Павел Рыженко Прощание Государя с войсками

Егор Брацун
 Картина Павла Викторовича Рыженко «Прощание Государя с войсками» написана в 2004 году. Перед нами предстаёт суровый зимний пейзаж. Войска Императорского конвоя, казаки, выстроены в несколько шеренг. Государь Император Николай II обходит их, и прощается с ними, после своего отречения от Престола, 2 марта 1917 года. Исторически это событие датируется 8 марта, да и прощание происходило, быть может, и не на улице, а в здании казарм, или в Ставке. Но Павел Викторович выбирает суровую красоту Зимы, потому что она очень подчёркивает драматизм событий, о которых и повествует картина.
 Вроде бы всё просто. Бывший монарх прощается с людьми которые были верну Ему и служили, и охраняли. Он уже не их Главнокомандующий. Но и у Него в душе, и у них, сохраняются воспоминания, о днях, когда их Монарх, был среди них, на фронте и в тылу, в госпиталях. Многих он знает лично, кто-то из них служил, быть может, и его отцу, Императору Александру III. Кто-то из них молча смотрит на землю, кто-то открыто рыдает, кто-то падает Государю в ноги. Бросаются в глаза красные банты у некоторых казаков. На заднем плане, стоит, кутаясь от ветра, представитель новой власти которому бывший конвой «передаёт» Государя. Теперь, он, этот представитель, будет его тюремщиком. И видимо от осознания этого факта, той истины, что они фактически предают Государя, глаза у некоторых казаков опущены в землю. Позади первой шеренги, на дереве уже висит красное знамя, но строй по-прежнему стоит под старым знаменем, под которым они ходили в бой на фронтах Великой войны, за Веру, Царя и Отечество.
 Сама атмосфера, мрачное зимнее небо, и летящая стая ворон являются предвестниками грозных событий. Но птицы летят за горизонт, и будущее пока не ясно. А оно довольно мрачно.
  На лице самого Государя, можно увидеть уставший от пережитых грозных событий взгляд, но в тоже время в нём видна доброта и прощение, к людям кто верой и правдой служил ему в эти годы.
 На мой взгляд, весь строй конвоя, это не просто конвой. Эта вся тогдашняя Императорская армия и флот. Вся гамма противоречий, чувств, переживаний что были тогда в Русской Императорской армии. В лице тех, кто опустил глаза можно видеть тип офицеров, которые безусловно чувствовали свою вину, но продолжали служить Отчеству, они считали что армия нужна России не считаясь с «политическим строем».
 Другая часть, те, кто открыто планировал и поддерживал Февральский переворот, и был ему рад, принимая новую власть с большой радостью. Это генерал Алексеев, который и отдал в Ставке Государя Николая Александровича в руки новой власти. Генерал Корнилов, который арестовал в Царском селе, самым позорным образом Государыню с Детьми. Это и генерал Деникин, который, так или иначе, поддерживал переворот.
  Но были и те, кто открыто был против новой власти. На картине такие люди рыдают и бросаются в ноги Государю. Это граф Фёдор Артурович Келлер, который открыто, предлагал свой кавалерийский корпус для подавления мятежа, и ушёл со службы после прихода новой власти. Адмирал Михаил Коронатович Бахирев, который в дни Смуты на Балтике открыто, заявил на все угрозы, что остаётся верен Государю и Присяге. Адмирал Александр Иванович Русин, всячески противодействовал Февральскому перевороту в ставке, и был верен Государю. Контр-адмирал Александр Григорьевич Бутаков, в дни смуты был расстрелян в Кронштадте, за отказ изменить присяге Государю. Я считаю, что Павел Викторович хотел показать именно это на картине. Она конечно же имеет историческую основу, но на мой взгляд имеет и скрытый подтекст о котором я написал выше, а именно. Не смотря на победу Февральской революции, в русском тогдашнем обществе, в том числе и среди военных, как сухопутных, так и морских, были люди, которые помнили о своей Присяге. Монархия, как нас пытались и пытаются убедить, не «отжила» своё. Были те, и, их было не мало кто ещё помнил триединую формулу чести тогдашнего офицера, Вера, Царь, Родина.