О романе Вальс одиноких

Галина Врублевская
Лидия Павлова, Ростов-на-Дону.
http://lidiamp.livejournal.com/profile


Несколько слов о сюжете романа Галины Врублевской, о том, каким он мне виделся, как воспринимался при чтении, какие мысли навеял.
Я читала, что сюжетов в мировой литературе не так уж много. Где-то вычитала, что их 32, другой автор свёл их разнообразие к восьми сюжетам, а Бродский вообще заявил, что существует всего один сюжет - предательство.

 "Вальс одиноких" я приняла вначале за ещё одну вариацию сюжета о Золушке. В самом деле: серая мышка, закомплексованная, робкая, не замечаемая одноклассниками и третируемая матерью.  Я ждала привычного в женских романах преображения: жизнь дарит Золушке нежданно-негаданно счастливый лотерейный билет, появляется прекрасный принц, Золушка вдруг сказочно преображается и покоряет сердце принца, затем преодолевает ряда трудностей на пути к счастью, соединяет свою жизнь с ним, и следует хеппи-энд.
Но я ошиблась. В романе не было всех привычных поворотов сюжета, свойственных историям о Золушке.

Вскоре я поняла, что, скорее, роман можно назвать историей о гадком утёнке. И посыпались подсказки, подтверждавшие мою мысль. Из Кривошеевой Иветта стала Соловьёвой ("птичья" подсказка). И эта фраза, выделенная в тексте романа межстрочными интервалами:
"А мокрые лебеди в пруду никуда не торопились, потому что их крылья были подрезаны"+
И чуть раньше: "От дальнейших мыслей розовели щёки, а за спиной вырастали крылья"
И стихи, которые начинает писать Иветта - песня её души, её крылья.
И самая прекрасная песнь - лебединая песнь её души - любовь к Глебу.
И лебединая верность этой любви.

История гадкого утёнка по имени Иветта, которой в детстве подрЕзала крылья родная мать, потом систематически подрезАл муж - чтобы не улетела. История о том, как мучительно долго, трудно отрастали эти крылья и всё-таки отросли, и гадкий утёнок превратился в прекрасного лебедя.

 Это история реальной жизни реального человека, пусть и придуманного автором, но всё равно реального. Сказочных превращений здесь не будет. Но и в обычной жизни обычных людей случаются чудеса, и немало. Иветта тоже сталкивается с ними. Разве не чудо - сама встреча с Глебом, родственной душой, разве не чудо, что жизнь сталкивала их снова и снова в самых неожиданных ситуациях? А такая своевременная встреча с подругой Жанной во время экскурсии? А поездка в Индию и предсказание Саи Баба? Много маленьких чудес, мистических совпадений рассеяно по истории жизни Иветты Соловьёвой, соловушки Иветты. Кстати, соловей ведь - птичка серенькая, неказистая сама по себе, ничем не примечательная. Пока не запоёт+

 Чем дальше развивалось действие, тем очевиднее становилось мне, что в сюжет - историю гадкого утёнка - вплетается другой классический сюжет. История, рассказанная в романе, перекликается в чём-то с "Ромео и Джульеттой". Двоих влюблённых пытаются разлучить, с обеих сторон родными прилагаются все усилия для этого. Их любовь не встречает понимания и поддержки. С одной стороны - это Валерия, сестра Глеба, сразу невзлюбившая Иветту; с другой стороны - дочь Иветты, Анна. И это не только пассивное чувство непрязни. Обе стороны переходят к активным действиям. Дочь Анна - это отдельный разговор. Это очень большая и важная тема воспитания.

Все заканчивается, почти как в трагедии Шекспира, и все же не так.