Близнецы

Реймен
       - Держи, -  говорит Виктор,  передавая мне  грифованную бумагу, с синим штемпелем «входящий»  и датой регистрации.  - От коллег из Казахстана.
       Я расписываюсь за полученный документ,  и  когда начальник секретной части покидает кабинет, начинаю   читать.
       « На № … от …  сообщаем, что  в связи с полученной информацией, нами взят под оперативное наблюдение   младший сержант  Янкель Сергей Павлович,  проходящий службу в войсковой части  54190-А в должности  оператора передающих радиоустройств космической связи. При этом установлено, что в период нахождения в краткосрочном отпуске в городе Ленинграде, в августе сего года, Янкель имел контакт с гражданином Финляндии  Юхани Койвисто, проходящим по оперативным учетам Ленинградского УКГБ.
О дальнейших результатах проинформируем дополнительно. Начальник Особого отдела в/ч  16491  полковник  Марьин».
       - Что и требовалось доказать, - бормочу я,  кладу  бумагу в папку и  выхожу из кабинета.
       - Ну что ж, ожидаемый ответ, - прочтя  информацию, окутывается  папиросным дымом мой начальник  и накладывает в верхнем левом углу резолюцию «Приобщить к делу».
       Затем я получаю ряд ценных указаний, возвращаюсь к себе, и, открыв тяжелую дверцу сейфа, извлекаю оттуда  объемный талмуд,  в серой глянцевой обложке.
       Это стоящее на контроле в Третьем Главке КГБ СССР дело оперативной разработки. Оно имеет окраску «инициативный шпионаж», кодовое название «Близнецы» и находится в моем производстве.
       Прошлой весной, когда я вернулся из автономки,  второй, обслуживаемый мной крейсер, ушел на плановый ремонт в Северодвинск, и мне поручили новый объект. 
       То была  команда обслуги  штаба одной из дивизий флотилии, расположенного на стоящей  в заливе   ПКЗ финской постройки.   
       В ней было несколько десятков моряков срочной службы, обретавшихся в качестве писарей, шифровальщиков,  коков, а также других, нужных для обеспечения работы штаба, спецов.
       - Значит так, - сказал  вызвавший меня по данному вопросу  наш адмирал, Василий Ефимович Худяков. - Примешь объект у Габидулина и займешься им по полной программе. Пока все. Иди.
       Готовящийся к переводу на "Большую землю"  ветеран отдела,  капитан 3 ранга    Мариоз Галимович Габидулин  данное воспринял  как должное, передал мне по описи  пару тощих агентурных дел, ключ  от имеющейся на ПКЗ каюты, а также выдал исчерпывающую характеристику   на отцов - командиров моряков обслуги.
       - Засранцы, -  убежденно сказал он. - И в команде у них бардак.
       Судя по толщине дел   и тому что в них имелось,  «сексоты» - один офицер, а второй мичман, трудились на тайной ниве абы как   и никакой ценной информации не выдавали.
       - М-да, - недовольно пробубнил мой непосредственный начальник, когда я доложил о приеме объекта  и имеющихся там у нас позициях. -  Приобщать надо, приобщать.
       Это, инертное на первый взгляд выражение, имело глубинный смысл,   предполагая  активизацию моей деятельности   и приискание новых бойцов «невидимого фронта».
       - Из моряков срочной службы?  -   поинтересовался я у начальника.
       - Именно, - качнул тот лобастой головой. - Нужно пошуровать в низах. Чем и как дышат, ну и далее по полной программе.
       - В таком случае разрешите идти?
       -  Давай, жду результатов.
       На следующее утро я  уже сидел в спецчасти  штаба и с умным видом изучал  учетные карточки моряков, потом  знакомился с каждым у себя в каюте,  а вскоре в разные концы нашей необъятной родины полетели спецзапросы на самых интересных.
       Спустя непродолжительное время,  все они, за исключением двух, вернулись увенчанные штампами «не привлекался», «не состоит»  и « по оперативным  учетам не значится», а вот эти самые два, заслуживали внимания.
       В первом,  поступившем из "Большого дома" на Литейном в городе Ленинграде, где я когда-то стажировался, значилось, что интересующий нас Янкель Виктор Павлович, в бытность студент Ленинградского госуниверситета, прирабатывал фарцовкой  и имел контакты с иностранными моряками, а во втором, пришедшем из УКГБ по Закарпатской области,  сообщалось, что  дед   матроса Гуцула  Алексея  Васильевича, осуждался  в 1944 году за пособничество бандеровцам. 
       - Вот тебе и раз, - подумал я про  Янкеля,  который произвел на меня самое благоприятное впечатление при первой встрече. Парень был бойким, не лез за словом в карман и выгодно отличался от многих других  своих сослуживцев.  К тому же он     являлся старшим вестовым кают-компании начальствующего состава штаба и положительно характеризовался по  службе.   
       - Тэкс, нужно его поизучать, -  констатировал начальник после моего доклада по данному поводу.  - Запроси  у территориалов  более подробную информацию по этому Янкелю.  Ну  а   что думаешь делать со вторым? 
       - Тоже изучать, на предмет вербовки. Боец служит по первому году, но довольно разбитной  и  шустрый.  Кстати,  он тоже из вестовых. 
       - Добро, соглашается начальник, - продолжай работу.
       Спустя непродолжительное время официальный Гуцул  релаксировался в тайного «Шварца»  и под моим чутким руководством, стал постигать азы одной из древнейших профессий.
       Парень оказался словно создан для нее, и через месяц,  «отрабатывая»  своего старшего коллегу, выдал такую информацию, что я опупел.
      На очередную встречу он притащил  листок бумажки,  на котором значились  должности и фамилии  начальствующего состава дивизии, а также командиров   всех ракетоносцев.
       - Откуда это у тебя? -  выдохнул я.
       - Переписал у Янкеля.
       И далее, приняв заговорщицкий вид,  Шварц  рассказал, что накануне, уединившись с тем в одной из подсобок, они угостились полученными из Закарпатья салом,  с грелкой хлебного самогона, потом Янкель расчувствовался,   поведал  приятелю немного о своей жизни  и  показал хранившиеся в бумажнике фотографии  близких.
       - Ну и как он жил? - поинтересовался я.
       - Здорово, -  наклонился ко мне Шварц. - Родители  крупные шишки, он с братом учился в институте, приторговывал  иностранными  шмотками,  и все такое.
       - И где сейчас брат?
       - Тоже служит, где-то в Казахстане, в РВСН.
       - Интересный расклад, - промелькнуло в голове. - Этот здесь, а тот в РВСН.
       - Ну и как ты   это переписал?  -  ткнул я пальцем в бумажку.
       - Когда  смотрели с Янкелем  фотки,  он выронил из бумажника листок. А как уснул, я стал прибираться,  развернул  и прочел все это. Потом переписал, а листок засунул в бумажник.   Что, не надо было?
       - Надо, - кивнул я, переваривая услышанное. - Молодец. А теперь слушай задание.
       Пока  активный Шварц  выполнял очередное поручение, из Ленинграда поступила новая  информация. 
       В ней сообщалось, что родители Янкеля  работали в закрытом НИИ и несколько лет назад, возвращаясь из Крыма, погибли в автомобильной катастрофе. Они с братом остались на попечении бабушки - почетного гражданина города на Неве и сподвижницы Землячки.  Впоследствии, за неуспеваемость, оба были исключены из университета и призваны  в армию.
       - Чем дальше в лес, тем толще партизаны,- констатировал начальник, ознакомившись со всем  полученным, потом выслушал  мои соображения и, запихав материалы  проверки  в папку, отбыл на доклад к адмиралу.
       - Давай, заводи «ДОР», -  вернувшись через час, шлепнул он их  мне на стол. На первом  листе синела резолюция высшего руководства, с указанием «докладывать ежедневно».
       - А окраска? - осторожно поинтересовался я.
       - Инициативный шпионаж, - невозмутимо пыхнул папиросой начальник. - А кодовое название «Близнецы». 
       - Есть, - сглотнул я слюну и потянулся к машинке.
       Мне небывало повезло.  Работа контрразведчика подобна поиску иголки в стоге сена. Можно годами лопатить горы оперативных  материалов  и  так ничего и не найти.
       А  тут, через год службы, такая удача.
       Чуть позже, отстучав на машинке необходимое постановление  и получив размашистую подпись под  обязательным «Утверждаю»,  я  сидел в секретной части и, орудуя цыганской иглой, сшивал   свой первый  ДОР  на специальном станке.
       - Ну, с почином тебя, - сказал Витя Минченко и  шлепнул на обложку синий прямоугольник штампа. - Давно таких материалов не было.
       Всю вторую половину дня я провел в жилом поселке,  на встречах с двумя «секретными» дамами из числа жен офицеров, а вечером,  уединившись в прокуренном кабинете начальника  и прихлебывая крепкий чефир, мы  верстали   план  оперативно-розыскных мероприятий по «Близнецам».
       Им было  предусмотрено дальнейшее изучение Янкеля, установление  его связей и места службы брата, а также все остальное, что делается в подобных случаях. 
       Первый результат дала перлюстрация  корреспонденции.
       На имя фигуранта пришло письмо от брата  из Казахстана, в котором сообщалось о его предстоящей  демобилизации  и самых лучших впечатлениях о службе. «А имеются ли такие у тебя?» - значилось в нем.
       - Да, впечатлительный парень, - констатировал начальник. - Подготовь-ка туда информацию для наших коллег.
Между тем   Шварц   продолжал удивлять  своей работой.
       На очередной встрече он сообщил, что у Янкеля имеется  несданный помощнику фотоаппарат «Зенит-Е»  и  представил  наполовину засвеченную кассету. На ней были панорамные снимки базы,  а также  отсеков подводных ракетоносцев.
       - Это ж надо, - пробормотал я. -  Он что и на лодках бывает?
       - Ну да, -  последовал ответ. - У земляков. А кассету выкинул, посчитал, что засветилась.
       - Не хватится? - вынул я папиросы и  мы закурили.
       -  Не, - лаконично заявил Шварц.  - А еще он  был в  дыре.
       - Ч-чего?  - едва не  подавился я дымом.
       - Ну да, - в той, что под хитрой сопкой.
       «Дырой»   в гарнизоне называли особо режимный объект в сопках, где военными строителями уже лет пять  возводилось грандиозное секретное укрытие для ракетоносцев, уходящих  на боевую службы и возвращающихся с нее.
Вроде того, что описано в «Секретном фарватере».  Доступ в него имел  строго ограниченный круг лиц и только по специальным пропускам.
       - Значит так, Петро, - затушил я в пепельнице сигарету. -   Теперь нам нужно выяснить, есть ли у Янкеля  шхеры.  Ведь должны быть?
       - Должны, -  немного подумав, ответил тот.  - Они у всех есть.
       «Шхерами» у моряков называют укромные места на корабле, где можно хранить то, что нежелательно  видеть начальству. Например, то же «шило», игральные карты или «гражданку». Этих мест великое множество и отыскать их  весьма  непросто.
       Потом мы обсуждаем  все детали, оговариваем  место и время очередной встречи, и расстаемся.
       С  получением последней информации  разработка набирает обороты и берется на контроль  в Москве. Из Североморска наезжают кураторы, обнюхивают каждый лист  и дают «ценные»  указания.
       А спустя определенное время,  мы  устанавливаем  тайники Янкеля. В одном фотоаппарат  и отснятые кассеты,   во втором  две записных книжки. С ожидаемыми снимками и записями.  Все это конспиративно фиксируется и оставляется на месте.
       То, что «собрал»  внук пламенной революционерки, составляет государственную тайну, имеет признаки шпионажа  и карается по закону лишением свободы сроком на двадцать лет. 
       Потом осуществляется обязательный этап легализации - тайники «случайно» обнаруживаются командованием  при очередном шмоне, их содержимое передается нам,  и с Янкелем   проводится  серия душещипательных бесед  в отделе.
       Ломать судьбу братьям не стали. Зачли заслуги бабушки и родителей, профилактировали,   и, дослужив свой срок, они  вернулись в свой город на Неве.
       А со  Шварцем, тогда уже  подполковником СБУ, мы пересеклись по службе через много лет на просторах нынешнего СНГ. И вспомнили  за чаркой вот эту историю. Которая  так хорошо закончилась. Для всех.

Примечания:
3 Управление КГБ СССР - управление военной контрразведки.
ПКЗ - плавказарма.
«Приобщить» - завербовать (жарг.)
Розалия Землячка - известная  революционерка, крупный партийный деятель.
СБУ- Служба безопасности Украины.