Юрий Траугот. Переплетенье судеб петербуржских

Екатерина Асмус
АКТЕРСКАЯ СУДЬБА.  КОТОРАЯ НЕ СЛОЖИЛАСЬ…

17.07.2010. Сегодня умер мой троюродный брат.
Мы были мало знакомы.  В общем-то, практически, не знали друг друга. Более того, мы много лет подряд вообще друг о друге не знали… А ведь - странно -  сотню раз могли бы пересечься, мы почти что одногодки.
Даже бывали, вероятно, в одних и тех же гостях, у моей двоюродной бабушки, но почему-то я его не помню. Наверное, как часто это бывает с детьми, сидели «буками» по разные стороны стола, в укрытии своих родителей – а стол-то был огромен! Да, хлебосольна была моя двоюродная бабушка Нина.  И очень компанейский дедушка Коля. В нашей семье не принято было говорить «бабушка» и «дедушка», а посему, они остались для меня «дядей Колей» и «тетей Ниной».
А потом я поступала в театральный ( это после физ-мат школы-то!) без подготовки, против родительской воли,  ну, и конечно же - не поступила . Но не это главное  а главное – что на курс Владимирова .  Как теперь выяснилось Юра – тот самый брат, о котором я сейчас рассказываю, тоже поступал в этом же потоке и, разумеется, поступил, мама его была актрисой , сам он парень был видный и талантливый. Но это я сейчас так думаю, а тогда – мы тоже не встретились.
А встретились мы три года назад. Нужно сказать, что упомянутый выше дядя Коля был в свое время выдающимся фотографом ТАСС. Он был и военкором, а позже -  работал на Ленфильме и фотонаследие оставил огромное. И я решила сделать его выставку.  Откликнулся Музей Фотографии и мы стали совместно готовиться.  Вот тут – то я стала разыскивать всех, кто знал моего дядю Колю. И в  том числе его племянников – знаменитых художников Валерия и Александра Трауготов.  Их телефонов ни у кого из знакомых не было и вот тогда-то, и возник впервые образ моего троюродного брата, Юрия Траугота. Поскольку он был актером, а я – ассистентом режиссера, то самый простой путь поиска был через актерскую базу на Ленфильме.
Забежав туда, привычно, с шоколадкой, я попросила Юрин телефон. Девчонки взглянули на меня пристально: « Ты точно уверена, что тебе  именно Юра нужен? Если на съемки, то лучше мы тебе кого-нибудь подыщем, такого же типажа».
Моему изумлению не было предела: «А зачем другого-то? Мне именно этот артист нужен»
- Мы за него не отвечаем – последовал ответ.
-Очень человек не обязательный – помедлив, и как-то смешавшись, добавили они.
Тут я пустилась в объяснения, что, он брат мне и все такое… Девчонки грустно так на меня посмотрели, вздохнув хором, выдали листок с телефоном, и загадочно так сказали: «Ну, попробуй….»
Честно говоря, я им не поверила. Вернее, я,  конечно, догадалась, о чем это они. Не секрет, что многие артисты перебирают со спиртным. Некоторых мы даже подшиваем перед картиной! Некоторых мы даже из наркобольниц возили каждый день на съемки туда и обратно, под присмотром ответственных лиц. Ну и что? Я до кино в рок-н-ролле работала, концертным администратором, меня пьющими гражданами не испугаешь!
Вечером я позвонила Юрочке. Волновалась, конечно, впервые с братом разговариваю, а нам по сороковнику, а вместе, значит, восемьдесят… Юра был – сама любезность. Очень мне обрадовался, целый час мы разговаривали ко взаимному удовольствию (как мне тогда казалось). Он обещал пригласить на выставку всю семью, заверил,  что не забудет и обязательно придет сам и приведет всех остальных – и папу - Валерия Георгиевича, и дядю Александра Георгиевича, и прекрасную тетю Елену, о существовании которой я до тех пор вообще ни разу не слышала.
Положив трубку, я мысленно осудила девчонок из «актерского».  Ну чем им мог досадить такой галантный милый Юрочка?
Стала смотреть в интернете  его «послужной»  актерский список. Оказалось – до странности мало картин.
«Последняя дуэль», «Империя под ударом», «Улицы разбитых фонарей», «Менты», «Черная вуаль», «Разборчивый жених»,  «Две дуэли», «Лошадь, скрипка... и немножко нервно».
- Зажимают талант - подумала я мстительно, вспоминая девчонок из «актерского». Чувство солидарности к родственнику,  настаивало - как – то помочь, продвинуть….
Однако, день открытия выставки настал, гости собрались,  народу было даже больше чем я ожидала, но вот никого из Трауготов не было. Учитывая, как трепетно относились племянники к дяде Коле (это мне было известно наверняка), я понимала, что они не могли не явиться просто так.  Вот тут - то впервые сомнения закрались в мою душу. То есть получалось, что Юра наш разговор вовсе не отразил. Со мной разговаривал «автопилот», который потом благополучно отключился напрочь. Сразу стало понятно, о чем мне говорили в актерском отделе….
Вечером, дома, я снова стала искать в инете что-нибудь о Юре, который в театральной среде назывался Георгием, я обнаружила, что он какое-то время  работал на передаче «Адамово яблоко», вот тоже не столкнулись, надо же, я в свое время с тамошними работничками близко дружила….
Как странно, однако, иногда – судьба не дает людям пересечься даже там, где это казалось бы – неизбежно…
В театре Юре повезло больше чем в кино,  после ЛГИТМиКа   мастер сразу взял его  в труппу Театра им. Ленсовета. Юра играл Трубадура в знаменитом спектакле Игоря Владимирова «Трубадур и его друзья». Потом -  Тамбурмажор в "Войцеке" и Баян в "Клопе" (оба спектакля поставлены Юрием Бутусовым).
А потом он взял и ушел  из театра. И все. И на этом – ВСЕ.
После выставки я все же виделась с Юрой несколько раз. В доме его отца, которого потом разыскала самостоятельно. Юра был очень бедно одет, с трудом держался прямо и длинно разговаривал. Было понятно, что в прежней жизни он был прекрасным собеседником, красивым мужиком и, вероятно - хорошим артистом!  Юра на контакт не шел. Разговора нашего он не помнил, то, что я его сестра – не особо отразил, а то, что работаю на киностудии и могу помочь – его это не заинтересовало. Он уже не хотел ничего. А может – не мог?
Меня это все цепляло постоянно. Юра увертывался и хитрил, говорил, что болеет, то спина болит, то нога…  И - напускное веселье… Предложить ему что-то прямо не представлялось возможным, так отчужденно он держался в разговоре, стараясь избегать личных тем. Отца своего, чудесного художника и потрясающего человека - Валерия Георгиевича Траугота, Юра пережил всего на 9 месяцев.

2010 г.