Студенческие были -5 Хлопок

Огай Александр
 

       НЕВЫДУМАННЫЕ  ИСТОРИИ ИЗ НЕДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.
         Про белое золото и беглых каторжников


            ( имена и названия населённых пунктов изменены )
   
    С  момента начала событий прошло  несколько часов.
Вначале они улепётывали  что было сил, затем  перешли на ускоренный  шаг, бегать при 40-й жаре - это здоровье надо иметь, а где его возьмёшь при вынужденной месячной диете.
 
  Неожиданно,  за очередным  поворотом,  они  наткнулись на милицейский пост.
    Обе стороны заметили друг друга почти одновременно и прежде чем служители закона  открыли рот и сказали многообещающую   фразу: « А ну, идите сюда!» -наша троица уже покинула шоссе и неслась в глубь прерий, подвывая от страха, в ушах их пел и свистел ветер.
  « Да ну их в ...»  -  подумали менты, бегать по такой жаре...
 

                ***
              В тот день в лагере царило упадочное настроение, на собрании  преподаватели преподнесли безрадостную новость:
      
           "ОСТАЁМСЯ ЕЩЁ НА МЕСЯЦ!"

               Коммунизм-это молодость мира и его возводить- молодым!
   
      В быту же у "строителей коммунизма"  всё оставалось по прежнему: на завтрак чай без сахара, пол куска хлеба  с чайной ложкой джема.
Добавки – нельзя,  даже хлеб!   
   Вспомнилось комсомольское  собрание.  Преподаватели требовали выполнение дневного плана. А на безрассудно заданный  ими   вопрос :   « Ваши пожелания?»   студент  Куаныш изрек с прямотой римлянина : «Хлеба бы вдоволь!»   
 
   В долгожданный обед -  баланда из капусты с вкраплениями жиринок и жидкая каша. Ужин также не радовал своим  разнообразием.
  Правда спать уже укладывались не по двое-трое на грязные тюфяки набитые тем же хлопком и укрываясь одним солдатским одеялом,  многие имели теперь персональные одеяла - ряды хлопкоробов таяли с каждым днём.
  Все больные и симулянты  давно покинули лагерь.
            
    Остались только здоровые,  дураки  и преподаватели.
    
  Напрасно по утрам каждый хлопкороб ощупывал себя, с тайной надеждой обнаружить хоть какую- нибудь болезнь . Жестокая практика опровергала законы гигиены : «чистота-залог здоровья!»
    Как же!
 Студенты не были в бане уже больше  месяца, да и умывались далеко не каждый день -  мутные воды близлежащего арыка не способствовали этому желанию. А другой воды и  не было. Вода привозилась только для питья.
    Хуже было девчёнкам.
 Но они хоть спали не на полу на тюфяках, на настоящих кроватях!
                ***
    Подъехали автобусы, обгаженные мухами. Началась отправка на плантации.
Все с завистью смотрели на Диму, он уезжал домой, сумев симулировать чесотку.

                ***
   Учитывая , что за побег преподы  грозились отчислением из ВУЗа , бежать решили всем курсом :«Всех не отчислят!»- злорадно потирали руки хлопкоробы.
 Не откладывая дело в долгий ящик, бежать решили этой же ночью, в  полночь.

       Тактическая подготовка началась еще загодя: «Да…,завтра хорошо надо поработать…,хорошо бы план выполнить…» - раздавалось то тут, то там - дезинформация должна была достичь цели-ушей препадавателей.

  Вечером отказались и от танцев, единственная «забойная» пластинка с песней: «синий, синий иней лёг на провода…» под которую начинали ритмично дергаться на танцполе-уже всем осточертела, да и мысль о скорой свободе согревала и радовало душу не хуже тонкой девичей талии.
                ***

  После отбоя все организованно легли  спать  ( мысленно- в последний раз в этом бараке),  предвкушая радость  и пьянящее чувство СВОБОДЫ!

   Едва дождавшись полночи, студент Ксенофонтов отправился на разведку – всё ли тихо ?  (имелось и  алиби - в  туалет!)

   Едва за ним закрылась ветхая дверь барака, всколыхнувшая висящий над дверью самодельный студенческий плакат:

             «МАЛЕНЬКИЙ, БЕЛЕНЬКИЙ-ВЕСЬ  РЕМФАК  РАКОМ ПОСТАВИЛ !…»

как  на полу   произошло заинтересованное шевеление, студенты, в полной темноте, начали торопливо укладывать  свой нехитрый скарб в сумки. 

     Студент Марат растолкал начавшего посапывать друга Талгата. Оба  они  поженились почти   перед  самой  отправкой  на хлопок и общее горе сближало  их.       
    Правда в самом начале хлопковой одиссеи с ними  приключился лёгкий канфуз:  но  об этом они поведали уже  много позже,  иначе мир бы никогда не узнал, как  лежа на тюфяках , бок о бок,  молодожены  начали видеть одинаковые  эротические сны.

  …Лаская и целуя  свою «супругу» ,  Марат первым почувствовал что то  неладное, томно открыв  глаза , он с ужасом увидел перед собой  призывно   вытянутые для поцелуя губы и  сладострастную   физиономию небритого    хлопкороба, который получив кулаком в бок, открыл глаза и тоже в ужасе отшатнулся….

     Чертыхаясь и брезгливо сплевывая, друзья долго требовали друг  от  друга сохранить пережитой  инцидент  в тайне..

    Страшно подумать, что могли подумать их добропорядочные соседи,  проснись они посреди ночи и стань свидетелями содомских утех  женатиков ! 
   
                ***
                Дверь в барак снова раскрылась  и как то потерянно вошёл  Ксенофонтов, на нём не было лица. 

-Что случилось?  Кинулись к нему заговорщики.
-Нас окружили…
-Кто ? Почему?
-Менты! …Даже на чердаке…
-Не может быть!

     Самые недоверчивые кинулись к двери и окнам.
Прячась за деревья,  вокруг барака стояло оцепление из ментов!

-Бред какой то, подумал Сашка, -Мы же не рабы, ну отчисляйте из института, а причем  тут  менты ?
  Вспомнилась прочитанная в детстве негритянская книга : «Хижина дяди Тома» .На душе стало как то тоскливо.
И вторая мысль- " Какая же это гнида нас сдала ….?"
 
   ...затравленно  хихикая хлопкоробы  опять разбредались по своим местам, завтра надо было рано вставать и стараться выполнить план по уборке хлопка.
   
   Заныли  раны на исколотых  о  сухой  курак    пальцах. А так же болела и кровоточила обманутая  напрасным  ожиданием душа…
               
                ***
 -Решил действовать, действуй без колебаний!
 Это девиз.
  И вот уже тройка беглецов  Сашка, Вовка и Наукен  без устали наматывала  километры по бескрайним  хлопковым полям, старательно избегая шоссе, жилье  и открытые пространства.
   Изнуряющий зной, ни глотка воды, ни крошки хлеба в кармане, ни клочка тени, только желание вырваться на свободу придавало им силы! 

  Можно было подкрасться к какой нибудь хижине на окраине села и попросить хлеба и воды, но перепрыгивая через  очередной арык с грязной жижей , Вовка не рассчитал силы  и оказался по пояс  в грязни  и стал похож на самого последнего бомжа, а далеко не респектабельная одежда Сашки и Наукена, давно не ведавшая стирки, воздуха тоже не озонировали.
     Поэтому, понимая, что они больше смахивают на беглых каторжников,не потерявшие окончательно чувство собственного достоинства, беглецы решили не рисковать и уйти как можно дальше от лагеря.
                ***
   Наконец      дорогу  беглецам  преградил широкий  и глубокий каньон, в глубине которого виднелась речка; через каньон был перекинут шаткий   мостик на   тросах, такой же как в мультике про  Шрека,  когда они с осликом шли к замку дракона освобождать принцессу, на этом мостике также не было некоторых дощечек, а те что были – предательски качались. 
   
      Вспомнились  бусурманские  набеги на арбузные плантации, которые  к великому сожалению их  хозяев  граничили с плантациями хлопка, на которых    трудились  оголодавшие  студенты.
    Чтобы попасть к арбузам  надо было перебраться через такой же шаткий мостик и тогда взору голодранцев, открывалось чудное царство арбузов!
   Хозяева  бахчевых  благоразумно не  показывались  из  своих укрытий,    с  опаской поглядывали на мародёров,  в  голодных глазах которых светилось всё,  кроме совести. 
  Лишь  наевшись до отвала и  прихватив с собой один или два арбуза, грабители отправлялись в обратный путь.
    На другом конце каньона , сидя на корточках их ожидали девчёнки  и  те, кому моральные принципы не позволяли  участвовать  в  набеге. Получив  свою долю , они  обгладывали её до зелёной  корочки, благодарно поглядывая на кормильцев...

   (P.S.  по хорошему этот эпизод надо бы  стереть, но это было;
сейчас мне стыдно, а тогда – почему- то нет),

  Эти воспоминания всколыхнулись в памяти беглецов, которые не решались ступить на мостик - а ну как  тросы перегнили ! 
   Но тут сзади раздался цокот копыт  и показался серый ослик с грустными глазами, которого вёл мальчик  лет  12-ти. Неизвестно  что подумал    отрок, увидев живописную троицу , но он принялся так энергично охаживать пинками осла, не решавшегося  ступить на мостик, что тот, резво вбрыкнул, и через несколько минут  караван уже исчез за горизонтом на другой стороне каньона.

      «Щенка в воду,   ишака на шашлык !» - запоздало размечтались беглецы.*

     Только к  вечеру , изрядно поплутав, обессиленные беглецы достигли окраин захудалого городка  Джетыген, где приведя себя в порядок с изумлением и радостью   обнаружили, что в своих  замызганных  нарядах они  не сильно отличаются от аборигенов.

  Добравшись  до автовокзала, беглецы из предосторожности  отправили за билетами  младшего научного сотрудника* - Наукена,   сами же храбро  спрятались за будкой сапожника, на которой красовалась   надпись синей краской   «РыМОНТ  ОБУВы.(!)»  - подивившись этому чуду, друзья увидели Наукена,  который  принёс безрадостную весть  -билетов нет, только на завтра…

   Измученному телу и душе  нужен был отдых, спать решили на улице, благо ночи были теплые, времени много, а  денег  мало…если,  кто спросит , кто мол такие, отвечать –ПРИЕХАЛИ НА СЕЛЬХОЗ РАБОТЫ!

      Неожиданно взору усталых  путников предстала,  сверкая огнями,  захудалая гостиница «ДЖЕТЫГЕН», чей облик красноречиво  свидетельствовал о стоимости номеров.
 Тем не менее прижимистые путники решили поселиться в двухместном номере, инкогнито протащив туда третьего. Третьим был назначен Вовка, чей непрезентабельный  вид оставлял желать лучшего.

  Операция прошла успешно.
 После мрачных бараков, где обитали хлопкоробы,  путники были приятно ошеломлены белизной простыней и наличием умывальника в комнате, из которого  к тому же текла вода!!! 

  В местном буфете были куплены пряники, об которые можно было точить ножи или забивать гвозди, и бутылка самого дешёвого  вина, в котором плавали какие-то ошмётки.

    Укоряя себя за расточительность, друзья отметили успешную  часть побега.

        В туалет выходили по очереди, меняясь одеждами, дабы бдительная коридорная не заметила подвоха.

   Спать улеглись на одноместной узенькой койке Вовка с Наукеном,  а другую-  уступили Сашке, который был постарше их, и притом  отслужил  до поступления  в институт в Советской Армии в гвардейском полку .

   Измученные физическими и моральными страданиями друзья быстро уснули.

   Посреди ночи Сашка , которого вообще -то трудно разбудить шумом, неожиданно проснулся от какого то грохота;  в двери  требовательно стучали:

-Откройте! Администрация! – доносился из коридора строгий  голос…

Сашка протёр глаза.
    Посреди комнаты, в слабом свете уличного фонаря ,сиротливо белел  силуэт   Наукена,  стоящего в одних трусах и отчаянно кусавшего губы.

-Это нас ищут! Обреченно шептал он.

- Ну, а кого же ещё?!-согласился Сашка, осознавая, что душа у человека всё  таки есть и  она   находилась сейчас значительно ниже колена…

- Где же это мы засветились ?!

-И почему  это в комнате  не видно Вовчика ??

Лишь окончательно проснувшись и приглядевшись  Сашка увидел , что под соседней кроватью что то белеется…

-Молодцы!- отметил  Сашка, с  такими  и   в разведке  не пропадешь!.
 
 А мозг  лихорадочно искал выход.

-Живыми не сдадимся!!!*

     Окно!
   
 Всего лишь второй этаж!

             -Нас голыми руками не возьмёшь!!!...

            (Хорошо, что не успели "десантироваться" из окна.
 Потому-что тревога оказалась ложной!)
      
      Стучали-то совсем в другую дверь.

Но кто же разберёт спросонок,да ещё когда совесть не совсем чиста...
  Так что простительно.
   
  Нервно хихикая и удивляясь, в душе, своей находчивости  беглецы  снова повалились спать.
                ***


   На утро, также соблюдая конспирацию , постояльцы покинули гостиницу, в которой   провели столь   незабываемые  минуты  и поспешили на автовокзал.

  На душе почему то снова стало тревожно,  некстати вспомнилось что бежавших с плантации  студентов  электрофака выловили именно на автовокзале.
    Не хотелось бы оказаться в тёмном, сыром зинзане, где раз в сутки будут скидывать полусырую лепёшку*. Или с позором оказаться вновь в лагере хлопкоробов.   
   
  Сашка и Наукен  спрятались в развалинах неподалеку  от  здания автовокзала, а пожертвовать на этот раз, было  решено  Вольдемаром,   которого и отправили за билетами.
 
  Он однако неожиданно быстро вернулся цел и невредим. 
 Билеты были взяты на самый первый рейс, как и планировалось. 
               
                ***
 
           Каждый разведчик прекрасно знает,  самое трудное -это ждать!

      Блудной троице показалось, что время  остановилось  и наступила вечность.

 Рассветало, в окнах автовокзала отражались деревья и лучи восходящего солнца .
      Быть или не быть - извечный вопрос.
                ***
       Наконец-то  подали автобус  и началась посадка.
Наступил заключительный  этап операции. 

  Друзья, всё ещё не решавшиеся покинуть укрытие, посмотрели друг другу в глаза и попрощались  и простили друг другу всё  что было и не было.
 Надо было идти...

-О боже, Спаси и помилуй! - Изрёк неожиданно неверующий  Вольдемар*
 -Алла! Бисмалла!  -забубнил   Наукен.*
-О, Будда, сын слона! На тебя уповаю! -бормотал третий .*

 
 И вот уже  "интернационал", отчаянно труся и испытывая слабость в коленях , двинул к автобусу.
 
      Через минуту "отважная" троица уже сидела на своих местах, с надеждой и тревогой вглядываясь в лица входящих пассажиров.
  В 42 местном "Икарусе" им достались места около самой передней двери, где они сидели  "храбро"   вжавшись  в кресла, поминутно   ёрзая  и  торопя стрелки  часов.
   

   Наконец  наступило время отправления. Но как на зло  отсутствовало двое пассажиров и пока водитель и кондуктор выясняли  стоит ли  ждать,  наша троица  бурно выражала протест и возмущение задержкой рейса.

   Справедливость восторжествовала, двери  закрылись и автобус медленно тронулся с места..

   Однако фортуна  приготовила беглецам очередной удар.

    Наперерез автобусу неожиданно выехал зеленый УАЗик, из которого выскочил   чиновник и замахал водителю, требуя остановиться.

     Друзья не сговариваясь начали  медленно опускаться под сиденья…

    В это время из машины выскочила ярко накрашенная блондинка и наспех попрощавшись  со своим спутником, юркнула в автобус.

        Начавшая оживать троица встретила её «дружелюбными» взглядами.


         Да, дорогой ценой доставалась  свобода!

 Средств на пропитание у путников уже не было, но мысль о свободе кормила и согревала их.

   Скорчившись в креслах, друзья уснули сном праведников.

Бело –красный  "Икарус"  весело бежал в Алма-Ату
                ***

 (100%-е правдивые события, кроме помеченных *)



                *****