Что мы знаем о лисе

Юрий Руденя
У Бога в кармане была прореха, и сквозь неё  однажды вывалилось несколько Вселенных.  Потерянные Вселенные  рассыпались по Беспредельности, как горошины по полу, но Бог не обратил особого внимания на столь незначительную пропажу, поскольку этих самых Вселенных у него в карманах было полным-полно. Парой Вселенных больше, парой меньше – какая разница? Так потерянные Вселенные и остались сами по себе. Через несколько миллиардов лет в одном из этих миров, на углеродно-кислородной планете, вращающейся вокруг карликовой периферийной звезды в одной из сотен миллиардов галактик, некий любознательный юноша решил узнать обладают ли лисы умом.

Поскольку сам он не был знаком ни с одной лисой, то начал расспрашивать людей знающих и опытных. Хозяин курятника сообщил ему, что лисы, несомненно, обладают незаурядным умом, поскольку регулярно воруют у него кур, не обращая внимания на отравленные приманки. Охотник, в свою очередь, сообщил юноше, что лисицы исключительно наивны, и их очень легко выследить, изучив все лисьи привычки и повадки. Зоолог сказал, что никакого ума у лис нет и быть не может, поскольку они в своей жизни используют лишь инстинкты и рефлексы. Проходивший мимо этолог, услышав это, возмутился и заявил, что в жизни лис ведущую роль играют не инстинкты, а  импринты, полученные в раннем детстве от родителей, но согласился с зоологом в том, что ни рефлексы, ни импринты умом не являются.

Поняв, что от специалистов толку не добьёшься, молодой человек начал расспрашивать о лисах  всех подряд. От скорняка он узнал, что у лис хороший мех бывает только зимой, китаец сообщил ему, что лиса-оборотня можно узнать по золотистым крапинкам на радужной оболочке глаз, а чукча предупредил, что толстый белый полярный лис, как правило, подкрадывается незаметно. Потом юноша встретил одного французского пилота, который рассказал ему историю про мудрого лиса, которого приручил инопланетный мальчик. История оказалась очень грустной и поучительной, но ей определённо не хватало научной достоверности.

Проголодавшись, юноша зашёл перекусить в «Макдональдс», где разговорился с одним физиком, который ничего не знал о лисах, но зато прекрасно разбирался в научных методах исследования.

- Ты начал решать задачу интуитивно правильно, но методом простого накопления данных, без математической модели и чёткого алгоритма  решить её будет непросто, - сказал физик. Давай определимся с начальными условиями.  Тебе недостаёт информации для того чтобы сделать правильный вывод. Согласен? – юноша кивнул.

- А недостаток информации – это не что иное, как информационная энтропия.  Физик строго посмотрел на молодого человека и тот на всякий случай согласно кивнул.
 
- А информационная энтропия определяется по формуле Шеннона. Физик взял салфетку и начертал  на ней какие-то математические знаки. После этого он минут пятнадцать рассказывал юноше о том, как связаны между собой выбор варианта поведения лисицы с информационной энтропией и информацией об её умственных способностях.

- Главное, запомни, что сумма информации и энтропии есть величина постоянная и равная двоичному логарифму от числа вариантов поведения, - завершил физик своё глубокомысленное объяснение.

- Спасибо, - вежливо сказал юноша и, аккуратно сложив салфетку с формулами, положил её в карман. Он так и не понял, зачем нужно определять энтропию лисицы, и как эта самая энтропия связана с наличием либо отсутствием у лисиц ума, но на всякий случай решил не переспрашивать, опасаясь, что физик снабдит его ещё целой кучей формул.

На некоторое время юноша решил отложить расспросы и отправился в лес, чтобы изучить вопрос о наличии ума у лис путём собственных наблюдений непосредственно за самими лисицами. Прожив в лесу пару месяцев, он досконально изучил привычки и образ жизни нескольких лисьих семейств. Лисы привыкли к юноше и не обращали на него никакого внимания. Они охотились, отдыхали, выращивали лисят и занимались прочими лисьими делами, однако определить есть у них ум или нет, у юноши не получалось. И в самом деле, мудрено разобраться – где природная хитрость и опыт, а где способность  думать и логически рассуждать. По вечерам юноша садился возле своей палатки, доставал бамбуковую флейту и начинал наигрывать незамысловатые мелодии. На звуки флейты неизменно приходили несколько лисиц, которые внимательно слушали  музыку, а после её завершения неторопливо расходились.

Однажды юноша бродил по лесу, размышляя об изъянах своей методики изучения лисьего ума. Он даже серьезно  подумывал отыскать того самого физика и подробнее расспросить его о способе измерения лисьей энтропии, как вдруг на берегу ручья он увидел девушку. Люди довольно редко забредали в этот район леса, а уж девушек  юноша не встречал ни разу. Чрезвычайно озадаченный этим событием он сразу позабыл про лис и все свои научные изыскания.

Юноша достал флейту и начал  наигрывать негромкую мелодию. Девушка обернулась, увидела его и улыбнулась. Юноша подошёл к ней. 
- Привет!
- Привет!
- Что ты здесь делаешь?
- Я живу здесь неподалёку, - девушка махнула рукой куда-то в неопределённом направлении. Она была невысокого роста, стройна и одета в короткое светло-зелёное платье. А ещё у неё были высокие скулы, волосы цвета меди и тонкие губы, изгибающиеся в сводящую с ума улыбку, – а ты что здесь делаешь?
-Я? – юноша запнулся. – Я изучаю лис. – И он начал сбивчиво рассказывать про свои поиски. Когда он дошёл до разговора с физиком, то достал из кармана салфетку с формулами и показал их девушке. – Как жаль, что я не догадался расспросить его подробнее об энтропии и информации, - сказал он. Девушка приблизилась к нему и посмотрела на формулы.
- Но ведь это же совсем просто, - сказала она.
- Смотри, вот это количество вариантов выбора, - она прикоснулась бедром к его бедру, - если ни один из вариантов не имеет преимущества, то информация отсутствует, - она прижалась грудью к его локтю, - а энтропия, наоборот, максимальна, - она положила руку ему на плечо.
- Но если один из вариантов выбора является наиболее предпочтительным, - она провела ладонью по его спине, - то информация максимальна, а энтропия отсутствует, - она взяла его за руку.
- А формула Шеннона позволяет вычислить количество информации и энтропии для любого случая, - она погладила его ладонь, - поэтому, наблюдая за тем, как лис выбирает один из множества вариантов поведения, ты можешь рассчитать его информационную энтропию, и чем меньшим окажется её значение, тем умнее окажется лис, - девушка посмотрела юноше прямо в глаза. Юноша замер и по его спине побежали мурашки – он увидел в глазах девушки целое созвездие золотистых крапинок.  Мир опрокинулся, перед его глазами мелькнула синева неба, но перед тем как потерять сознание юноша увидел, как над ним склонилось лицо девушки. Она улыбалась тонкой лисьей улыбкой.

Юноша очнулся от шума. Весь лес был наполнен грохотом пения птиц и гудением насекомых. Он глубоко вдохнул, и его накрыло волной запахов, в которой он сразу чётко выделил тонкую нить её запаха. Он вскочил и чуть не упал – что-то было не так. Он посмотрел на свои руки и увидел, что они покрыты шерстью, перед глазами маячил собственный вытянутый лисий нос, а сзади он ощутил непривычную тяжесть хвоста. Юноша восторженно тявкнул, подпрыгнул вверх, поднял трубой великолепный распушенный хвост и помчался по свежему следу…

…Пролетая через неописуемые слои Беспредельности, Бог внезапно услышал чье-то далёкое тявканье. Он оглянулся и заметил мерцающий шарик давным-давно потерянной Вселенной. Бог положил её на ладонь и пристально вгляделся в её туманную, колышущуюся сердцевину.
- Что мы знаем о лисе? Ничего. И то не все, – пробормотал он, задумчиво, как бы что-то припоминая,  а затем аккуратно положил Вселенную в карман и никем не замеченный отправился дальше. И чему была равна его собственная информационная энтропия, так и осталось неизвестным.