Зачем человеку душа?

Геннадий Москвин
...И создал Господь Бог человека из праха земного,
и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою...
Бытие 2:7 (сродни 1 Пет 3:20; Рим 13:1; Деян 2:41)



          Наверное, если бы наша душа находилась не в теле или не на небесах, а где-нибудь в Америке, то мы бы даже не подозревали о наличии таковой. Но вот какой парадокс получается — если бы не было снобов, циников и «бездушников», то как бы мы узнали о достоинствах души? 

          Можно спорить, чем блажен человек — смехом или грустью, деньгами или друзьями, семьёй или одиночеством. Какое чувство сильнее — смех или грусть, слезы радости или печали? Или может верх блаженства — это вообще не иметь никаких  чувств? Вся жизнь прямо или косвенно, сознательно или бессознательно уходит на выяснение её смысла. Но эти вопросы не имеют ответа. А иногда и смысла.

         Мир живет ожиданием возрождения духовности, все прогрессивное человечество, наконец, осознало бесперспективность утилитарного, рационалистического подхода к жизни, которая, как известно, является не просто обычным биологическим процессом, а прежде всего как бы «даром Божьим».

         И дело вовсе не в оправдании бедности духовностью. Трактовать христианство как религию утешения для неудачников — блажь, ведь речь идет о сознательном самоотречении человеком от лишних материальных благ ради других, действительно нуждающихся, в этом и состоит одна из частей христианского смирения.

         А может духовность — это просто чувство меры, осознание собственного достатка, смирение плотских и чувственных желаний, которые ведут к нездоровым стремлениям, превращающих человека в животное? Православие, отчасти, дает нам тот самый ориентир, показывающий границу между нормальной человеческой жизнью — со всеми ее радостями и невзгодами — и царством хозяина мира сего, активно скупающего дешевые души представителей человеческого рода, погрязшего в бренных материальных страстях. Духовность, нравственные истины, не являются продуктом человеческой юриспруденции, они не могут быть записаны в конституцию или в «Билль о правах», они являются нашей совестью.

          В Евангелии от Матфея в знаменитой притче о талантах (гл. 25, 14—30) сказано: «…Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:  и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.  Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;  точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;  получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 

       По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.  И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.  Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

       Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.  Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,  и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

       Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;  посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;  итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,  ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;  а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! .»

        Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя эту главу, говорил, что под талантами (местная валюта) подразумевается и какие—либо дары, которые Господь дает людям, в том числе и богатство. Господь одних искушает бедностью, других искушает богатством. Поэтому, богатство как таковое не может быть плохим, как не может быть плохим любой дар Бога. Вопрос в том, как человек распоряжается этим даром. Если богатый человек использует свое богатство, например, на благо людей, то, безусловно, этот человек использует этот дар во благо и достойно.

        Новых нуворишей, по степени использования «дара Божьего», можно сравнить и с теми, кто наслаждается своей бедностью, стремясь вызвать у окружающих жалость к себе, и в конце концов, живут на халяву. Характерно, что в притче одинаковую награду получили и тот, кому было дано 5 талантов, и тот, кому было дано 2 таланта. Участь же, закопавшего свой талант в землю (т.е. жившему только для себя) незавидная...Таким образом, согласно Библии, богатство и бедность не являются пороками сами по себе.

        Духовная жизнь — это не банальный метаболизм, но процесс непрерывного перехода агрессивного духовного состояния в блаженное. А иногда — это переход в перманентное состояние, противоположное духовному. Вот почему перебесившись в тщеславии и достатке, нередко потом наступает такая тоска, что хоть в омут.

        Загадка воздействия флюидов души ещё не разгадана, и вряд ли это возможно. Хотя есть некоторые "достижения" на этот счет в биохимии и в информационной голографии. Для нормального человека вопрос всегда стоял альтернативой — быть с душой, или остаться бездушной тварью. Деньги, пьянство, наркотики, дикий секс — все это преходяще, а обречение на душевные страдания — вечно. И никто никуда от этого не денется, как бы кто не кичился пренебрежением к такой тонкой субстанции, как душа.

       Всё связано со всем, всему есть цена и за всё есть расплата. И каждый сам выбирает себе дорогу к неизбежному, в конечном счете, трагическому исходу, предначертанному его личной судьбой.

       Вряд ли все люди живут заповедями искусителя, как и не все стремятся к счастью в виде власти и сверхбогатства. Многие из "новых русских", в ближайшем рассмотрении вовсе не выглядят счастливыми. Как правило, многие из них теряют семью, находятся в состоянии постоянного стресса и внутреннего дискомфорта. Эта категория людей — наиболее частые посетители салонов астрологов и экстрасенсов.

       Большинство из них — тайные клиенты психологов и пациенты психических клиник. Другая крайность приводит их к Богу. Мы не видим этой стороны их жизни, своё истинное душевное состояние они тщательно скрывают, как женщины свои морщины, так как это прямо отражается на их имидже и на успехе в бизнесе. Более того, в церкви их можно увидеть чаще иных истинно верующих.

       Кто - то бросил старую и завел новую семью, но счастья там тоже нет. Дальше — набор условностей в виде брачных контрактов. Нередко следует эмиграция. А там, в лучшем случае, 2 или 3 из 10 семей эмигрантов не распадается. Из тех браков, что формально не распались, муж и жена там живут на западный манер — у них свои банковские счета и у каждого свой бизнес. Семейные эмигранты начинают свою "счастливую" жизнь за кордоном именно с этого. Разве это не плата за искушение?

        Духовность — понятие все же близкое к абсолютному для данного исторического периода, а богатство — очень и очень относительно. Дело в том, что российские состояния, сотворенные в период неразберихи 90-х годов в принципе не могли быть заработаны, в массе своей, честным путем. Пути создания таких несоразмерно огромных состояний были абсолютно недоступны простым, честным людям, которые не могли переступить определенные нравственные принципы, которые и составляют душу человека.

        Но "свято место" пусто не бывает, и эта ниша мгновенно была занята людьми, либо этих принципов не имеющих, либо легко с ними расставшимися. Они смогли "заработать" деньги только расставшись с душой, или не имея её вовсе.

        Естественно, когда вычленяется некая ценность как главная, например, душа или деньги, остальное становится незначительным и приносится в жертву главной цели. Отсюда частые разводы не  только среди эмигрантов. Но разводы, конечно, — это не результат приобретения богатства. В рассматриваемом контексте — это тоже показатель бездуховности, падения нравов, общей социальной нестабильности. И доля таких людей среди всех слоев населения весьма высока.

        Но «особенность» русской души подчас приравнивается к «благородной» бедности. Разговорами об этом обычно просто стараются прикрыть нежелание или неспособность работать и наплевательское отношение государства к людям, которые по объективным причинам не могут сами себе обеспечить нормальную по современным критериям жизнь.

        Бедность унизительна всегда, а душа от этого страдает. Почему-то разговор об особой русской душе заходит обычно тогда, когда нужно что-то оправдать или объяснить то, что никто в мире понять и объяснить не может. Но почему-то сколько русский народ не душили, а он все равно живой и его дух всё крепчает. Особая русская душа? А может, все-таки, гордиться нечем?

       Не хочется агитировать за ту или иную сторону отношения именно к русской душе, но есть в человеке то, без чего он никак не может. Это его совесть, душа. Без "баксов" худо—бедно, но можно прожить, но без души жизни нет и не будет, пока существует человек разумный. Зачем человеку душа? Может быть для того, чтобы через неё у каждого человека была личная божественная связь с Духовным Хранителем, чтобы вне этой связи совесть мучила, а душа болела? Уж так человек устроен, оттого и мается.

       А так называемых "новых русских" не так уж и много — не более 5%. Почти нормативный процент списания на маневрах. Что творится у них на душе, обвешанной пудовыми золотыми цепями, на самом деле мы никогда не узнаем. Но есть в их мрачном взгляде мученика, томимом тайной грустью душевных страданий что-то трагическое. Этот тусклый блеск глаз счастливого бойца за место под солнцем, прошедшего огонь, воду и медные трубы.

       Христианское смирение им как-то не по душе, оно же на них не работает, не делает богаче, и поэтому закрывает путь к дальнейшему процветанию. Они считают, что смирение исключает борьбу даже с собственными проблемами, не говоря уже о государственных. Искуситель не побрезговал, он оставил свой след! Это тоже плата за бездушие. А скольких из них криминальные разборки отправили на тот свет, где душа и страдания по ней не нужны вовсе.

       Постиндустриальное потребительское общество дает всего лишь иллюзию прогресса, подменяя его банальным улучшением комфорта (к тому же недоступного для всех), становящегося предметом зависти одних и объектом самодовольства других, такая цивилизация ведет не к прогрессу, а, увы, наоборот — к деградации. Она может прийти к своему роковому упадку намного раньше, чем это может показаться оптимистам.

       Бездуховный западный мир неуклонно катится к закату, и никакие антиглобалистические выступления отчаявшихся и обезумевших от бессмысленности своего протеста анархистов не смогут остановить этот необратимый процесс. Так что душа тоже создает проблемы, да ещё какие! "Царствие Небесное" невозможно построить на Земле, а западный "потребительский рай" — суть извращение истинных общечеловеческих гуманитарных ценностей.

       Подвижничество к духовному не может взрасти на таких полуживотных чувствах как эгоизм, зависть, страсть к материальным благам, а, напротив, питается живительной силой человеческого благородства и осознанного самопожертвования.

       Но рано или поздно, перед лицом неизбежной для всех нас вечности и независимо от материального достатка, славы, должности и партийной принадлежности наступит время последней душевной исповеди — как некое знамение вселенской потребности человека оставить свой последний, духовный след своего пребывания на Земле.