ЕДА... не только

Дина Иванова 2
Весна пробуждает воспоминания...
Это одно из них...о дружбе.





Позвонил друг юности.
-Проездом буду у вас. Не выгонишь?
-Петька..
-Он, он. Пеки блины.

Мы не виделись больше тридцати лет. Почему блины? Да, хорошо помню, он любил покушать. Но заказ на блины чуточку удивил. Пока родители жили в Риге, мама подкармливала всех моих друзей. Петьку любила кормить больше всех. Он всегда ел с аппетитом и умел нахваливать тонко-тонко. Мама, Нина Васильевна, была хорошая кулинарка, готовила вкусно. Но главным повседневным блюдом были явно не блины. Чаще всего на обед готовились,…нет-нет, спрошу Петьку, что он вспомнит.

Открываю дверь и два, мягко говоря, не молодых человека пару секунд с удивлением смотрят друг на друга. Пару секунд… Объятия, смех и одновременно:
   - Всё прекрасно, мы всё те же!   
И нет больше изменившихся черт лица, объёмной талии и обнаженного черепа.  Есть блеск в глазах и неподдельная радость.
   -Петька, Петька, какими судьбами?
   -Правда, проездом. Ищу счастья по свету. Не легко нам сейчас, дружок. Больше об этом ни слова. Договорились?
   -Labi. Хорошо.

В бурности первого момента не заметила, что в руках у гостя маленький букетик моего любимого душистого горошка.  Уже сквозь слёзы:
   -Вспомнил, что это символ моего детства?
   -Я ничего из той золотой поры не забыл..
   -А что у тебя связано с блинами?
   -Ну, блины: это символ солнца, хлебосольства. Просто к слову сказал.
   -А ты помнишь мамины обеды?
   -О, да. Отлично. Такое не забывается. Ты ж, небось, запомнила,что я всегда любил покушать, такой классический чревоугодник.
   -И можешь вспомнить наиболее традиционный обед в доме моих родителей?
   -Так, описываю: наваристые кислые щи с грудинкой. А на второе - котлеты с макаронами. Вместо компота у вас всегда предлагали чай с лимоном или варением.  Причём, чай подавался в стаканах с подстаканниками. Приходилось во время обеда всегда держать над собой контроль. Мама у тебя была строгая: нож, вилка, не чавкать. А так хотелась взять,- усиливает ударение на букве «Д»,- эту груДинку в руки и почавкать..
Оба смеёмся. Понимая, что всё это говорится для красного словца.
   -Помню, у вас встречали какой-то Новый Год, уходя, твоя родительница оставила нам груду замысловатого «хвороста», такие восьмёрочки с сахарной пудрой. Я парочку прихватил в карман, для своей мелюзги. Представляешь, что я  им принёс? - Муку.
   -А я помню пирожки твоей мамы, с картошкой. Сколько раз пыталась их испечь, ничего не получалось.
   -Ты помнишь нашу ораву? Пятеро под лавкой… Мама утром напечёт этих пирожков, а когда детвора поднималась, говорила им, что это Пётр вам напёк, оставьте ему побольше. Как-то совсем недавно приехала сестра и попросила меня напечь таких пирожков. Я ей всё вот это рассказал. Не поверишь, мать семейства чуть не разревелась.
   -Поверю. И у нас что-то подобное было. Мы с мамой как-то задержались, я стала спешить домой, скоро должны были прийти мои «мужики», а обеда не было. Зашли в магазин, а там синие, дохлые цыплята с кулачок, и всё. Мама  успокоила:
   -Бери, придумаем что-нибудь.
Она их вымочила в уксусной воде, смазала маслом и в духовку. На блюде они смотрелись так, что хоть к царскому столу подавай. Первым на это зрелище отреагировал сын:
   -Баб, что это?
   -Рябчики, - уверенно ответила мама.
Прошло много лет, сын уже взрослый мужчина,- к слову рассказала о тех рябчиках. Он отказался верить, что это были обычные цыплята.
   -Да, Петя, не надо дорогие иллюзии, особенно детства, разрушать.

   -Что-то мы всё о еде и еде, а где лирика. Ты же у нас, помню, был такой романтик. А как пел романсы на практике у девчонок под окнами. Сейчас, когда ставлю Изабеллу Юрьеву, слышу твою любимую - «если можешь, прости…»
   -Вообще-то, это всегда исполнялось по заказу «папы». Помнишь Михаила? Он был нас старше года на три-четыре, а мы его за деда принимали. Но авторитет был абсолютный. И такой остряк. Помню, как-то на военке заходит к нам из соседней латышской группы майор и спрашивает: «Здесь все русские?». А Мишка  по всем правилам докладывает: «Никак нет, товарищ майор, один еврей». Взвод взвыл.
   -А я помню как он меня «воспитывал». Проиграл мне книгу, а так как он работал, намекнула ему: - Не скупись, дорогую поищи.
На следующий день подсел и шепчет: «Повезло тебе, нашёл дорогую». Из своей планшетки достаёт тоненькую брошюрку « КОНСТИТУЦИЯ СССР». И так серьёзно спрашивает: «Ты, что сомневаешься, что это самая дорогая книга?».
А какой он был друг. Мне рассказывали, будучи уж главным конструктором на заводе, скольким нашим  помог в тяжкую минуту.

   -Петя, а стихами ты давно не баловался?
   -Какие стихи? - Ты что-то путаешь.
   -Вспомни, у нас на первых курсах было принято заводить что-то вроде альбома-журнала, и там всем по очереди что-нибудь под настроение писали. Я тебе сейчас покажу свой, он чудом сохранился, там много автографов, в том числе и твои стихи. Узнаёшь? Твоей рукой написано:

          Быть может скоро волны света
          Тебе откроют дальний путь.
          Тогда пускай страничка эта
          Тебе напомнит что-нибудь.
          Живи, лови минуты счастья,
          Они бывают хороши;
          Но, не узнавши человека,
          Не доверяй ему души.
          Не трудно встречаться,
          Не трудно дружить,
          Но трудно расстаться
          И трудно забыть.
          На этом беленьком листочке
          Писал стихи в четыре строчки
          И для памяти святой
          Ставлю точку с запятой;
                П.Грузнов.

   -А ещё помню, на тебя как-то напал неописуемый психоз.  Не подойти. Мгновенно взрывался. А через пару дней написал мне, вот это, брось взгляд:

          Мне вопросы сыплют градом,
          Почему же я такой?
          Почему темнее тучи
          День хожу как заводной?
          Все учебники забыты
          Чертежи валяются,
          А конспектами моими
          Дети развлекаются.
          На душе лежит лишь мУка
          Да какой-то тяжкий гнёт
          Что я сделал? Где причина?
          Может, ты подскажешь?
          Нет?

   -Спрячь, краснею. А вообще, это наши юные годы.  Годы, годы. Куда, куда вы удалились?
   -Петь, они не удалились, они просто в глубине нас. Поэтому так дороги и так приятны эти встречи и эти воспоминания.

   -Ты ешь, ешь. Как блины то?
   -Я, пожалуй, уточню: это не только символ солнца и радушия хозяев - это вкусно!
Это хорошая еда. Говорят, что еда - это итальянское счастье. Ошибочка:  вкусная еда -  самое доступное удовольствие для всех. А в хорошей компании, да при отличном застолье так хорошо общаться и вспоминать былое.
  Узнаю старого друга: подкупающая усмешка, добрый взгляд. Какое же это счастье, вот так встретиться через много лет, сидеть вместе за столом и доверительно болтать…