Люди и организмы 5. Три черных дыры сетевой игры

Игорь Аглицкий
Интернет – чудо и бич 21 века. Компьютеры прочно проникли в нашу жизнь, а число пользователей сети растет с каждым днем. Казалось бы, всемирная информатека благо, но не все так просто. В последние годы активно развиваются русскоязычные игровые проекты разных жанров. В целом игра – это досуг, но у сетевых игр своя, очень опасная специфика. Черные дыры сетевых игр способны сожрать время, деньги и здоровье человека.

Дыра первая – деньги

Бесплатных пирожных не бывает. На игровой проект и его поддержку требуются усилия, поэтому проект должен давать доход, иначе он просто через какое-то время загнется. Отсюда простой и неутешительный вывод – практически все сетевые игровые проекты, в том числе и «абсолютно бесплатные» создаются с целью обогащения авторов проекта. В этом плане более честными как это не странно являются сайты азартных игр (интернет-казино и т.д.). Здесь изначально декларирована игра на деньги и есть (по крайней мере, теоретически) возможность выигрыша. Как и в реальных казино и игровых клубах, шанс выиграть меньше шанса проиграть, однако ясно, что игра на деньги.

Совсем другое дело, когда проект объявлен «абсолютно бесплатным». Действительно, можно ничего не платить, но тогда все будет очень скучно. Во всех ролевых проектах с ростом уровня персонажа требуется все больше игровой валюты на амуницию, перемещения, вступление в кланы, гильдии и т.д. Если не платить, то нужно долго ждать, тупо собирая какие-то ресурсы или выполняя другую монотонную работу. Альтернатива – заплатить и КУПИТЬ игровую валюту в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей. В основном это мелкие деньги – десятки и сотни рублей, но есть игроки, которые повышают крутость своего персонажа, затрачивая тысячи и даже десятки тысяч в месяц. Способы приема денег хитрые, через СМС-сообщения или безликие системы электронных денег, поэтому весьма сложно бодаться с игротекой в случае финансовых противоречий. Налоги с этих денег, полагаю, тоже никто не платит, хотя могу и ошибаться.

Таким образом, проект создается не ради игры, а ради денег. Если поток поступлений уменьшается, то администраторы проекта придумывают новые правила, при которых без финансовых вливаний не обойтись или совсем неинтересно. Деньги тянут не только и не столько у взрослых, сколько у подростков без собственного заработка. Эти несчастные экономят на всем, чтобы отдать в игровой проект. А дети-мажоры просто тянут финансы с родителей.

Дыра вторая – время

Игровые проекты рассчитаны на длительное пребывание в игре. Известны примеры, когда игроки сидели в игре сутками, чтобы пройти какой-нибудь квест или турнир. Вполне понятно, что время, убитое на игру, потеряно для общества и для личности. В отличие от обычных компьютерных игр, которые можно остановить по собственному желанию, сетевые связаны с реальным временем, поэтому прервать процесс нельзя без существенных потерь для выращиваемого в игре персонажа.

Дыра третья – здоровье

Сетевые игры отнимают здоровье – как физическое, так и психическое. Самое страшное – снижение зрения, особенно у молодежи. А оно не может не портиться при интенсивных сетевых играх по 8-10 часов в день. Но есть вещь и пострашнее – расстройство психики. Сетевая игра предполагает общение (форум, чат), где общаются не люди, а игровые персонажи. При достаточно интенсивном общении некоторые игроки начинают отождествлять себя с персонажем, путать игру и реальную жизнь. Проблемы в игре переносятся на территорию жизни. Редко, но происходят разборки в реальном мире. Но даже угрозы расправы из-за игры способны превратить человека в неврастеника. К тому же постоянные взаимные оскорбления и разборки в самой игре тоже не способствуют сохранению здоровой психики.
Итак, сетевые игры совсем не безобидны, как это кажется. Они сжирают время, деньги, физическое и психическое здоровье, предлагая взамен всего лишь иллюзорные успехи. Кроме того, подобные игры в своей массе вызывают прирост агрессивности, так как построены на соперничестве в виде битв.