Чье завещание претворяется в жизнь?

Олег Хлобустов
    20 лет спустя

  Все новое – это хорошо забытое старое.
  Эту истину хорошо понимал большой знаток истории античной философии Владимир Фердинандович Асмус, любивший повторять своим студентам:
  - Если вам в голову пришла «умная» мысль,  - не спешите обнародовать ее! Поищите ее у древних. И, если вы не найдете ее там - значит, вам в голову пришла банальность!
  Последуем и мы совету мудрого профессора, представив читателя без комментариев архивный документ из далекого апреля 1944 года.
  Регистрационный номер Руководящего политического штаба Министерства оккупированных восточных территорий – Р 776/a/44d/:

                12 апреля 1944
                СЕКРЕТНО!
          Содержание: Дифференцированный подход к народам Востока

  Достойное одобрения утверждение, что мы ведем на Востоке войну не против населения, но вместе с населением, таит в себе опасность. Избежать этой опасности можно лишь опубликованием четкой директивы рейхсминистра оккупированных территорий (Альфреда Розенберга, - прим. О.Х), которая должна быть доведена до ведомства по иностранным делам, службы госбезопасности и управления контрразведки Главного штаба вооруженных сил.
  В этом документе должен быть четко выражен строгий запрет на любые мероприятия с целью объединения России. Вместо этого должно быть изложено требование о независимом друг от друга развитии наций на территории Советского Союза.
  Именно теперь, когда изменение отношения к народам Востока стало фактом, рейхсминистр восточных оккупированных территорий должен заявить о том, что   предусмотренный нами раздел этих территорий является неизменным принципом. Не только в русских кругах имеют широкое распространение надежды, что после замены советской политической системы будет сохранена Великая Российская империя. Такая же точка зрения имеет распространение и в широких германских кругах. Следует указать на то, что такой могучий компактный колосс на Востоке представляет собой постоянную угрозу для Германии, что для нас неприемлемо.
  Борьба против большевизма – это только борьба против чуждой нам идеологии, но за ней стоит носитель этого образа мысли – великорусская, а в своем логическом развитии великославянская государственная власть.
  Не составляет большого труда увидеть и исторически доказать экспансионистские устремления России в четырех направлениях: на Восток  - через Сибирь, на Юго-Восток – через Дарданеллы в Средиземное море с одновременным захватом Балкан, и на Северо-Запад – через Балтику и Финляндию в Северное море.
Два последних направления означают одновременно и охват Германии, при этом лежащий между нами путь через Польшу, после удачного завершения первых двух ударов, вряд ли можно будет рассматривать как самостоятельную акцию. Тогда Германия, как созревший плод, упадет в подол восточного соседа.
У Европы нет других возможностей устранить грозящую ей столетиями опасность, кроме раздела России.
В этом конфликте форма государственной власти нашего восточного соседа не играет практически никакой роли. Если не удастся раздел, то останется лишь вопросом времени, пока все славяне Европы объединятся под руководством Москвы и задушат остальную Европу.
Поэтому мало отделить от России кавказские народы и Туркестан, необходимо также, чтобы и славянские народности развивались отдельно, как различные государства, и эта установка Министерства восточных оккупированных  территорий должна быть доведена до всех причастных инстанций как руководство к действиям на будущее.
Строгое отделение собственно русских к действиям на будущее белорусов и казаков провести непросто. На практике возникнет немало ситуаций, когда будет нелегко определить, к какому роду и племени относятся люди. Как будут разрешаться подобные ситуации, значения не имеет, важно, чтобы выдерживалась общая линия. Мы должны пойти по этому пути настолько далеко, чтобы о самобытности украинца или казака говорили со всей определенностью, как говорят о датчанине или болгарине.
«Союз» с небольшевистской Россией, на который уповают широкие круги в Германии, не устранят славянской опасности. Он принес бы лишь временную разрядку.
Союзы или еще более близкие связи с отдельными нациями на Востоке, напротив, являются само собой разумеющейся необходимостью.
В указанном направлении должны со всей последовательностью действовать все причастные инстанции. Умышленное или бездумное игнорирование этого руководящего принципа недопустимо.
Пример такого недомыслия или умышленного отклонения от намеченной цели можно привести: это пропагандистский плакат, на котором изображены сражающиеся на стороне немцев солдаты Русской освободительной армии и казак.
Против подобного плаката не возникло бы никаких возражений, если бы на нем не были изображены и представители и других национальностей, например, туркестанцы и грузины. Но изображение только казаков или русских наталкивает на мысль об умышленной тенденции.
Другим примером является казачья газета «Казачий клич», в которой на иллюстрированном приложении изображены украинские девушки. Но под этими иллюстрациями можно было бы с таким же успехом написать «девушки-казачки», и тогда не была бы подчеркнута близость казаков и украинцев.
Конечно, будет невозможно совершенно прервать всякие связи одной нации  с другой, прежде всего нельзя будет запретить смешанные браки, но в пропаганде необходимо избегать всего, что противоречит основополагающей линии Восточного министерства.

   Подпись:                профессор Г. Менде.

   Остается только добавить, что Менде фон Герхард родился 25 декабря 1904 г. в Риге. В 1941 – 1945 гг. – начальник отдела министерства Германии по делам оккупированных восточных областей, с 1943 г. – президент Центрального бюро народов Востока.
    Поэтому и является актуальным вынесенный в заголовок вопрос, чье же «завещание» претворяется сегодня в жизнь?

                Ленинградская общественно-политическая
                газета «Совесть», сентябрь 1992 г., № 8 (30).