Читательский отзыв на роман Александр Македонский

Ольга Эрлер
"Таис афинская Ольги Эрлер".

Достаточно долгое (по моим меркам, вообще-то я читаю быстро) время мне довелось прожить «двойной жизнью», в одной из которых происходили вполне реальные события моей повседневной жизни, а вторая была полна грозных и прекрасных призраков далекого прошлого.

Итак, Ольга Эрлер. "Александр Македонский и Таис. Верность прекрасной гетеры".

Начну с плохого. С того, что мне мешало, царапало. «Расширение» названия и первая страница обложки. Мнение автора в этом вопросе учтено не было. Меня это порадовало, потому что в некотором недовольстве этим я с автором солидарна.
НО! Если это было условием издания книги – уступка того стоила! Тем более, я уверена, что этой книге предстоит долгая жизнь и еще много переизданий, переводы на другие языки.
Как будет здорово издать ее так, как она того заслуживает! Но это – дело будущего, хотя – я в этом совершенно уверена – не очень дальнего!

Я отношу себя к людям, активно, но не фанатично интересующимся историей. Поэтому мне доставила огромное удовольствие широкая и точная реконструкция исторически достоверной действительности, в которой чувствуется строгая научная достоверность наимельчайших деталей, хронологическая точность и безупречная ясность описываемой картины событий.

Да, я отдала должное в детстве романам Воронковой, а в юности – Ефремова. Я с интересом посмотрела несколько лет назад голливудский блокбастер, красивый и в меру скандальный. Белых пятен и в этом историческом периоде, и в расплывчатых, во многом – мифологизированных биографиях известнейших людей того времени – достаточно. Большинство современных авторов дополняют выпавшие, утраченные кусочки мозаики своими мыслями и чувствами.
Без сомнения, подобно другим, это сделала и Ольга Эрлер. Другого способа построить связный рассказ о страшно далеком прошлом – просто нет.

Но ее «кусочки», хоть и отличимы на глаз от потускневших артефактов, хоть и обладают неискоренимыми чертами современного виденья и чувствования, тем не менее, в совокупности, создают стройную и исполненную глубокого смысла картину.

Как любой не слишком молодой человек, я часто без всякого повода задаю себе вопрос «Зачем?», даже если речь идет о безусловно приятных вещах. Время моей жизни – бесценная для меня вещь. Но я готова держать ответ – ЗАЧЕМ я читала эту книгу!

Я готова и отвечу. Затем, что Таис Ольги Эрлер – образ вневременной и чрезвычайно яркий, воплощение обостренного до предела женского способа жить, поступать и чувствовать. Любая женщина, прочитав эту книгу, обязательно найдет в ней себя. Любая женщина – и это неизбежно – обязательно когда-нибудь задается вопросом о том, каким ей видится счастье.

Мудрейшие и естественнейшие женщины всех времен и культур ответят на этот вопрос одинаково. Счастье состоит в радостном и сознательном самопожертвовании достойному человеку или делу. Лучшие из женщин – по природе своей альтруисты. Возможно, Таис не «всеобщна» адресом – на каждую из нас Александров Филлиповичей Македонских не напасёшься. Но любая достойная женщина обязательно найдет – кого и что озарить и согреть своей любовью, теплом, разумной заботой и вниманием. В чьей судьбе сыграть роль Таис.

Детали симпатичны, иногда попросту забавны своей «современностью». Ревность и примирение с существованием соперника – лучшего друга, с которым делятся тем, чем, возможно, никогда не поделятся с тобой. Борьба с пьянством и употреблением других стимуляторов. Терпимость. Сознательное ограничение информированности обо всем. Борьба с его синдромом хронической усталости. Эмоциональная поддержка энергоемких, но судьбоносных (хотя, возможно, и малопонятных тебе) мужских проектов, примирение с тем, что женщина в судьбе мужчины – даже безмерно любящего – главенствующей роли никогда играть не будет, и пустые мечты на это надеяться.

Диалоги прекрасны. Здравый смысл с трудом свидетельствует об их вымышленности. Но их общечеловеческая достоверность и красота – бесспорны.
Таис Ольги Эрлер достойна стать одним из образцов для подражания для женщин, и одной из совершенных вожделенных грёз мужчин.
Этой героине еще предстоит занять свое место в сознании современников. Если только книга о ней будет свободно продаваться в наших книжных магазинах и предлагаться в библиотеках! (Крик души!)

А теперь об Александре. С трудом сдерживаюсь… В мире мало деятелей его масштаба, оставшихся в памяти потомков не в роли жупела жестокости, а в ореоле восхищения, любви и признания… Дело не в силе и власти. Дело – в явном стремлении к усовершенствованию мира в сторону добра и человечности, в мощном реформаторстве «на благо» и в пользу идеи свободы, равенства и братства. В мире мало тех, кто мог заставить пойти за собой силой обаяния, кто, создавая централизованное царство, обошелся без тотальной деспотии и всевластия тайной полиции…

Так и хочется мне, христианке, сказать о языческом царе-завоевателе… «Упокой Господи душу раба Твоего Александра, и прости ему согрешения – вольные и невольные, и сотвори ему вечную память... » Это нежное, на грани слез чувство – дорогого стоит!

Спасибо за него мощной и талантливой писательнице, умному и опытному человеку, доброй и трепетной женщине – Ольге Эрлер.

Всем своим подругам – настоятельно советую и рекомендую – искать и читать эту книгу!

Татьяна Семеновна Александрова, 45 лет, г. Кирово-Чепецк