не призывавшемуся и не демобилизовавшемуся понять все значение марша, очень трудно. Я имею в виду значение для Армии, в первую очередь - психологическое значение.
     До весны 2010 года, так случилось, я не слышал марша со словами (попытки территориальные не в счет, так как для Армии страны они значения не имеют).
Я не в первом поколении человек технический, в этом своем предназначении никогда не сомневался, мне нравилось занятие моих родителей. Окончив институт и защитив диссертацию, я большую часть жизни посвятил оборонной промышленности, а все, что написал в стихах, служило как форма выражения мыслей и предназначалось только для самых близких. Мыслей о публикации никогда и не возникало.
      В начале 80-тых, я не помню сейчас обстоятельств, дневников никогда не вел, на глаза мне попала иллюстрация картины Константина Васильева "Прощание славянки", она поразила меня тем, насколько художник сумел почувствовать дух и смысл музыки марша. Картина написана с элементами сюрреализма, которым художник владел, не побоюсь слова, абсолютно. И именно использование сюрреализма позволило решить в картине, казалось бы, некое противоречие в самом марше Агапкина - музыкальный жанр марша и название "Прощание славянки", то есть, прощание с одной стороны воинского подразделения (военный марш - музыка не для одного солдата) и одной женщины с другой стороны.
Васильев показал именно тот момент, когда воинство в строю сливается в один организм, с одной судьбой, нацеленной на Победу, которой подчинено все остальное, а женщина провожает уже их всех, ушедших.
Она также теряет свою индивидуальность и начинает олицетворять всех, оставшихся и ждущих. Тех, кто сохранит детей и обеспечит Победу трудом и Верой.
Именно эта картина и вызвала мысли, которые постепенно оформились в законченный текст. Как и все остальное это было написано для себя.
     Все изменилось в майские праздники 2010 года, когда по телевизору я услышал "Прощание славянки" с текстом, понятно, что сразу, с экрана смысл текста поймать трудно, я отправился на Горбушку и обратился к продавцам с вопросом о марше со словами. Путем поисков нескольких удалось выяснить, что есть две записи: казачьего хора и Татьяны Петровой. В наличии у них был диск в исполнении Татьяны Петровой.
Текст был этот же, исполнение очень хорошее и эмоциональное, но поразило другое - ведь это по смыслу текста был не марш Российской Армии, а гимн гражданской войне.
     После этого я начал запрашивать Интернет, чего ранее и в голову мне не приходило, и увидел еще несколько вариантов текста. Для меня было совершенно ясно, что не один из них не подходит для военного марша 1 Российской Армии, каковым почти сто лет был и останется еще надолго марш Василия Ивановича Агапкина.
     Именно эти мысли и заставили меня обнародовать свой текст. Сегодня мне неизвестно, станет ли он именно тем самым, которого время почти целый век ждало, или найдется какой то другой. Это решит время и люди России. Я же внес свой вклад, то, что было в моих силах, для Соотечественников.

С уважением, Михаил Смирнов


От бескрайних просторов отчизны, от родных городов и полей
Нас поднимет могучая сила, что дана с молоком матерей.
Ты веками, Россия, стояла, лик твой будет потомкам сиять!
И дорог твоих к светлому храму никому не дадим осквернять!

припев
   И вновь звуки труб в поход нас зовут,
   В священном строю с врагом сойдемся мы в бою!
   Пусть вновь звуки труб в поход нас зовут,
   Славянки наказ всегда ведет к Победе нас.

   Мать-Россия, нас благослови!

Отведем от страны лихолетье, призывает нас Родина-Мать!
Под заветные стяги Победы собирается новая рать.
Оставляя всех тех, кого любим и, сливаясь судьбою в строю,
Свет родных очагов не забудем, отстоим честь и славу свою!

А свет любимых глаз -
Звездой путеводной для нас,
Звезда удачи,
Звезда надежды
В бою спасет солдат не раз.
Звезда удачи,
Звезда надежды
В душе храним твой свет всегда!

Мать-Россия, нас благослови!

Нам оставили деды наследство: в нем наука – врага побеждать!
И с Любовью, Надеждой и Верой отчий дом от беды сохранять.
Память доблести предков бессмертна, побеждаем мы с грозным УРА!
Реют гордые наши знамена, нам нести их настала пора.

   И вновь звуки труб в поход нас зовут,
   В священном строю с врагом сойдемся мы в бою!
   Пусть вновь звуки труб в поход нас зовут,
   Славянки наказ всегда ведет к Победе нас.

   Мать-Россия, нас благослови!

Другой вариант третьего куплета

Нам оставили деды наследство: в нем наука - врага побеждать!
И с Любовью, Надеждой и Верой отчий дом от беды охранять.
Для России нет рабского плена, тверже шаг и плотнее наш ряд,
Реют по ветру наши знамёна, дух победы зовет в свой парад!