Миша Калатозов. Переплетенье судеб петербуржских

Екатерина Асмус
Михаил Георгиевич Калатозишвили. Михаил Калатозов. Миша….
Безумно красивый человек, с огромными прозрачно-голубыми глазами.
1997(?) что-ли..Я работала у него на картине “Мистерии”… Это был мой первый фильм, да и пришла то я на досъемки, подмастерьем ассистента по актерам. Фильм вышел в 2000-м году, но снимали его значительно раньше. Дикое было время, кинопроизводство стояло, спились и уволились многие старые и ценные работники…. Перестройка убивающая всю живую культуру…. Той зимой стоял дикий холод и Миша ходил в огромном грязно-желтом меховом тулупе. В то время мы и не знали что такое спецодежда для работы на съемочной площадке, да и купить в этой стране ничего, кроме китайских курток было невозможно. Помню, как вваливались всей группой в тогда еще редкие бистро, к ужасу официанток и администрации – все в “костюмах бомжей” – киноутепление. Миша с барской вальяжностью доставал огромный бумажник… И тут начиналась беготня и “чего изволите”…
Техника безопасности не соблюдалась никакая! На гололеде Миша гонял статистку на машине :”Быстрее! Еще быстрее!” Пока она нее снесла камеру вместе с грузинским оператором…
Камеру спасли, а оператор попал в больницу с переломом ноги. Грузинские актеры мерзли нечеловечески. Привыкшие к теплому климату своей страны, они прятались в машинах, чтобы обогреться, там же выпивали и засыпали. А потом их часами разыскивали, чтобы доставить в кадр.
Деньги… это особый случай. Их выдавали наличными и крупными купюрами. А платить массовке( тогда большие были массовки, ох большие….!) нужно было МЕЛКИМИ. Самая хитрая задача была -деньги разменять! И вот, с полным рюкзаком денег за плечами ( это в 90-х-то годах) приходилось бегать по ларькам и искать размен! Банков-то почти не было:)))
Голливуду и не снилось такое чудо:))
И над всем этим возвышался Миша с невозмутимым лицом и своими огромными проницательными глазами.
Даже когда он кричал и ругался было не страшно и не обидно, а все равно как-то спокойно.
2003 год. Я работала у него на картине “SOS”. Уже вторым режиссером. Это был первый Мишин продюсерский опыт. Он не часто появлялся у нас на площадке, занят был организацией Питерского продюсерского центра и производственного объединения. Ничего не получилось, “Фортуна” закрылась практически не начав работать! ИНТРИГИ, черт их дери, гадкие, мелкие черные интриги…
Наш фильм практически никто не видел, он не шел в прокате и на телеэкранах, как впрочем и “Мистерии”, Миша делал кино только для фестивалей, не на массы.
Завышенная планка? А как иначе – отец и дед – знаменитейшие люди в киномире, культовые, можно сказать… Дед – полный тезка- представлял советское кино в Голливуде! Автор одного лучших фильмов про войну “Летят журавли”. Впрочем, почитайте сами про эту знаменитую семью вот здесь:
http://kalatozov.ru/kalatozovs/
2007 год.. Миша вновь появился на Ленфильме. После печальной историей с “Фортуной” и развала всей нашей команды он некоторое время избегал нашу киностудию, тем более, что его продюсерская деятельность в Москве процветала.
Но сценарий фильма “Дикое поле”, вновь всколыхнул в Мишиной душе режиссера! “Если не сниму это – умру!” -эта фраза разлетелась по киносообществу моментально!
Миша собрал команду. И позвал меня поработать на этом проекте. Я была в полном счастье, что вновь могу поработать с дорогим мне Мастером. Да еще и с интереснейшим сценарным материалом! НО! Вот так вот НО – и все тут….
Испугала меня поездка в казахские степи. В большей степени потому, что администрация картины была мне слишком хорошо известна и было заранее понятно, в какой ад они превратят экспедицию для работничков среднего звена! Да еще тут же пришло предложение на картину “1814;, съемки которой проходили в основном комфортно, в Пушкинском Лицее и всех близлежащих дворцах.
Миша жутко обиделся и, каждый раз встречая меня в буфете ругался и язвил. А мне вправду было неудобно, что я так вот “спрыгнула”, вообще это не в моих правилах…. Подумала, ну, не в последний же раз…
Миша снял “Дикое поле”. Картина завоевала премию “Золотой орел” и еще кучу всяких премий.
Это было радостно – узнавать об успехе его новой работы.
А потом он умер…..Умер ровно в 50 лет,невыносимо молодым, неожиданно, не вовремя, возможно на самом интересном месте своей жизни!Я узнала не сразу, была в отъезде. Исчезновение таких людей как брешь, как пустота, как черная дыра, в которую затягивается окружающее пространство….
Да будет земля тебе пухом, Мишенька….Дорогой Михаил Георгиевич…

Фильмография
Режиссёр
1981 — Механик
1985 — Проделки Скапена
1991 — Избранник
2000 — Мистерии
2008 — Дикое поле
Сценарист
1981 — Механик
1991 — Избранник
2000 — Мистерии
Актёр
1990 — Убийство на Монастырских прудах
1992 — День рождения Анны
Продюсер
2005 — SOS: Спасите наши души
2005 — Первый после Бога
2005 — Ловитор
2007 — Ванечка
2008 — Дикое поле

2011 г.