Oxygene 7-13. из недосказанного

Выдумщик
                OXYGENE 7-13. Из недосказанного.
      Концепция этого альбома - как продолжение первого OXYGENE, в чем же отличие?
Простите меня за вынужденную лекцию, но без некоторых начальных знаний полностью нам не понять смысл альбома.
Несколько фактов: Похоже, что все-таки Жизнь во Вселенной очень редкое явление, необходимо совмещение слишком большого числа факторов в одном месте. Но не будем пессимистами. Посмотрите на эту фотографию, сделанную космическим телескопом Хаббл. Мы видим часть космоса с тысячами галактик, каждая из которых состоит из сотен и тысяч миллиардов звезд. Как-то странно смотря на эту картинку говорить, что мы одни во Вселенной, не правда ли? И это радует!

     Согласно недавним расчетам ученых, не будь на Земле флоры и фауны, климат на планете очень быстро бы скатился к одному из сценариев: либо наша планета превратилась бы в подобие Венеры с чудовищными температурой 500град С и давлением 90атм, либо в подобие Марса, где -100град С и 0,006атм. Живые существа поддерживают благоприятную среднюю температуру на Земле благодаря постоянному газообмену кислород - углекислый газ. Итак, жизнь и планета слишком зависят друг от друга.
Наша планета, можно сказать, по нашему недоразумению названа Землей, на самом деле, если судить по занимаемой площади поверхности, она должна называться Океан. OXYGENE 7-13, в котором явно слышны звуки океана, исправляет эту оплошность.
Вспомним, что жизнь на планете появилась благодаря воде. Ученые пока безуспешно ищут планету, подобную нашей с таким богатейшим запасом этого вещества. И, естественно, жизнь как следствие мощного запаса воды, мы видим только на Земле. Химическое соединение самого первого и самого простого во Вселенной вещества- водорода и самого лучшего (но не агрессивного) окислителя- кислорода дает просто удивительное вещество- растворитель, который способен вбирать в себя все необходимое для живых существ, а отдавать все без остатка и в неизменном виде. Есть и просто удивительные свойства воды - своего рода исключения из правил, такие, как уменьшение плотности при замерзании. Все эти свойства наилучшим образом подобраны для нашего с Вами существования. Ну, как можно не выразить Создателю свое восхищение такой о нас заботой? Жарр, во-первых, дополнил свой первый альбом, который является гимном творению жизни на нашей Земле, темой океана, как местом, в котором жизнь непосредственно зародилась. А во-вторых, … прошу, пожалуйста, наберитесь терпения и дочитайте до конца.

     Вот что можно себе представить на OXYGENE 7:
Среди бесконечного космоса летит исследовательский зонд, запущенный высокоразвитой цивилизацией в научных целях. Разумные существа вложили в квантовый мозг зонда программу поиска планет, пригодных для жизни. И вот, чуткие приборы, сканирующие окружающее пространство, уловили слабые, но отчетливые сигналы, идущие из галактики «Млечный Путь», на одном из спиральных рукавов которого скромная желтая звездочка вынашивает маленькую голубоглазую планетку, у которой есть все шансы для зарождения главного чуда во Вселенной – Жизни.
     Вот эти сигналы слышатся в самом начале ДА-->ЗДЕСЬ-ЕСТЬ-ЖИЗНЬ, всего в четыре ноты Жарр вложил весь смысл первой композиции. Опять просто гениальный ход! По- детски простой ритм задает начало целому альбому, для первой части служит своего рода каркасом, на котором построены, нанизаны и переплетаются все остальные мелодии.
По внепространственной связи автоматический зонд получает приказ лететь к обнаруженной планете и провести подробные наблюдения. Гравитационные двигатели зонда сформировали мощный импульс для встречи с планетой ( на 14сек). И начался стремительный полет по бесконечно разнообразному космосу. Зонд летит мимо галактик и звездных скоплений, пересекает гигантские облака межзвездного газа, подсвеченные звездами-гигантами, старательно обходит опасные черные дыры. Старается не замечать взрывы сверхновых звезд, столкновения галактик и другие второстепенные события, ведь ему надо успеть к своей главной цели: застать момент зарождения жизни на далекой планете. Прилетает он (на 6 мин 53 сек) вовремя, выйдя на околоземную орбиту, начинает репортаж о том, что на планете идут непрерывные дожди, самые продолжительные в истории Земли. Согласно одной из геологических теорий, дожди заполнили впадины земной коры, вот так наша планета получила 70% воды на поверхности. На 8мин 53 сек Жан Мишель окунает нас в первичный древний океан, он еще ненаселен, но первозданно чист и могуч, я всегда удивлялся, как Жарр смог передать ощущение многокилометровой глубины, единственное слово, которое приходит на ум – бездна, только какая-то дружелюбная, бездна предстоящей радости жизни. 

     В восьмой части в океане весело бурлит жизнь, своим ходом идет эволюция, чувствуется гигантское многообразие бесчисленных видов сначала простейших, а затем все более развитых видов океанской флоры и фауны. Пульс, задающий тему 7 части трансформировался в победные трубные звуки, и это уже не ритм, а мелодия. Жарр здесь изобразил РАБОТУ эволюции, от которой физически ощущаешь простую радость от выполняемой работы и небольшую тревогу или беспокойство о том, как бы все планы выполнить в срок и качественно. Есть ассоциация с бегом на среднюю или длинную дистанцию- вот тут очень похожие ощущения! Когда-то занимался я «легкой» атлетикой, кто бегал, тот меня поймет, очень важно выбрать свой ритм, тут и пульс и дыхалка, все подчиняется единственной цели: вперед и только вперед, надо успеть к финишу и постараться быть хотя бы в первых рядах. Ну а самое первое мое впечатление от 8 части- ты стоишь на палубе парусника, который быстро несется по океану, испещренному волнами, соленые брызги летят тебе в лицо, создавая какое-то бодрое настроение. А вокруг кипит жизнь- по сторонам и впереди проносятся, выпрыгивают из воды дельфины. Морские птицы реют над мачтами парусника. Вдали угадываются огни прибрежных городов… Но это все должно быть потом, а пока планета занята очень важным делом- добычей кислорода, так необходимого для будущих ее обитателей и особенно для человека.
     Девятая часть: Есть теория, что вода в жидком состоянии представляет собой жидкий кристалл, способный к накоплению и передаче информации. Спокойный океан вызывает чувство чего-то живого и одновременно цельного - как планетарный кристалл воды. Океан Жарра похож на живое мыслящее существо, как планета «Солярис» у Станислава Лема.
     На 2-й мин можно представить себе геологический процесс разделения материков. Звучит достаточно мощно и волнующе! Вслушайтесь! На 2мин 54 сек слышны звуки расходящихся объектов (литосферных плит), потом тема постепенно нарастает, достигая апогея, звучат завершающие ноты- может это сформировался современный лик Земли?
     На 3мин 50сек столь полюбившийся Жарру терменвокс рисует просто чудесную картину восхода полной Луны над водой. Стоит безветрие, глубокая ночь, волны мягко перекатываются по всей безбрежной глади океана, лунный свет переливается на гребнях волн. Что тут скажешь?- прислушайтесь и увидите! Позвольте мне рассказать о Луне подробнее, пока вы слушаете лунную сонату версии Жана Мишеля. Наша планета по терминологии астрономов – «двойная», это значит, что Земля имеет спутник сопоставимый с ней по массе. При гравитационных расчетах траектории полета межпланетных станций масса и расположение Луны учитывается обязательно. Луна – удивительное небесное тело, до сих пор точно неизвестно, как образовался наш «тандем», то ли в процессе образования планет, то ли Луна захвачена земным притяжением позже. А может, произошло разделение, при падении на протоземлю астероида. Луна находится от Земли на таком расстоянии, что ее видимый диаметр практически совпадает с видимым диаметром солнца, а орбита периодически пересекает плоскость эклиптики, и при этом иногда мы можем наблюдать красивое, но пугающее явление солнечного затмения. И это только одна из множества лунных загадок. Знаете, какое основное предназначение Луны для нашей планеты? Своим притяжением она не дает Земле самопроизвольно менять угол наклона оси вращения. Представьте себе металлический волчок (модель Земли), ось его вращения может испытывать возмущения. На некотором расстоянии от него вращается мощный магнит (модель Луны), своим притяжением он делает вращение волчка стабильным, парируя колебания земной оси. Изменение наклона оси вращения вызовет большие климатические потрясения, что погубит большую часть земной жизни. Вот и получается, что наша Земля должна называться «Океан-Луна». В далеком детстве я прочитал интересный научно-фантастический рассказ о неудавшемся вторжении инопланетян на Землю из-за регулярного провала их разведчиков, засланных в ряды землян. Инопланетяне не учли, что земляне, оказывается, обладают своего рода психологическим иммунитетом благодаря постоянному воздействию Луны. У нас слишком развито образное, нелогическое мышление, так как мы периодически смотрим на звездное небо, и особенно на наш красивый спутник. Чувство прекрасного развивалось в людях тысячелетиями, вот оно и помогло раскусить инопланетных шпионов, у которых напрочь отсутствовали даже малейшие способности к творчеству, к воображению, к нелогичным поступкам, они у нас вели себя по типу мыслящих роботов. Самое главное, что им незнакомо было чувство любви. Любой влюбленный человек сказал бы, что в этом рассказе что-то есть.
     В десятой части начинается победное шествие человеческой цивилизации, поэтическая тема Луны постепенно заглушается, уступая место звукам машинной цивилизации, в конце композиции раздается дыхание спящего человека. «Сон разума рождает чудовищ»?
     Если верно последнее, то тема одиннадцатой части об этом: от романтического лунного настроения не осталось и следа. Люди озабочены только своим благосостоянием, идет 20 век. Слышен все ускоряющийся бег технического прогресса, перед нами проплывают небоскребы и эстакады с мчащимися на них автомобилями. Нефтеносные районы океанов и морей утыканы буровыми вышками. В небе постоянно висит смог от сжигаемого углеводородного топлива. Человек все больше отдаляется от природы.
     Разум не может спать бесконечно, под пульсирующий ритм из начала альбома происходит запоздалое пробуждение в двенадцатой части. Человек пытается вспомнить свое главное предназначение, спасти остатки незагаженной им природы, но запоздалые экологические программы уже не в состоянии противостоять хищническому потреблению ресурсов Земли. Планета истощается. Надвигающийся призрак катастрофы символизируют звуки шагов по снегу. Веет жутким холодом, шаги слышны все громче. Планета погрузилась в новый ледниковый период. Люди пытаются спасти ситуацию, кипит работа по линии Гринпис, но становится слишком поздно, настолько, что на 5:21 все звуки цивилизации смолкают, уступая место жуткому скрипу шагов по снегу и завыванию вьюги, смешанному с шумом прибоя леденеющего океана.
     Кажется, что это конец, но очень вовремя звучит Кислород 13, выводя нас из жуткого оцепенения- это песня вне времени, это и мольба к Богу и просьба ко всем поколениям сохранить это чудо, единственную и неповторимую жемчужину Вселенной- нашу Землю.
     Последняя тема Жана Мишеля это невыразимая тоска по родной Земле, раскаяние, молитва о прощении. Боже, что мы наделали! Прости нас, если возможно, верни нам нашу планету первозданной! Мы снова хотим слиться ней, нам не нужны эти наши машины, мы хотим просто жить по-прежнему в родном Доме по имени Земля. Но лишь холодный Океан редким прибоем напомнит нам о счастливом прошлом.
 
    Послесловие: Этот альбом пронизан даже не запахом, а горько-соленым вкусом. После него испытываешь, пожалуй, отрезвление. Вообще, в целом этот альбом о возможном будущем Земли и поэтому 7-12 части звучат как прелюдия, предисловие к, пожалуй, главной 13 части альбома. Жарр создал альбом-предостережение нынешнему поколению землян, именно поэтому разговоры о том, что Жарр изменился в худшую сторону, я считаю беспочвенными. Свою задачу Жан Мишель выполнил полностью, на 13 части поставив знак вопроса с многоточием (?..). Что можно еще сказать о родной планете? Он воспел Ее как никто другой. Первый Кислород - о нашей юности, второй альбом - о настоящем, третий в этом ряду - OXYGENE 7-13 – в основном, о предстоящем. Альбом сделанный очень зрелым человеком, неравнодушным к судьбе всего человечества. Светлый оптимизм ранних альбомов уступает место трезвым, порой даже горестным размышлениям о нашем будущем.
Обсуждение эссе здесь: http://jmj.com.ua/forum/viewtopic.php?f=3&t=264