ВМ. Глава 6. Конрад. Параграфы 1-4

Елена Грушковская
ГЛАВА 6. КОНРАД

6.1. Назад к корням


Да, Кон, приятель, это непруха, определённо, непруха... Впрочем, я уже привык к разного рода превратностям, их судьба отмерила на мою долю щедро. Квартира съёмная, чужая, а вот вещи жаль – их-то я на свои деньги приобретал, на свои... кровные. Да, в прямом смысле, заработанные на крови, потому что я поставляю «Авроре» доноров. Я знаю, где искать негодяев: они – моя работа. Я служу в бельгийской местной полиции – забавно, правда?

Как меня туда занесло и почему я называю Вику козочкой? Долгая история. Впрочем, если вы располагаете временем...

Моё полное имя – Конрад Корделия. Да, я родом из Ордена, отсюда и такое имя. Я получил его... дай Бог памяти... в 1953 году. А родился я за двадцать семь лет до этого в польском городке Кудова-Здруй, Нижняя Силезия, что известен своим водолечебным курортом и прекрасным климатом предгорья. И все двадцать семь лет моей человеческой жизни меня звали Лукаш Возняк.

Когда в сентябре 1939 года Польшу начали бомбить, я был тринадцатилетним мальчишкой. Мой отец погиб в первые дни войны, и нам с матерью (я был старшим в семье) пришлось туго... Каково жить в оккупированной, поделенной между другими государствами стране? Это знают только те, кто там жил. Мать и две сестрёнки не выдержали и полугода, и я остался один. Я не знаю даже, где их могилы; всё, что мне от них осталось – имена: мать звали Аньела, сестрёнок – Агнешка и Ханна. Косточки их уже истлели в земле, а души наверняка на небесах...

Я плохо помню то время: наверно, память пытается избавиться от страшного, чтобы у её обладателя не поехала крыша. Я бродяжничал, воровал – выживал, как мог. Когда шайку таких же, как я, беспризорников, расстрелял забавы ради пьяный немецкий офицер, я понял: нет страшнее зверя, чем человек... человеку. Даже звери убивают ради пропитания, а люди – просто так. Не знаю, чем бы закончились мои скитания среди кошмара войны: возможно, я разделил бы участь миллионов, чьи жизни она унесла. Но судьба протянула мне руку... холодную руку хищника.

Тогда я не знал, что он – хищник. Для меня он был просто странного вида человеком, одетым в чёрное поношенное пальто, неопределённого возраста – от тридцати до пятидесяти. Я брёл через зимний лес, и последним моим обедом два дня назад была мороженая кочерыжка. Ноги отказались нести меня, и я упал.

Очнулся я оттого, что меня кто-то тормошил. Это был он, бледный мужчина в потёртом пальто и с глубокими тёмными глазами. Я тогда подумал, что он так выглядит оттого, что бедствует и голодает; тогда я не мог знать, что он за существо. Он поднял меня, замёрзшего, полумёртвого, на руки и куда-то понёс.

Я пришёл в себя в сумрачной комнате с закопчённым потолком, на железной скрипучей кровати. Потрескивал огонь в печи и пахло... жареным мясом! Я решил, что мне это мерещится с голоду, и долго лежал в ожидании, что наваждение пройдёт, и я проснусь в снегу. Но нет – оно и не думало проходить, более того, снова появился этот незнакомец. Пока я лежал в забытье, он успел приготовить самое настоящее жаркое из зайца. А ещё у него было кофе и хлеб. Хлеб плохой, пополам с отрубями и ещё каким-то наполнителем – в общем, эрзац, но для меня, уже начавшего пухнуть от голода, это было спасением. Кофе было не натуральным, а цикориевым, но и это казалось роскошью. Главное – горячее, а вкус и запах – дело десятое.



6.2. Лесной отшельник


Этот ужин и тепло печки спасли мне жизнь. Моего благодетеля звали Марций, и он жил в этом домишке в глухом лесу совершенно один, вдали от людей. В единственной комнате, кроме печки и кровати, был ещё стол и шкаф с книгами – Марций оказался образованным, как университетский профессор. Я спросил, сам ли он построил себе этот домик, и он сказал: «Нет, дом был заброшен, и я просто занял его». А вот книг он натаскал сам – уж очень любил чтение.

Я решил, что Марций прячется здесь от войны, а потому не особо расспрашивал его, почему он живёт в такой глухомани. На большом пальце у него я заметил необычной формы кольцо – с острым выступом наподобие когтя. Дорогое, усыпанное мелкими бриллиантами, с общим потрёпанным видом Марция оно сочеталось странно. Я строил разнообразные догадки о том, как оно могло к нему попасть; версий было много – от воровства до разорения старинного аристократического рода. При всей неприглядности и затрапезности его внешнего вида что-то аристократичное в Марции всё же было: тонкие пальцы, высокий лоб с небольшими залысинами, благородная форма носа. Волосы он носил длинные, спадающие засаленными прядями ему на плечи, слегка сутулился, а передвигался совершенно неслышно, мог появляться откуда ни возьмись, будто из воздуха, что поначалу меня порядком напугало. Накормив меня зайчатиной, сам он есть не стал, сказав, что уже ел сегодня.

Я согрелся и отоспался, позавтракал остатками зайца. Марций ушёл в лес за дровами, велев мне никуда не отлучаться. Это было, пожалуй, лишним: я и не собирался покидать этот нищий домик, ставший моим спасительным убежищем. Куда я пошёл бы? Кругом – война и смерть, а я был всего лишь мальчишкой-сиротой.

Отсутствовал Марций довольно долго, и я уже начал беспокоиться: не случилось ли с ним чего-нибудь? Мало ли – ведь время военное... Вскоре от нечего делать я стал разглядывать книги. Они были не только на польском, но и на разных других языках, и среди них можно было встретить как художественные, так и научные. Имелось много книг по математике, физике, химии, медицине, истории. Нашлось несколько томов Британской энциклопедии. Словари, справочники, сборники задач. Всё было строго систематизировано, почти как в библиотеке. Ну точно, какой-то профессор, решил я.

Вернулся хозяин домика уже почти под вечер, нагруженный, как вол: с дровами на горбу, гусем под мышкой, кринкой молока в руках и сумкой мёрзлой картошки в зубах. Также в сумке были лук и морковка. Где, когда и как он раздобыл всё это добро? И вернулся целый и невредимый?

«Умеешь похлёбку варить?» – спросил он.

Я радостно кивнул. У меня слюнки потекли в предвкушении.

С гусем мы быстро управились – ощипали, выпотрошили и разрубили на части: хватило бы на несколько похлёбок. И ничего, что картошка была подмёрзшая, а лук с морковкой слегка с гнильцой: суп получился шикарный. Ещё бы клёцки сюда – и было бы вообще объеденье.

Сам Марций опять есть не стал.

«Позже поем. Сейчас не хочу».

Мне было это удивительно. Чувство голода в последнее время стало моим постоянным спутником, и я не понимал, как можно не хотеть есть. Может, Марций был болен, и потому его аппетит оставлял желать лучшего?

Как бы то ни было, я ни разу не видел, чтобы Марций ел. Я остался у него: идти мне было некуда, а он, казалось, был рад моему обществу. Каждый день (или иногда через день) он ходил на промысел и всегда возвращался не с пустыми руками: дрова, кой-какая еда, одежда для меня. В общем-то, всё, что он приносил, было для меня, а сам он... Загадка. Святым духом он, что ли, питался?..

Через неделю он устроил мне банный день: согрел воды и вымыл меня в корыте, а голову мне оболванил старой ручной машинкой, жутко дёргавшей волосы, и которую то и дело заклинивало. Эта операция была настоящей пыткой, но после я был благодарен ему за стрижку: с ней было гораздо удобнее.

Дни были бы пустыми и невыносимо скучными, но Марций придумал занятие: он затеял учить меня. В школу я, понятное дело, уже давно не ходил, и он занялся моим образованием. Математика и словесность, французский и немецкий языки, история – в общем, всё, по чему имелись книги в доме, и вошло в мою индивидуальную программу. Пока Марций ходил на добычу дров, еды и необходимых вещей, я учил уроки, а когда он возвращался – отвечал их ему. Он раздобыл тетради, чернила, ручки, карандаши, даже линейку, ластик и циркуль, и я вычерчивал окружности и треугольники, делая задания по геометрии. Куда он ходил за всем этим, я понятия не имел.

Учителем он был талантливым, но строгим и требовательным. Сам он знал столько всего, что я не уставал поражаться, как этакая уйма знаний умещалась у него в голове. О своём прошлом он не говорил, а когда я пытался осторожно расспрашивать, сразу замыкался и делал вид, что ему некогда. Проверяя мои письменные задания, он ругал меня за почерк и заставлял выводить каждую букву и цифру, говоря, что мужчина должен чётко, разборчиво и красиво писать. Линейкой по рукам он меня не бил и подзатыльников не давал: ему было достаточно одного взгляда, чтобы повергнуть меня в трепет. Да, взгляд у него временами бывал жутковатый – мурашки по коже. Как холодная бездна космоса.



6.3. Новые сапоги


Я жил у Марция уже месяца четыре, когда произошёл случай, заставивший меня всерьёз задуматься о странностях моего благодетеля. Одну из них я уже назвал: я никогда не видел его за едой. Но если это можно было хоть как-то объяснить – например, тем, что он ел незаметно для меня, то природа второй странности не поддавалась никакому объяснению, кроме версии о чуде.

Дело было весной. Марций сказал, что попробует раздобыть новые сапоги для меня (старые уже просили каши); он ушёл, а я остался дома – учить уроки. Мне было задано прочитать главу из «Отверженных» в оригинале, решить три задачи по геометрии и восемь уравнений по алгебре, а также изучить главу об упадке Римской империи. Начал я с математики и управился с ней за час, а потом часа два читал со словарём о том, как Жан Вальжан забирал Козетту у Тенардье; было тяжеловато сто раз подряд заглядывать в словарь, но история Козетты чрезвычайно занимала меня, а потому я, увлечённо пыхтя, одолел главу. Надо было ещё отметить изученные грамматические конструкции, но это я надеялся сделать по ходу ответа урока, а потому я отложил Гюго и перешёл к римлянам. Солнышко пробивалось сквозь лиственный шатёр, чирикали птицы, и мне захотелось посидеть на крылечке. Я взял книгу по истории и устроился с ней на воздухе.

Я прочёл главу один раз и начал закреплять прочитанное, когда вернулся Марций. Я поднял голову и хотел сказать ему, что уже доучиваю последний урок, но слова застряли у меня в горле: Марций шатался и еле волочил ноги. Мешок за его спиной что-то оттягивало – видимо, обещанные сапоги. Остановившись, он оперся рукой о ствол дерева, постоял утомлённо, потом сделал ещё несколько шагов к дому и осел в траву. Книга свалилась у меня с колен, и я бросился к нему с криком:

– Дядя Марций!

Вблизи я увидел: он был весь изрешечен пулями. Его пальто, в котором он ходил зимой и летом, было продырявлено и пропиталось кровью. У меня подкосились ноги, и я осел в траву рядом с ним.

– Дядя Марций...

Он погладил меня по голове тяжёлой, холодной рукой.

– Ничего... Ничего, Лукашек, – глухо проговорил он, пытаясь сфокусировать взгляд на моём лице. – Не бойся... Всё обойдётся.

Он собрался с силами и стал подниматься. Я кинулся ему помогать, но он отстранял меня:

– Нет... Отойди... Ты испачкаешься в моей крови.

Он почему-то панически боялся запачкать меня кровью и непременно хотел дойти до дома сам. И таки добрался, уронил мешок на пол, сбросил пробитое пулями пальто и рухнул на стул.

– Лукашек... Согрей воды... – простонал он.

Я бросился растапливать печь. Налил в чугунок воды, поставил греться, а Марций тем временем разделся по пояс. Я хлопотал у печки и не видел, что он делает, но когда услышал страшный, звериный рык, то в ужасе обернулся. Всё тело Марция было жутко напряжено, каждый мускул вздулся и выпукло проступил под кожей, а раны пузырились кровью. Рыча, Марций весь дрожал от невероятного напряжения, с искажённым лицом и вздувшимися венами на лбу и шее. Вдруг – стук... Стук, стук, стук – по полу.

Это были пули. Каким-то невообразимым способом Марций выдавил их из себя, и они со стуком падали на пол. Я, не видевший в жизни ничего подобного, стоял с открытым ртом. Когда все застрявшие в теле пули вышли, Марций расслабился и открыл глаза. Он был измучен до предела.

– Вода согреется – поставь на стол... Найди тряпку почище...

Когда вода согрелась, он стал обмывать себе раны, отжимая тряпку в помойное ведро. До спины он дотянуться не мог, и я протянул к тряпке дрожащую руку:

– Дядя Марций, давай, я...

Он пронзил меня своим страшным, космически-чёрным взглядом.

– Не надо тебе прикасаться к моей крови.

Хоть я и содрогнулся под этим взглядом, но что-то заставило меня настоять:

– Ты же не достанешь до спины! Давай... Я не боюсь её.

Поморщившись, он сдался.

– Только потом эту воду выплесни, тряпку выбрось и сходи на ручей, прополоскай посуду... И руки вымой с мылом...

Я всё сделал. Пришлось разорвать на бинты чистую рубашку.

Марций лежал на кровати, а я думал о том, что я стану делать, если он умрёт... Я помогал ему как мог – убирал в домике, стирал и готовил, но кормильцем и добытчиком был он. Я понятия не имел, куда податься, где добывать всё то, что приносил Марций. Ну, почему он ничего мне не рассказывал? Может быть, вместо того чтобы заставлять меня решать задачки, лучше бы он научил меня ловить зайцев?

От этих тяжких и полных безнадёги размышлений меня оторвал слабый голос Марция:

– Уроки выучил?

Я растерянно кивнул. Он потребовал:

– Принеси тетради.

Я принёс, и он проверил математику.

– Два уравнения неверно решены, и в одной задаче ошибка. Ладно, с этим потом разберёмся... Главу из «Отверженных» прочёл? Перескажи, что ты понял.

Я попытался, но ничего не вышло. Всё выскочило из головы.

– Плохо, – сказал Марций. – Ладно, с Римом как?

Я только растерянно смотрел на него. Мне хотелось плакать.

– Что молчишь?

По щеке потекла слеза.

– Ну? Это ещё что такое?

Я разревелся. Не проливал слёз я, наверно, с того времени, как потерял родных. Давно... А тут – прорвало. Плакал беззвучно, только сотрясаясь всем телом.

– Лукашек... Перестань сырость разводить, – проговорил Марций. – Выживу я.

– Я учил... Правда, учил, – шептал я. – Но когда увидел тебя...

– Ладно, понятно всё с тобой. – Марций слегка застонал, ложась поудобнее. – Сапоги я тебе таки принёс... В мешке возьми. Посмотри, хоть не продырявило их?

Сапоги чудом уцелели.

Я всю ночь не спал, всё прислушивался. Тишина меня пугала. Не умер ли Марций? Скрип... Это он пошевелился на кровати. От сердца отлегло. Свернувшись калачиком на тюфяке возле печки, я уснул.

Проснулся я, ощущая запах цикориевого кофе и разогретой похлёбки. Марций, будто бы и не был вчера изрешечен пулями, как ни в чём не бывало хозяйничал у стола.

– Умывайся и завтракай, – сказал он, заметив, что я открыл глаза и смотрел на него.

Вскочив, как пружиной подброшенный, я с разбегу обнял его и уткнулся ему в грудь. В животе разлилось счастье... Прохладная ладонь Марция поглаживала мой стриженый затылок.



6.4. Чудовище


Марций сказал, что у него такая особенность – всё заживает быстро. Но чтобы НАСТОЛЬКО быстро? Это было чудо, не иначе. Наутро от ран остались только розовые пятнышки новой кожи.

А летом я узнал, кто он.

Мы стали ходить вместе в лес: Марций учил меня читать его знаки, слушать и смотреть. И не просто смотреть, но видеть. Эти уроки были не менее, а иногда даже более интересными, чем математика и история.

Домик был расположен в такой глухомани, что даже звуки войны сюда редко докатывались, не говоря уже о том, что не ступала и вражеская нога. Впрочем, всё когда-нибудь случается в первый раз, вот и в нашу глушь однажды пожаловали немцы.

Уж не знаю, зачем их сюда занесло – может быть, они прочёсывали лес в поисках партизанов. Марция не было дома, когда группа из шести немцев в камуфляже окружила домик. Они выволокли меня наружу и обшарили наше жилище, перевернув там всё вверх дном, ничего особенного не нашли и приступили к допросу. Первым делом спросили имя и национальность. Я дал ответы: «Лукаш Возняк», «поляк». И чёрт дёрнул меня за язык сумничать: «А вы здесь кого ожидали найти? Китайцев?»

Это им не очень понравилось. Меня сбили с ног ударом приклада. «Сколько ещё здесь человек? Какова ваша деятельность?» – орали они со всех сторон.

На этом война для них была окончена навсегда.

На них налетело клыкастое чудовище с красными угольками глаз, которое двигалось так молниеносно, что в один момент трое из них упали со сломанными шеями на землю. Оставшиеся принялись стрелять в чудовище, но оно, отмахиваясь от пуль, как от назойливых мух, голыми руками прикончило двоих, а третьего повалило на траву и впилось клыкастой пастью ему в шею.

Я наблюдал за всем этим, как парализованный. На чудовище была одежда Марция, у него было его лицо и его фигура. Когда окровавленная пасть оторвалась от жертвы, картинка в моих глазах затянулась звездчатой пеленой...

Когда она рассеялась, Марций выходил из дома с лопатой. Он скрылся за деревьями, а я остался в траве, окружённый трупами немцев.

Через некоторое время Марций вернулся – без лопаты. Взвалил одного немца на плечи и утащил, потом вернулся за вторым, третьим, пока не перетаскал куда-то всех. Наверно, у меня что-то перемкнуло в голове. А если он сейчас вернётся... за мной?

Сначала четвереньки, потом – ноги. И бег, сумасшедший, без передышки, подгоняемый ледяным дыханием ужаса в спину.

Бежал я, бежал... И выбежал прямо на небольшой лагерь на полянке, где немцев было уже не шестеро, а человек тридцать. Палатки, костёр, в котелке что-то булькало. Суп из консервов. Видимо, те шестеро пришли отсюда. Я попятился, да было поздно: меня увидели и тут же сцапали. И опять вопросы: «Кто таков? Откуда? Имя?»

И вдруг с неба посыпался град пуль. Немцы, как подкошенные, падали один за другим вокруг меня; пули прошили котелок, и струйки варева полились через дырки. Над полянкой на огромных крыльях цвета давно не стираной серой тряпки парило красноглазое чудовище и с двух рук косило немцев из автоматов. Те успели пару раз в него пальнуть, но оно уворачивалось от пуль, не прекращая стрелять. Минута – и в живых на полянке остался я один.

Чудовище приземлилось и превратилось в Марция. Окинув взглядом усеянную трупами полянку, он сказал:

– Яму придётся полдня копать...

Я зажмурился. Тишина – даже птиц не было слышно. И совсем близко – так близко, что я вздрогнул – раздался голос Марция:

– Лукашек, сынок... Если бы я хотел тебя убить, то, наверно, сделал бы это ещё давно, когда нашёл тебя в снегу этой зимой. И не кормил бы, и не учил бы всё это время...

Меня обняли его руки. Он не набрасывался, не драл мне клыками горло, просто обнимал – крепко и нежно.

– У меня был сын... Он был примерно как ты, когда умер. И моя жена... Они оба погибли много лет назад. Когда я был ещё человеком.

Я открыл глаза. Передо мной было лицо Марция – то, которое я привык видеть, без клыков и адского огня в глазах.

– А сейчас... Сейчас ты – кто? – прошептал я.

– Хищник, – ответил он.



продолжение http://www.proza.ru/2010/07/16/61