Как я открывал Америку

Арсений Лайм
На фото: город Вашингтон, мемориал Вашингтона.


Рано или поздно, но многим приходится совершать в жизни первое большое путешествие. У меня этот срок настал в июле 2010 года. С небольшой группой журналистов из Кыргызстана и Казахстана я отправился в США по программе International Visitor Государственного департамента.

Догонялки со временем

Для меня лично открытие Америки началось в транзитном аэропорту Франкфурта-на-Майне, где мы пересаживались на рейс до Вашингтона. Огромный «Боинг-777-400», как нельзя, кстати, характеризует США – все большое, основательное и удобное для жизни. Плюс везде кондиционеры и лед. Последний, если вовремя не остановить официанта, окажется даже в чашке с горячим кофе.

Транзитным аэропортам можно спеть отдельную песню – даже не зная языка в них сложно потеряться: настолько лаконично и четко подается информация. В нашей погоне за солнцем это был немаловажный союзник. И главное, вполне комфортный и доброжелательный. Получилось так, что из Бишкека мы вылетели в 6 утра, а в Вашингтоне оказались в 8 часов вечера. Но с учетом часовой разницы выяснилось, что в полетах мы провели гораздо больше времени. Точно – ровно сутки.

Но время не любит проигрывать, потому отыгралось на нас на обратном пути. Из Миннеаполиса через Чикаго во Франкфурт мы вылетели 31 июля, а в Бишкеке оказались только ночью 2 августа. Вроде бы в пути те же сутки, но временная разница творит чудеса.

Белый дом и его соседи

Куда в первую очередь повезут туристов, которыми мы являлись в первые дни пребывания в Вашингтоне? Естественно, к Белому дому.

В американской столице жарко и душно. Даже нам, южным жителям, не по себе. Но туристов, похоже, остановить ничто не может – у Белого дома столпотворение. Хотя сама резиденция президента США не производит особого впечатления: ни тебе американского масштаба, ни помпезности, столь любимой правителями в Центральной Азии.

- Не вы первый, на кого Белый дом производит такое впечатление, - улыбается наш гид Святослав, выходец из Москвы. Но изначально президент Вашингтон хотел, чтобы его резиденция была скромной.

Интересно, что американцы при упоминании президента, сенаторов и других представителей властей всегда используют слово «служат», а не работают. Вроде бы мелочь, но, как становится ясно позднее, в США это не просто нюансы, это их жизнь. А мелочей в их политической жизни не бывает.

- Название «Белый дом» появилось только в начале XX века, - продолжает рассказывать Святослав. – Изначально здание было розового цвета. В белый его выкрасили, чтобы скрыть следы пожара. Когда во время войны за независимость англичане захватили Вашингтон, они сожгли все здания, символизирующие власть колоний, решивших расстаться с британской короной. 

Не менее известной достопримечательностью здесь является и гражданская активистка, которая много лет живет в палатке перед Белым домом. Она протестует против ядерного оружия и намерена нести свой крест до конца жизни. В день нашего приезда она отсутствовала, но ее помощник вполне доброжелателен и активно позирует туристам.

- Вы только с ними не заговаривайте, - предупреждает Святослав, - а то останетесь здесь на весь день.

Как это похоже на религиозных проповедников, которые бродят по подъездам жилых домов в Бишкеке. Стоит с ними заговорить – избавиться гораздо сложнее, нежели изначально просто грубо захлопнуть дверь. Видимо, одержимость любой идеей делает людей в разных странах одинаковыми.

Город-памятник

Сложно сразу сказать, какое из зданий в Вашингтоне – Белый дом или здание Капитолия, где находится Конгресс США, - является для американцев главным. Оно было сожжено англичанами во время войны за независимость, поэтому перестраивалось. Кстати, знаменитый купол Капитолия – полная копия возведенного в Санкт-Петербурге знаменитого Исаакиевского собора.

Интересно, что столица США должна быть по плану ромбовидной формы. Но часть земли, пожертвованной городу штатом Вирджиния, позже была им же и отобрана. На этом вырезанном кусочке сейчас располагаются Арлингтонское кладбище и комплекс зданий Пентагона. Второй штат, который пожертвовал землю столице, - Мэриленд.

В Вашингтоне огромное число памятников. Кроме президентов, такой чести удостоились генералы гражданской и прочих войн, политики. Есть монументы Александру Пушкину и Тарасу Шевченко. Возле комплекса Линкольна располагаются памятники в честь солдат, павших в первой и второй мировой войнах, в Корейской и Вьетнамской кампаниях. Наверняка этот парк скоро пополнится памятниками тем, кто погиб в Ираке и Афганистане.

Надо признать, что американцы чтут память всех, даже несмотря на то, что не всегда согласны с необходимостью жертв и критикуют за них руководство страны. А еще они закладывают во все символы. Наиболее показателен в этом плане монумент ветеранам Корейской войны, или как ее здесь называют – Забытой (Потерянной). Основу памятника составляют 19 фигур утомленных солдат. Они отражаются в черной мраморной стеле, что дает число 38. Именно по этой широте разделен Корейский полуостров. И на ней же находится Вашингтон.

Американцы потеряли на этой войне более 50 тысяч человек, еще 8 тысяч пропали без вести. И это не считая жертв тех стран, которые воевали под флагом ООН. На парапете вдоль монумента выбиты фамилии всех погибших. Венчает же все черная гранитная стена с надписью Freedom is not free – «Свобода не бывает бесплатной».

Кто-то из нашей делегации сразу же сказал, что Кыргызстан в апреле и июне 2010 года внес свой щедрый вклад в подтверждение этой аксиомы. Вот только принесет ли он дивиденды нашей измученной стране?

И о нас слышали

Надо отдать должное американцам – они чрезвычайно трепетно относятся к своей истории, которая насчитывает всего чуть более 200 лет. Например, библиотека Конгресса выкупила из частной коллекции географическую карту, на которой впервые упоминается слово «Америка». И теперь с гордостью ее демонстрируют в музее.

И так практически во всем. Не пропадает ни одна мелочь: все собирается, описывается и становится достоянием простых граждан. Перед такой настырностью можно лишь преклоняться. И по-хорошему завидовать.

А еще в Америке умеют удивлять. Стоим мы вечером возле нашего отеля «Вашингтон Плаза», курим. Кстати, в США число курящих в последнее время значительно снизилось – практически во всех зданиях дымить запрещено, ну и цены соответствующие. Стоимость пачки сигарет примерно равна неплохому легкому завтраку.

В общем, стоим, болтаем. К нам подходит водитель лимузина, который отвозит постояльцев отеля в аэропорт. После традиционных приветствий интересуется, откуда мы приехали.

- Казахстан, Кыргызстан, - отвечаем. И тут же Эд через обращается ко мне (благо среди нас были два человека, которые прекрасно владели английским):

- Как там у вас? Успокоилось?

- Да, стало спокойнее, - удивленно отвечаю.

- У вас же женщина президент, - то ли отвечает, то ли констатирует факт водитель. Я киваю, а он добавляет: - Я думаю, что теперь люди станут добрее.

Вспомнил он и Иссык-Куль, заодно удивившись, что наше озеро не замерзает зимой.

…А еще Вашингтон запомнился ревом пожарных машин. Ощущение, что в городе постоянно что-то горит. Автомобили носятся по улицам с таким ревом и днем и ночью. Конечно, в последнее время в Кыргызстане и нам привелось наслушаться воя сирен, но американские все равно производят совершенно неизгладимое впечатление.

(Продолжение - http://www.proza.ru/2010/08/20/631).
 
Бишкек – Вашингтон – Нью-Йорк – Сиэтл – Миннеаполис – Бишкек, 11 июля-2 августа 2010 года.