22. Невеселая...

Александр Баланин
Алиса сидела под деревом и рассуждала:
- Что такое ум? Здравый смысл минус глупость. Тогда глупость – это здравый смысл минус ум. Но тогда здравый смысл, получается, - это ум плюс глупость? Как это понять?
- Ты это о чем? – спросил, появляясь на ветке Чеширский Кот.
- Не мешай! Ты опять не вовремя. А вовремя тебя не бывает!
Улыбка стала виноватой.
- Вот посмотри, что у меня получается. Здравый смысл – это смесь ума и глупости! Разве правильно?
- Конечно! Ум… как сердце, а глупость – как его стук: никто бы ничего не знал бы о сердце, если бы оно не билось. Кто бы догадался о существовании ума, если бы так часто ни сталкивался с глупостью? И потом, немного глупости в здравом смысле обязательно должно быть! А то откуда же возьмутся авантюризм, отвага, безрассудство, самопожертвование?
Алиса даже расстроилась:
- А я тут целое утро бьюсь, понять пытаюсь! Где тебя вечно носит? Давно бы уже объяснил мне!
Кот ластился к ее ногам, мурлыкал, как обыкновенный. Потом отряхнулся и сел напротив, аккуратно сложив хвост на травке.
- Помнишь, я как-то рассказывал, что когда-то давно, когда "хрущевки" еще казались мне многоэтажками, знавал я одного демона?
- Помню. Ты больше ничего тогда и не сказал.
- Да… Я сказал, что любовь – всему оправдание.  А ты поправила: любовь – всему объяснение; оправдание всему – только смерть.
- И что?
- Я не согласен.
- Это ты столько думал?!
- Я ждал.
- Чего ты ждал?
- Что нас рассудит жизнь, твоя или моя. Или вообще, чья-нибудь.
- И дождался?
- Да. Теперь я знаю, что оправданий вообще не бывает, а любовь не объяснение, а причина: всё делается ради любви, по любви, вместо любви. И этому нет оправданий!.. Он вернулся.
- Кто?
- Мой друг демон. Он приходил ночью. Мы летали и говорили до утра.
- Он сказал что-то важное? Он сказал что-то важное…
- Он сказал главное. Но я всё равно не верю. Или не хочу верить? Или боюсь верить. Или ничего не боюсь, но не могу поверить… Не знаю. Или знаю, но не верю.
- Так что же он сказал тебе?
Кот молчал, глядя в точку где-то на коре дерева. Молчал и молчал. А потом:
- Мы взлетели тихо, как бабочки, только ничем не махали. Просто поплыли, как плывет тополиный пух по летнему ручью, пока не намокнет. Потом он тонет. Но мы как-то не тонули. Мы летели где-то, где не было луны и звезд мало, где темно, где тепло и как-то сонно. Я бы и заснул, но он говорил и говорил. Он рассказывал, где бывал за эти годы, что видел, что делал. Тебе это не интересно: чисто демонические дела. А потом вдруг сказал: "Мы все умрем!" Я ответил: "Я знаю. И что?" Он помолчал и сказал: "Мне страшно. Ты умрешь себе и умрешь. И другие тоже. А я умру и буду жить. Мне страшно!" Я переспросил: "Будешь жить? Значит, не умрешь?" Он так посмотрел… "Умру и буду жить. Понимаешь? Я буду ходить среди живых, говорить, стоять в очереди, есть и пить, если захочу… Но я буду мертв. Больше я не буду веселиться и смеяться, даже улыбаться.  Не буду грустить или печалиться. Я не смогу дружить. Мне даже будет незачем врать. И я никогда не буду ненавидеть и любить: мертвые не испытывают страстей. Ты понял?"
- А что потом?
- А потом был ночной город. Красивый такой. И жизнь за каждым окном, разная, но жизнь. А я уже не думал, только вспоминал. Мне просто не о чем было думать: я всё понял. Я  вспомнил одного мальчика, который строил карточный домик на садовом столике. Ветер раз за разом рушил его строения, но он возводил их вновь и вновь. Я еще спросил тогда, зачем? Он посмотрел так, немного грустно, но спокойно и ответил: пусть будет! Я вспомнил одну добрую, в общем-то, женщину, которая работала Снежной Королевой и собиралась в силу своих должностных обязанностей заморозить весь свет. А еще она, помнится, заставляла какого-то мальчика собирать слово "СЧАСТЬЕ" из кубиков Ж, О, П и А… Она любила посмотреть на себя со стороны и говорить о себе в третьем лице. Это было удивительно и немного странно, как и сама она была удивительной и странной. Потом она растаяла. Я вспомнил человека… Когда я тонул, он спас меня. Потом, много позже, он сказал, что ненавидит меня же. Однажды попытался убить. Я выжил и простил. Зря! То была только первая попытка... Сейчас он мертв, и я до сих пор не знаю, имею ли я к тому отношение. А еще была ведьма… Конечно, не одна, но запомнилась эта. Летала. Случалось, билась в стекло, как муха, ранила себя…  Как-то она вылетела, а я закрыл окно: не то, чтобы не знал, что она летает, а просто не хотел больше. Ничего не хотел…Я понял: ничего бы этого не случилось бы, когда б не любовь. Но она не стоит на месте, она перебегает от одной стороны к другой, иногда даже прячется под кроватью и убегает за угол. Она не может быть в разных местах одновременно. А значит, взаимной любви быть не может: всегда любит только кто-то один, а другой в том ему только не препятствует. Потому-то и трудно, потому-то и непонятно. Но когда совсем нет любви, значит, ты умер…
- Чеширский, ты здоров ли?
Чеширский Кот промолчал: он снова о чем-то задумался.
- Ну, Кот!.. Просто курам на смех!
И Алиса улыбнулась. И засмеялся весь курятник. И только Кот не улыбался. Полно-те, да Чеширский ли он?!..