Храм Святой Софии в Константинополе. Интерьер

Константин Рыжов
Интерьер храма (http://www.proza.ru/2009/12/05/266) поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими  полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Трактовка купола в Софии коренным образом отличалась от той, что имела место в Пантеоне (http://www.proza.ru/2011/05/29/255). Подкупольное пространство  Пантеона статично, в Софии оно легко, воздушно и динамично. Архитекторам удалось добиться особого впечатления - купол кажется  возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета  полукуполов и парусов.  Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием  образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое  ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами.

Замыслив строительство Софии, Юстиниан пожелал, чтобы это сооружение в отношении великолепия превосходило  все знаменитые здания древних. Для удовлетворения своего желания он не останавливались ни перед чем.   Редко когда расточительность простиралась так далеко.  Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни – были употреблены в невероятном количестве и пущены в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Здесь происходила мистерия богослужения, а зрители помещались, как в ложах, в боковых двухъярусных нефах, отделенных от среднего рядами колонн. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете, особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное  пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.

Храм Святой Софии в Константинополе  http://www.proza.ru/2009/12/05/266