Луна 2112

Выдумщик
     Контракт на работу на обратной стороне Луны по добыче ценного для земной энергетики гелия-3 скоро подходит к концу. Единственный живой человек на станции обслуживания считает дни до отлёта на Землю, где его ждут жена и маленькая дочка. За контрактником неотступно присматривает робот, связи с Землёй нет якобы, из - за поломки ретрансляционного спутника. Неожиданно случается авария, наш герой оказывается замурованным в вездеходе без сознания. Всё не так просто. Случайно на вездеход с раненым  контрактником натыкается его двойник, автоматически доставленный из хранилища с клонами, погруженными в анабиоз.  Двоим клонам становится ясно, что фирма по производству гелия-3 ведет, мягко говоря, нечестную игру.  Один из клонов, выехав довольно далеко от базы,  добился установления связи с Землёй. Позвонив домой узнает, что со времени начала работ на базе прошло не 3 года, а полтора десятка лет. Открывается страшная правда - у него никогда не было семьи, дома его никто не ждет, а он - всего лишь клон, раб, которому внушили условия контракта, а избавиться от него не составит для компании никаких усилий и самое главное - никаких надежд на справедливость, в спецхранилище ждут своего часа еще десятки его копий, здесь нет полиции, нет адвокатов. Он обитает в хитроумно устроенной тюрьме, конвейер давно налажен и четко работает. Но главное даже не эта бесправность и беззащитность. Убитый горем, лишённый теперь навсегда родных в его памяти людей - жены и дочери, контрактник возвращается на базу и медленно умирает.
     Второй клон решает бороться до конца. Его смекалка и решимость в духе классического героя одиночки творит чудеса. Даже робот неожиданно начинает помогать человеку, несмотря на заложенную в него программу. Финал оптимистичный - герой смог улететь на Землю и подать в суд на фирму.
     Фильм оставляет хорошее впечатление хотя бы тем, что возникает желание пересмотреть его еще раз.  Главный герой проходит своеобразный экзамен, разгадывая загадки и получая страшные удары судьбы. Любопытно, что, несмотря на то, что клоны должны вести себя абсолютно одинаково, мы видим разное отношение к ситуациям, вплоть до борьбы клонов между собой.
     Фильм смотрится на одном дыхании - режиссеру удалось виртуозно пройти по узкой тропе между соблазном поиграть на нервах зрителя привычными эффектами и тонким психологизмом сюжета. Интересно, что подобная история возможна не только в космосе, вероятно, поэтому, в фильме, напрочь отсутствует всяческая романтика. Герой мечтает удрать на Землю, на Луне его держит только работа и больше ничего. Космос здесь не более чем необычное место действия, где главные актеры – увы, надоевшие до печёночных колик, привычные всем нам алчность капитализма, цинизм и бесчеловечность.  На этом мрачном фоне, вызывает симпатию особенный персонаж, это робот, в конце фильма неожиданно проявивший понимание и сострадание к человеку. Словно обретший душу надзиратель тюрьмы.
     Человек, искушенный в космической тематике, конечно, найдет нестыковки и недочеты - такие как отсутствие задержки сигнала при общении с Землёй, гравитация в точности соответствующая земной. Трёхдневный полёт с перегрузками в грузовой ракете человека. Без анатомического кресла он будет просто переломан, к тому же в скафандре воздуха хватает только на несколько часов, не говоря уже о пище и воде. Но кому это сейчас интересно? Бывают ляпы и похуже.
     Фильму явно не хватает присутствия женского пола. Выручает единственный момент, когда жена передает видеосообщение. Из- за большой задержки сигнала диалог невозможен (она по легенде работает на Юпитере). Но этот нюанс оправдан, иначе не получилось бы такой глубины и сосредоточенности на личных переживаниях героя. 
     Как итог, можно сказать, что режиссер озвучил предупреждение о грядущих аферах, связанных с новыми космическими, энерго - и биотехнологиями. Зрителю предлагается оригинальный сюжет, в котором можно одновременно вместе с героем пережить его личную трагедию и испытать триумф победителя. Концовка умышленно ускоренна, видимо с тем, чтобы скрыть некоторую недосказанность сюжета. Ведь за кадром повисает множество вопросов. Что будет с теми клонами, которые спят в хранилище на Луне? Как решать теперь их проблемы, каким образом не допускать такого рода изощрённого рабства?
     Есть соблазн также поругать фильм за общую мрачную атмосферу, давящее ощущение минимализма, полтора человека, да робот - не густо, скажем. Но, по моему мнению, Луна- 2112 это всё- таки в интеллектуальном плане небольшой, но шажок вперед по сравнению с блокбастерами, снятыми, исходя из тинейджерских вкусов.