Военная компьютеризация

Андрей Бухаров
Насчет компьютеров: однажды, в 1983 кажется, году, мне поставили задачу до утра сделать качественную характеристику батальона приписников, существовали они только на бумаге - это стопка бумажек 500 листов, по одному на каждого приписника, надо было систематизировать их по 30 параметрам от партийности и национальности, до размера сапог....
Можно было конечно "схалтурить", но я решил все сделать как надо.... Купил в чайной 30 коробков спичек за 30 копеек, расчертил на милиметровке таблицу и часа два перекладывал спички.... все сделал и еще выспаться успел.... Потом узнал, что в Вавилоне именно такая система учета уже в то время была.... Компьютер за 30 копеек... каково?
Или другой случай: как ПНШ батальона должен был я еженедельно составлять расчасовку (расписание) на батальон - 15 учебных взводов по 14 предметам обучения.... до меня на это уходил целый день, иногда были ошибки, особенно если начальство "вводные" подкидывало, но через пару недель, я переделал рабочую тетрадку так, что стал делать расчасовку за 20 минут и ошибки исключались полностью.... потом вся дивизия это потиху скопировала и использовала наверное бы и до сих пор, если бы была "жива"....
В 1986 году, будучи зампотехом учебной роты, решил я сдать кандидатский минимум по информатике, для чего отправился в местный университет, где мне дали поработать на тогдашнем компьютере, который был установлен где то за городом, а в классе находились только терминалы.... поработал я немного и понял, что это штука хорошая и мне бы пригодилась.... чтобы не писать конспекты на каждое занятие, я ввел конспект и учебно - тренировочные карточки в ЭВМ и мог их в любой момент распечатать с исправлениями.... показал это дело нашему начальнику учебногго отдела дивизии....  тот не долго думая откомандировал на завод ЭВМ прапорщика и взвод солдат, где они за пару недель "заработали" две машины каждая размером с Запорожец (которые заводу девать было некуда) .... так у нас в дивизии началась тотальная компьютеризация.... вся дивизия  стали писать УТК (учебно-тренировочные карты) и вводить их в ЭВМ.... прапорщик стал героем...., правда в тех УТК такую ахинею писали...., но ЭВМ все это добросовестно "кушала" и выдавала на бумаге....
А по штату компьютеры в то время были только в разведуправлении округа, где они по сети получали массу какой то макулатуры, самое интересное в них было то, что экран монитора закрывался брезентовыми шторками и опечатывался пластилиновой печатью....
По мелочевке в 1983 году, получив очередную премию за рацпредложение, купил я калькулятор.... полезная была штука, но я ее решил усовершенствовать - подсоединил к калькулятору курвиметр (вернее то, что от него осталось) и получился супер-пупер аппарат - считал он все: время выхода на заданный рубеж, расход топлива, возможную дозу радиации, определял места привалов и рубеж вероятной встречи с противником. Такую задачу как перемещение дивизии в новый район оперативный отдел обычно считал 2 часа с моим "курвометром" то же самое выходило за 10-15 минут.... Показал я это чудо техники на окружной выставке, получил часы от командующего округом, которому это очень сильно понравилось, через год он ушел на повышение главнокомандующим  ГСВГ (группа сов. войск в германии), калькулятор правда мне пришлось отдать прапорщику - начальнику склада инженерного имущества, так как мои бойцы где то "прощелкали" 5 лопат...
В 1994 году попался мне немецкий каталог Отто, там мой калькулятор в немецком исполнении был представлен и цена его была 450 дойчмарок....