Мамин дневник

Елена Полякова 2
Женька сидела, сгорбившись, за своим небольшим письменным столиком  и учила проклятый английский. Сегодня она получила «двойку». Новые слова, видите ли, не выучила. А зачем они ей? В Англию она не собирается и в Америку тоже. Ей и здесь неплохо. Просто забыла она вчера про эти самые слова, заигрались с ребятами в волейбол до самого вечера. Играли в «картошку», когда один в центре, а остальные стараются попасть по нему мячом. Попробуй, отбейся, когда сидишь скрючившись… У Женьки до сих пор спина болит. Почти ей одной и доставалось.

А сегодня вторым уроком  был как раз английский. Ну, и…  Ирина Романовна спросила её первой.  А у мамы просто нюх на её «двойки». То просишь, просишь дневник подписать, а ей всё некогда. Ручку взять, видите ли, некогда. А классная – где подпись родителей, где подпись родителей…  Как будто от этой подписи что-то изменится. А как только «двойка» или «тройка», мама тут как тут.  И просить не надо. «Что-то доченька, я твой дневник давно не видела...»  Давно, ага. Всё время на столе лежит. Даже открытым, если там только «пятёрки» и «четвёрки».

Бабушке она уже нагрубила.
- Что-то ты сегодня не в духе, – сказала та, видя как Женька молча съела суп, отодвинула второе – любимую жареную картошку с котлетой и  залпом выпила компот.-  «Двойку», что ли получила?
- Ничего я не получала, отстань! – буркнула Женька и бабушка, обидевшись, молча собрала грязную посуду и отвернулась от Женьки.

Вот с бабушкой непростительно. Бабушку Женька очень любила. И рассказы её о той ещё жизни любила слушать, и как мама маленькой была…
Женька встала из-за стола и отправилась на кухню.
- Ба, в магазин не надо?
- Не надо. Я ходила уже,- сухо сказала бабушка.
- Ба…- виновато сказала Женька.- Я «пару» по инглишу получила….
- Да, как же так! – ахнула бабушка. – Сидишь за уроками, сидишь… Чем ты там только занимаешься!
- Я слова забыла выучить… От мамы влетит.
Бабушка кивнула головой, мол, это-то  конечно, этого уж не миновать…
- А знаешь что? – предложила она, хитро улыбаясь. – Ты слова-то эти выучи.  Да в комнате порядок наведи, вон на полке что творится… Мать придёт, проверит, а у тебя уж всё в порядке!
- Проверит она… - задумчиво сказала Женька.- В школе немецкий учила, английский в институте.  В голове полная каша.
- Так тем более, - улыбнулась бабушка.
 
К полке Женька приступила поначалу неохотно. Полка – это только так называется. На самом деле – стеллаж из шести полок. И на каждой чёрте что творится…
Взяв тряпку, чтобы заодно протереть пыль, начала с нижней полки. Тут её старые учебники, пусть ещё лежат. А вот эти для младших классов, уже никому не нужны – выбросить! На второй -  книжки. … Самые любимые. Есть и детские совеем, но Женька с ними ни за что не расстанется. Любовно обтерев каждую, снова поставила их на полочку.
Так. А тут мамины записные книжки, чертежи какие-то… Это трогать нельзя. Могут понадобиться, а она уж выбросила, распорядилась. Нет, пусть лежат.

А тут что? Её старые тетрадки! Ой, даже за пятый класс! С ума сойти! Открыла наугад одну из тетрадок – сочинение. Конечно, «Как я провела лето»… Ну, и как?  Господи, как же она так врать-то в пятом классе умела… Ездили с мамой и папой на море… Загорали и купались, нашли раковину…
Никуда они не ездили, некуда им ездить. Да и папы у неё нет. Давно уже. На море дорого, у мамы денег столько нет. Женька почти всё лето в пионерских лагерях проводила, а про них писать надоело. Одно и то же. Открытие-закрытие. Костёр-поход. Нет, Женька в лагере не скучала, конечно, но писать только про это… Вот и выдумывала.
Нет, это всё выбросить. Не нужно уже.

На следующей полке, покрытые пылью, лежали какие-то толстые тетрадки.
Ну-ка, что там? Мамины конспекты лекций, ещё институтские. Это тоже трогать не стоит. Женька протирала каждую обложку тетрадки  слегка влажной тряпкой, пока не наткнулась на одну, потоньше и в картонной обложке. Махнула и по ней  было тряпкой, открыла с конца. И тут какие-то записи…. Но… Это же не вовсе не тетрадь! Это … дневник! Вот и на обложке написано «Дневник». А дальше – ученицы 7а класса  Сидориной Татьяны.

«Как это Танькин дневник ко мне попал? Да ещё так запылился? Спрятала у меня что ли?» - подумала Женька о своей самой близкой подруге, которой сегодня повезло, не спросили на английском, а ведь играли в «картошку» вчера вместе.  Стоп-стоп-стоп… Какого учебного года? Женька ошарашено смотрела на годы, указанные на обложке. Да её ещё тогда в помине не было,  Таньки-то! Впрочем, и её, Женьки, тоже ещё не было… Это же… Это же мамин дневник! Ну, да! Её девичья фамилия Сидорина, как она забыла! Бабушка замуж выходила, фамилию не меняла, так и осталась на своей девичьей, уж очень она у неё красивая, вроде польская – Олтаржевская…
А дедушка был Сидорин, вот и мама была Сидорина!

Женька открыла первую страничку и с любопытством стала перелистывать дневник. Учебные предметы почти как у них. И почерк мамин так похож на её собственный. Только вот тут какая-то «тригонометрия», у них такого нет… Черчение – почти все «пятёрки» по черчению были у мамы! По алгебре и геометрии – тоже… Вот по русскому хуже – «троечки». «Она и сейчас  с ошибками пишет», – усмехнулась Женька. И замечаний в дневнике нет. Ну, почти нет. Ага, вот и есть! Что?? «Не выучила новые слова»,  было записано в графе «немецкий». И «двойка»! Да огромная какая! Чтобы дедушка с бабушкой сразу увидели, что ли… У неё самой  «двоечка» аккуратная, красивенькая, глаза бы на неё не смотрели… Но вот такие Ирина Романовна, ставит, невидные… Жалеет их, дураков. Зато «пятёрки» у неё крупные, да ещё «Well done!» припишет, что означает «Молодец!». Что-то давно Женька такую запись у себя не видела…

Идея пришла неожиданно…
Когда мама после работы заглянула в её комнату, Женька сидела и бубнила английские слова. Дневник лежал на столе открытым.
- Привет, Женюра, как дела?
- Нормально…  - буркнула Женька.- Слова вот учу…
Мама тут же вошла в комнату. «Ну, что я говорила… За версту «двойки» чует…» - подумала Женька.
- Ну-ка, ну-ка… Что-то я дневник давно не видела, - сказала мама.
«И, правда, давно… -  подумала Женька, - больше двадцати лет ты его не видела…»
- «Двойка»! - ахнула мама. - Слова не выучила!  А я билеты в кино взяла! Вот теперь сиди и учи, а в кино мы с бабушкой пойдём! А на твой билет найдём кого-нибудь! Это надо, целый день за уроками сидит, а слова по немецкому языку не выучила!
- Мам, - невинно сказала Женька, - у нас в школе вообще-то английский…
- А что тогда здесь… - начала было мама, и вдруг,  закрыв дневник, посмотрела на его обложку…
- Ма-а-ма! - как-то жалобно, по-детски,  позвала она бабушку.  -  Ну, я же просила тебя весь хлам выбросить!
- Так я же и выбросила, Таня, - бабушка вошла и недоуменно взяла из рук матери дневник. - Sur! Je demande pardon, la madame!

Женька рассмеялась. Бабушкин французский она не понимала, как не понимала его и мама.
- Прошу прощения, мадам! – перевела бабушка, возвращая маме её дневник.
Мама укоризненно посмотрела на бабушку и, вдруг, тоже рассмеялась.
- Женька! Ну, ты и хитрюга! Надо же, как разыграла!
- Мам… Я не разыграла. Я, правда,  по английскому  «пару» получила. Но я же всё уже выучила! Завтра отвечу. Вот он, мой дневник, - раскаянно сказала Женька. – Завтра вот точно «пятёрку» получу!
Она взяла мамин дневник из её рук  и перелистнула страничку.
- Вот такую!
В графе «немецкий язык» стояла жирная «пятёрка» и было написано «Der Prachtkerl!», что видимо, означало «Молодец!»