15 Самовар

Галина Польняк
Рисунок автора - батик.


Безмятежный утренний сон укутывал меня своими объятиями и уносил в сказочный мир где я была разбойницей с далеких островов. Я спала на веранде, раскинув руки и запутавшись в тонком одеяле из разноцветных лоскутков ткани. Я смутно слышала крик нашего петуха, мычание коров которых гнали на пастбище, лай нашей лайки, вдыхала удивительный воздух, наполненный ароматом полевых трав, которые сушились на стенах. Приключение сна удерживали меня в постели, не давая проснуться.

Вдруг мои ноздри защекотал запах горячих блинов, которые по утрам жарила моя любимая бабушка, рот тут же наполнился слюной, а слух уловил звуки закипающего самовара. Кот тычется мокрым носом мне в щеку. Я уже полностью проснулась, вскакиваю и бегу на кухню.

- Наконец-то проснулась! Долго же ты спала сегодня, - бабушка с улыбкой смотрит на меня. - Я уже и в малиннике побывала и яйца у кур собрала, а ты все спишь и спишь. - Ласково обняв за плечи, она пододвинула мне венский стул с гнутыми ножками.

Символы домашнего благополучия - пузатые самовары.
С утра дед начистил и разжёг самовар. Он сверкающим хозяином стоит на столе на белоснежной вышитой скатерти, пыхтит от удовольствия и своей незаменимости.
 
С гордостью и достоинством самовар смотрит, как бабушка ставит на стол старинные фарфоровые чашки и заварничек. Ещё демидовских времён. Рядом с чашками появляется ваза с бубликами, маленькие розеточки для варенья, блюдца, румяные пирожки с ягодами, сливки. Последней на стол ставится сахарница со сверкающей головкой.
 
Я сижу на резном венском стуле (почему венском, не знаю, так бабушка зовёт эти лёгкие деревянные изделия) и смотрю на самовар. В его блестящем боку отражается моя смешная рыжая мордашка вся в веснушках. Я смеюсь и самовар смеётся вместе со мной.

Я начинаю строить рожицы. Дедушка смеётся и говорит:
- В Тулу со своим самоваром не ездят. В доме должен быть один хозяин. Чай пить - не дрова рубить. Я украдкой показываю самовару язык. Нечего на меня пузатиться. Бабушка качает головой. Моё лицо заливается краской, и я опускаю голову.

Бабушка и дед садятся за стол. Бабушка наливает чай, и самовар пыхтит от гордости, а дедушка берёт в руки щипчики и головку сахара и начинает колоть её на маленькие кусочки.
 
Скоро вазочка наполняется сахаром. Она напоминает мне сокровищницу из сказочного королевства, и ещё маленькие кусочки сахара кажутся мне сверкающими льдинками.
Щипчиками дед кладёт мне и себе на блюдце кусочек сахара. Я тут же отправляю его в рот, наливаю в блюдце чай и делаю первый глоток. Вкуснотища!!!

Чай у бабушки с секретом, она добавляет в него несколько листочков смородины и малины, и обязательно веточку груши, что придает чаю особенный, изысканный вкус. А блины… Это неповторимое творение кулинарного искусства всех бабушек!  Я макала блины в круто соленое масло и они проскальзывали в меня один за другим, даря незабываемые моменты удовольствия.

Бабушка не любит, когда сахар кладут в чай.
- Нечего напиток портить, - бормочет она. - Это не компот.
Я маленькой ложечкой пробую варенье, запивая его чаем, а за щекой тает кусочек сахара. Его хватает на всю чашку.

Чаепитие у нас давно превратилось в ритуал. Особенно после баньки. Какая же баня без самовара! Вот и сидим мы втроём за круглым столом, и объединяет нас всех САМОВАР.

Поблагодарив бабушку за вкусный завтрак, спешу на улицу. Еще с вечера договорилась со Светланой пойти на косогор и посмотреть созрела ли земляника.

Мальчишек решили с собой не брать. Яркое солнце уже было высоко, но на траве то там, то здесь еще вспыхивали хрусталем сверкающие бусинки росы. Я стояла на крыльце и сквозь пальцы смотрела на солнце. Чистый воздух, вобравший в себя все запахи летнего утра, проникал в каждую клеточку тела. Я потянулась и спрыгнула с крыльца. Необходимо было как можно быстрее разбудить подругу. Звук брякнувшей калитки заставил меня обернуться. Во двор вошел Ванька.

- Ты идешь с нами по ягоды? – выпали он.
- С кем это с нами?

- Я, Лерка и Светка…
- Вот предательница, - шепчу я.

- Что ты там бормочешь, - Ванька оглядывается по сторонам. Он до смерти боится нашего петуха. А чего его бояться, бабушка обменяла петуха на такого красавца словами не описать, только взять краски и нарисовать.

- Да иду я с вами.
- Тогда поторопись.

Я забежала домой, схватила литровую банку и, предупредив бабушку, выбежала на улицу. Ванька и Светка направлялись в сторону леса. Таракан ждал, прислонившись к воротам. Мы, не сговариваясь, побежали догонять друзей.

Лес с земляничными полянами находился на одном из холмов, пройти к которому было не просто. Путь преграждали старицы, наполняющиеся по весне родниковой водой. В них водились огромные водяные жуки. Начнешь следить за ними и не замечаешь, как летит время. Камыш и осока по берегам небольших водоемов образовали густые заросли, так  что зеркало воды можно было увидеть только с близкого расстояния.
 
В этот раз мы не хотели у них задерживаться, а с радостными криками, бегом стали взбираться на бугор. Скоро я увидела, что земляники очень много и она достаточно красная на солнечной стороне склона. Сидя на одном месте можно было собрать несколько горстей ягод. Бабушка научила меня быстро собирать ягоды.

- Внученька не ешь ягод пока не наполнишь всю банку, - говорила она мне. Я так и поступала. В рот могла отправить только раздавленную ягоду.

Все разбрелись по холму в поисках ягод, время от времени коротко обмениваясь словами. Летний зной прогнал в тень. Там меня атаковали лесные кровопийцы. Я поаплодировала им немного, а потом снова вышла на солнце. Наполнив банку до половины, я плавно опустилась спиной в высокую траву.

На до мной раскинулось бескрайнее голубое небо, чуть-чуть расчерченное белыми полосками легких облаков, которые появляются после того, как пролетит самолет, а потом быстро тают. Мне захотелось отправиться в полет на таком самолете, я подумала об этом и в миг очутилась в сказке. В царстве трудолюбивых муравьев и жучков, которые все время куда-то бежали. Вокруг меня трещали кузнечики и прыгали кобылки. 
 
Рядом со мной шелестели травы, благоухали цветы и было ощущение, что в раскаленном воздухе разбрызганы янтарные капельки меда. Такой сладкий запах источали цветы. Мне казалось, что я понимаю, о чем шепчут травы и цветы, какую мелодию несет в себе ветер.

Целая армия пчел по самое брюшко ныряла в чашечки цветов. Пчелы жужжали им нежные песенки, те в ответ благодарно отдавали им медовый нектар. Красавицы бабочки и мотыльки танцевали свой неповторимый танец.

Спелая земляника, прятавшаяся в зеленой траве красными шариками, опьяняла своим ароматом. С поля доносилась песнь жаворонка, приветствующего новый день.
 
Сегодня птицы устроили настоящий концерт. Их многоголосье напоминал мне оркестр.
Разными трелями они передавали эстафету друг другу, кто займет первое место своим продолжительным и проникновенным пением. Среди этого оркестра голос птички зорянки выделялся ярче других. Вдруг мне почудилось что я слышу голос маленьких фей. Они зовут меня к себе в гости.

- Эй, соня! - окликнул меня Лерка.
Очнувшись от сказочного дурмана, я увидела его протянутую руку.
 
- Давай помогу, а то совсем заснешь.
- Не засну, - не хотелось мне рассказывать мальчишке, что я побывала в сказке, еще смеяться будет.

Он заботливо помог мне подняться, и я с удивлением обнаружила, что его банка уже заполнилась ягодами до краев.

- Ух, ты! - восхищенно воскликнула я. - Тебе Ванька помог столько земляники собрать?
- А как ты догадалась? Давай помогу! - приободрил меня Лерка.

Странно, но я согласилась, и мы стали собирать землянику в мою банку. Вдвоем мы быстро справились с задачей, и беззаботно расположившись на траве, уже просто ели ягоды, пока Светлана и Ванька наполняли свои сосуды.

Мы отдохнули возле старицы и испив холодной воды вернулись домой. У ворот меня встречал дедушка.

- Дедушка! – я побежала ему навстречу совсем забыв про усталость и обняла так сильно, словно мы не виделись целую вечность. От него пахло полынью и стружками.
- Отпусти! - смеялась он, бережно гладя меня по голове.
- От тебя так вкусно пахнет.

Как же я любила дедушку и бабушку! Буквально растворялась в их мягких объятиях. Для меня они были самыми лучшими на свете.  Бабушка - неповторимая сказочница и рукодельница, мастерица на все руки. Сколько красивых поделок она сделала для меня, сколько кружев связала, сколько платьев вышила. Про носки и варежки можно слагать легенды, потому что она вязала их для всех. А дедушка мастер на все руки. Сколько деревянных ложек и маленьких зверющек вырезал он мне из березы и липы.
 
- О, молодец, целый литр принесла, - сказала бабушка, когда мы появились в кухне. -  Тогда будем пить молоко с земляникой.

Бабушка высыпала содержимое банки на тарелку. Земляничный аромат тут же заполнил все пространство. Казалось, что даже ветерок подул сильнее, привлеченный необыкновенным запахом лесной ягоды.

- Лесом запахло, - воскликнул дед.
- Ну что, проголодалась? - спросила у меня бабушка, - На-ка вот, попей свежего молочка, - она налила молоко в стакан. 
- И я не откажусь от такого угощения, - бабушка налила молока и деду. Мы насыпали в стаканы земляники. Глядя на это великолепие у меня даже слюнки потекли.
 
- Получай хрустящую корочку, - бабушка отломила внушительный кусок круглого хлеба, вытащив его из печи и протянула мне.

- Спасибо, - я совсем забыла, что с вечера она ставила опару.
Молоко было бархатным со сладким привкусом трав и ягод, потому что я весь день вчера кормила козу иргой. В сочетании с душистым хлебом это была самая вкусная еда.

Незаметными шагами подкрадывается вечер, и дедушка снова ставит самовар. Я не могу забыть, что позволила Таракану помочь мне собирать ягоды. О чем я только думала в тот момент, совсем с дуба съехала. Пришлось весь день от него и Ваньки прятаться на огороде, находя себе все новую работу.

Я с удовольствием подметала двор маленьким веничком, сделанным из полыни. В этот день я заготовила аж десять штук и все благодаря Таракану. Как только вспоминала о мальчишке лицо тут же покрывалось краской. Вдруг он подумает, что нравится мне. Качая головой я гнала от себя тревожные мысли.

Солнце скрылось за верхушками елей, оставив на небе разноцветные полосы. Мы снова сидим за столом и пьем чай из душистых трав. Я слушаю, о чём говорят бабушка, и дедушка, и их рассказы глубоко западают мне в душу.

На душе светло и радостно и сверчок начинает играть свою незамысловатую мелодию, глаза у меня слипаются.
- Иди спать, - трогает меня за плечо бабушка, - ты сегодня много дел переделала.

Продолжение следует
http://www.proza.ru/2010/08/03/314