Теперь об этом можно рассказать...

Владимир Данковский
 
      

   О поисках самолета Леваневского и Янтарной комнаты.




                В ПОИСКАХ САМОЛЕТА ЛЕВАНЕВСКОГО.
   
      Загадка якутского озера Себян-Кюель,положенная в основу этого повествования,
      не разгадана по сегоднешний день.


             
    " Но интереснее всего растения в тундре в каменистых предгорьях,где сухая
      почва.Цветы селены бесстебельной разбросаны среди камней,как букетики
      сирени,мягка и густа зелень куропачьей травки,мохнатые нити кассиопей
      тянутся над землей,пестрят цветы камнеломки,и редкими озерцами встречает-
      ся чудо из чудес - полярная незабудка.
           Полярная незабудка !Её крохотные цветки чуть больше спичечной головки,
      но в любую погоду,в дождь,снег и туман,они хранят в себе яркость безоблач-
      ного какого-то сказочного неба.
           Полярная незабудка,если так сказать,ослепительно голуба.
           Этот крохотный цветок похож на ребенка,при виде его улыбаются самые
      хмурые люди,и я не видел еще,чтобы кто-нибудь на него наступил.
           Полярная незабудка никогда не растет в одиночку.
           Не зря поется в одной из песен полярных геологов.
         ... Ну,пускай настало время злое
             Пусть пурга метет вторые сутки
             Верь,что будет небо голубое
             Голубей чукотской незабудки..."

       ( О.Куваев,"Два цвета земли между двух океанов" )



                "Не летайте в высоких широтах.Вас там ждет только гибель."
                Руал Амундсен.

                "О гибели Амундсена в Арктике можно было как-то судить по
                разбитому поплавку самолета "Латам",выброшенному через
                семьдесят дней на побережье Норвегии.О катастрофе воз-
                душного шара"Орел"люди узнали через тридцать три года
                с момента вылета его на острова Шпицберген на Северный
                полюс.Но о судьбе экипажа Н-209 нет сведений до сих пор."

                Г.Ф.Байдуков


                "В этом краю никогда не подходи ни к кому со спины.Здесь
                выживает тот ,кто стреляет первым."
               
                (где-то прочитано)


  ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
  -----------------------------------------

  Однажды,в сентябре 1985 года,вечером,в Якутске я проводил время в застольной беседе с соседом по лестничной клетке Атаманченко Рудольфом.Я пригласил его к себе -
так как скучно было распивать одному завалявшуюся у меня бутылку терпкого
болгарского вина.
Рудольф работал геологом в нашей шестой геофизической экспедиции.В те дни меня очень
занимало всё,услышанное мной в экспедиции на Себян-Кюель (озеро в Верхоянье)(экспедиция
проходила в августе 1985 года).
Поэтому мне интересно было узнать о том,что Рудольфу приходилось бывать в
Себян-Кюеле по работе и он хорошо знаком с Кейметиновым,директором совхоза в Себяне.
По словам Рудольфа,Кейметинов учился в Ленинграде,женат на русской,у него многодетная
семья.Я спросил у Рудольфа - доносились ли до него отголоски слухов,связанных
с "доской Попова" и потерпевшими в окрестностях Себяна аварии самолетами,но он ничего
не мог сказать по этому поводу.
Рудольфа заинтересовал мой рассказ о том,что органы НКВД проявляли повышенный интерес
Себян-Кюелю в предвоенные годы.Он взялся помочь раздобыть мне кое-какую
информацию в Москве через своих знакомых в соответствующих органах,но забегая
вперед скажу,что из этого у него ничего не вышло.
В ЛИТ ГФЭ №6(лаборатории измерительной техники шестой геофизической экспедиции),
где я работал в то время и где летом шла оживленная подготовка к гидролокационной
съемке на озере между тем шло бурное обсуждение итогов наших поисков,как впрочем
и всех нюансов,связанных с историей самолета Леваневского.
Яша Колодезев,исполнявший обязанности начальника ЛИТа,рассказал мне в связи с
этим любопытную историю,услышанную им от знакомых авиаторов .
Якутские авиаторы вели поски самолета Леваневского параллельно с группой Мулдашева-
Лобанова.Ими в тайге был обнаружен заброшенный аэродром,на котором находились
два самолета довоенной постройки,очевидно потерпевшие аварию при посадке.
Авиаторы оставили на аэродроме своих людей,которые установили номера этих самолетов.
С помощью поисков в архиве удалось выяснить фамилии и родные места механика
одного из этих самолетов.
Досужие авиаторы разыскали старика где-то в европейской части страны.Ветеран
категорически отрицал факт своего пребывания в Якутии :"Я там никогда не был
и вам не советую там бывать."

               
Кроме себян-кюельской загадки якутская пресса будоражила воображение своих
читателей и другими экзотическими вещами.
В частности  в -Соц.Якутии - появилась статья,вновь поднявшая вопрос о пресловутых
чудовищах,якобы живущих в заполярном якутском озере Хайыр.Справедливости ради,
впрочем,следует уточнить,что газета не поднимала вопрос,а закрывала его.
Слух о хайырских чудовищах пустили в свое время известные полярные летчик и
штурман В.И.Аккуратов и Герой Советского Союза Иван Черевичный (именно они
в 1940 году впервые в мире достигли Полюса недоступности в Арктике).
В тридцатые годы - в 1939-40 им часто приходилось летать над озером Хайыр.
Однажды,с высоты 700-800 метров они заметили двух больших животных.
Снизившись до 50 метров,летчики отчетливо разглядели крупные тела неизвестных
существ черного цвета.Шум самолета спугнул их и они скрылись в глубинах озера.
Хайыр-озеро термокарстового происхождения,в геологическом отношении молодое -
10-12 тыс.лет.Длина его 600,ширина -500,а глубина не превышает 8-10 метров.
На дне плотный ил,песок,очень незначительная растительность - трава у берега.
В небольших количествах в озере водится рыба.
Сестры шотландской Несси просто не смогли бы просуществовать в этом водоеме,
так как пришлось бы довольствоваться весьма скудным пайком.
Но так или иначе эта заметка напомнила мне о Черевичном и об Аккуратове.
О Черевичном нам (участникам экспедиции-85 на Себян-Кюель)рассказывал Такки,
один из разработчиков гидролокатора "Катран",примененного нами в поисках
самолета,в часы вынужденного безделья в аэропорту Маган (Такки не дождавшись
летной погоды в Верхоянье,улетел из Якутска в Геленджик,так и не попав на озеро).
В свое время Такки работал в геологической партии на Ямале и там неопытный молодой
врач неудачно сделал аборт женщине-очевидно геологу из их партии.Пришлось
вызывать авиацию,хотя погода была нелетной.Неожиданно,спустя некоторое время
появился АН-2.Он плюхнулся на заснеженную поверхность тундры.Мужчины с носилками
побежали к самолету.Но летчик не взял женщину.
На вопрос - зачем же он прилетел - резко ответил :"А я Иван Черевичный.Летаю,
где хочу,когда хочу и с кем хочу."Повернулся,скрылся в самолете и улетел.
Загадочная история.


                ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕБЯН-КЮЁЛЬ

  Первая экспедиция на Себян-Кюель стала для меня более памятной по сравнению с
  экспедицией лета 1986 года.Хотя в 1986 году количество участников экспедиции было
  больше - если мне не изменяет память -вместе с летчиком Курлиным и журналисткой
  Степуниной,бывших на озере короткое время - 21 человек.
  В 1986 году в экспедиции было немало ярких,колоритных личностей или ,как говорится,
  "солидных мужей".Это и писатель Чванов и ихтиолог Муравьев,участвовавший в свое
  время в различных подводных исследованиях и кинооператор Ким Степанов и представитель
  Антоновского КБ инженер Елецкий.
  И все же для меня более памятна именно та,первая экспедиция - 1985 года.
  Ведь в 1986 году мне в какой-то мере было не так интересно - слишком я был уверен
  в том,что в озере хотя и лежит самолет,то он вовсе не самолет Леваневского.
  Другие же члены экспедиции почти не сомневались в том,что в озере лежит самолет
  Леваневского.Еще бы - ведь пресса во весь голос трубила - (далее заголовки статей)-
  -"Есть самолет!","Будем поднимать самолет!","Локатор подтвердил - самолет" и.т.п.
  Как-то я высказал свои сомнения своему "боccу" и приятелю по экспедиции -
  геофизику Анатолию Стативе относительно того,что в озере лежит самолет Леваневского.
" -Знаю, - ответил он - но если ты заявишь об этом,тебе скажут - ты что -дурак ?,все
  считают и говорят,что в озере самолет Леваневского,а ты утверждаешь обратное."
  Была ли в его словах ирония - трудно сказать.Мне всегда казалось,что Статива до
  результатов поисков 1986 года на сто процентов был уверен в том,что мы нашли
  самолет Леваневского,но скорее всего я ошибался,недооценивал его скептицизм.
  Одним словом,представления Стативы об объекте в озере перед экспедицией 1986 года,
  по крайней мере,сейчас,после анализа многих его слов,кажутся мне загадкой.
  Темой самолета Леваневского я заинтересовался сразу,едва услышав об этой истории.
  Особенно после того,как прочел драматические страницы о пропавшем экипаже
  в книге Ю.Сальникова "Жизнь,отданная Арктике" .Кажется,еще не одна книга не
  завораживала меня таким обаянием тайны и эта тайна находилась рядом.
  Не менее интригующей для меня оказалась и информация в газетной статье "Тайна
  озера Себян-Кюёль" на газетном листке,который я поднял с пола в своем кабинете
  (в куче бумажного мусора,в свой первый день работы),в геофизической организации
  в Якутске.
  Тайна,выловленная на свалке ! Когда-то я читал о подобном случае.Его описал не то
  писатель не то журналист. Он ковырялся на бумажной свалке в прямом смысле слова,
  зная,что там всегда можно найти что-то интересное и действительно нашел какой-то
  документ,зацепившись за который,он он раскрутил интересную историю о плавании
  русской подводной лодки из Средиземного моря ,кажется,в Мурманск со всевозможными
  приключениями иповедал о том благодарным читателям.
  И вот меня постиг аналогичный случай.Конечно,если бы я и не нашел этот клочок
  бумаги,тайна самолета Леваневского все равно бы меня заинтересовала,так как я
  познакомился с ней через книгу Сальникова.И даже,если бы я не прочел эту книгу
  то все равно мало-помалу  я бы проникнулся интересом к этой истории,разве что
  поначалу не в такой степени.
  Почему-то мне не верилось изначально,что в озере находится самолет Леваневского.
  Слишком фантастичным казалось то,что спустя 50 лет после исчезновения самолет
  найдут и я даже буду присутствовать при этом историческом моменте.
  Но и не верить было нельзя.Ведь факты говорили в пользу того,что в озере дейст-
  вительно самолет Леваневского.Конечно,присутствовал и критический скептицизм.
  Когда весной 1985 года мне не удалось поехать со Стативой на магнитную съемку,
  меня это очень огорчило.К тому же через месяц Статива появился в лаборатории и
  сообщил о позитивных результатах - двух магнитных аномалиях на дне озера.
  Сюжет всей этой истории стал еще более интригующим.Я с нетерпением ждал лета,
  чтобы принять участие в решающей экспедиции.
  И вот в Якутии появляются уфимцы -легендарные Мулдашев и Лобанов ( и их неизменный
  спутник Гера Айбулатов).
  Мулдашев умел заразить публику - "В Москве такой ажиотаж вокруг этого дела !"
  Зазвучали магические имена "богов на Олимпе"- Михаила Чванова,Валентина Аккуратова,
  Г.Ф.Байдукова (последний,впрочем,всегда относился скептически к якутской версии).
  А еще Сталина,Берии,Орджоникидзе - вражда,интриги...
  Происки конкурирующего лагеря,поэтому и случилась авария самолета.
  И вот сборы закончены. Мы едем в аэропорт.
  Там уже нас ждет председатель Себян-Кюёльского сельсовета эвен Анатолий Алексеев,
  историк по образованию.С первого взгляда он кажется человеком старше своего
  возраста.Даже бывалый Сергей Шитарев,водолаз,в разговоре между нами допустил ляпсус-
  назвал Алексеева стариком.Здесь же сидела мать Алексеева,которая уж действительно
  выглядела древней-предревней старушкой и из-за её отрешенного и неподвижного вида
  казалось.что она уже не жилец на этом свете.
  Тут же уже снимал нас "для истории" вездесущий Мишин,кинооператор Центральной
  студии документальных фильмов.По крайней мере,снимал если не всех,то уж точно
  Стативу с его уже ставшей знаменитой картой магнитных аномалий озера.
  В таком интерьере мы провели в аэропорту целую неделю в ожидании летной погоды.
  Однажды я и разработчики подводного радара из Геленджика Такки и Ибраев заночевали
  у Стативы и вот где Статива блеснул как обаятельная,колоритная личность и рассказчик
  неиссякаемого числа интригующих историй.
  И вот,наконец,вылет.Впервые в жизни лечу на вертолете,впервые полет в горах-заснежен-
  ные пики проглядывают сквозь облака.
  Вспоминается нашумевшая в прессе радиограмма якутского радиста Пилясова якобы
  принятая с самолета - "Впереди вижу ледяные горы." Наверное,каждый в этот момент
  думал о Леваневском,о его полете.
  В Себяне вечером пресс-конференция,кино- и телесъемка.Было от чего вскружиться
  головам жителям поселка.
  Эти жители были горазды приподносить нам сюрпризы.Первый раз мы удивились (новички-
  я и Шитарев)- увидев легковой автомобиль Алексеева перед домом - зачем он в горах ?
  Здесь и дорог-то практически нет.Автомобиль,впрочем,стоял не на колесах,а на
  четырех кирпичах - у хозяина,похоже,не доходили до него руки из-за отсутствия
  большой надобности.Удивила богатая библиотека в доме хозяина.Я выбрал вечером себе
  для чтива мемуары де Голля (очевидно,большой дефицит по тем временам).
  Поразила меня та самая старушка,мать Алексеева,которая неделю неподвижно,как мумия
  просидела в аэропорту и как мне казалось - готовилась отойти в мир иной.
  На мой вопрос Алексееву - где его родительница - он сказал - что она села на лошадь
  и уехала куда-то за 70 километров  от поселка на работу (на ночь глядя,по крутым
  склонам Верхоянья !)Она,оказывается,еще и работает! А я то думал,что ей лет 80,
  а то и больше.Может так оно и было.
На озере нас удивило обилие рыбы,причем красной.Ее можно было солить и через два часа
уже есть.Рыба существенным образом дополняла наш рацион.
Наверное,в один из первых же дней я прогулялся по окрестностям - поднялся на близлежа-
щую сопку.Подъем был долгим - кажется,вот уже вершина,но вместо неё открывается новый
пологий подъем и так постоянно.Но я всё же вышел на плато.
Конечно же,местность была окутана атмосферой тайны,казалось - стоит внимательно
приглядеться и можно найти какой-нибудь предмет,какую-нибудь железку,приоткрывающую
завесунад этой тайной.Мулдашев,впрочем,как-то сказал мне,чтоони уже переболели этой
болезнью - а поначалу тоже бросались рассматривать каждую найденную железку.
И тем не менее уфимцам в тот сезон опять повезло на "сенсацию".впрочем не без помощи
местных жителей.По их наводке уфимцы выудили из речки,впадающей в верхнее озеро
часть топливного бака самолета,причем явно довоенного образца,с грубыми заклепками.
Кстати,если верить "Советской России",то экспертиза подтвердила,что этот фрагмент изготовлен из сплава,который применялся для изготовления топлиных баков на ТБ-1,ТБ-3
и ДБ-А (самолет Леваневского серии ДБ-А).
Но вернусь к своей прогулке.В конце концов я поднялся на плато.На нем находилось
небольшое озеро.Вокруг него - тундровая растительность.
Задним числом констатирую факт.что в тот день я находился на высоте,на которой до
того мне бывать не приходилось,как жителю равнинных мест,никогда до того дня не
бывавшего в относительно высоких горах - 1000-1500,а может и 2000 метров над
уровнем моря - но в тот день это мне не пришло в голову.
В моем вояже меня сопровождала молодая,но уже смышленная лайка.Лайки и вообще
северные собаки заслуживают особых слов.Они серьезны,зачастую даже хмуры,но никогда
не лают на людей.Я обратил на это внимание еще на тюменском Севере,на
Самотлоре.Но там собаки были обыкновенными дворнягами.Некоторые из них были громадных
размеров и бросали на прохожих мрачноватый взгляд.От этого взгляда на душе становилось
не по себе.Об этом мне говорил как-то шутя и мой брат,также работавший на Самотлоре -
посмотрит такой пес на тебя и внутри что-то обрывается.Вместе с тем северные собаки
спокойны и невозмутимы.А лайки еще обладают умным,смышленным взглядом и легкой.живой
подвижностью.Не скупился на комплименты этим собакам уже упомянутый выше водолаз
Шитарев,коренной житель Якутска.Они восхищали его своей воспитанностью,деликатностью.
"Бросишь ей что-нибудь со стола,она несколько раз посмотрит на тебя,словно спрашивая
разрешения и только после этого,не спеша и как-то застенчиво приступает к трапезе",
- примерно в таком духе рассказывал о лайках Шитарев,и даже на примере нашей молодой лайки,
еще недостаточно впитавшей в себя азы достойного собачьего поведения,мы убеждались
в справедливости его слов.Да,где-где.а на Севере собака,действительно,лучший друг
человека.
Когда я поднимался на плато.моя спутница не отходила от меня далеко.Но когда мы уже
подходили к лагерю,она ринулась вниз по направлению к нему,возможно учуяв
запах готовящейся еды.Меня "обидело" такое предательство и ради эксперимента я
сымитировал "несчастный случай" - залег в густую траву,наблюдая из нее за лайкой,
убежавшей от меня вниз по склону  уже метров на 300-400.
Лайка вскоре заметила пропажу.Она казалось бы в растерянности смотрела в мою
сторону и тревожно лаяла.Не помню - сколько времени длился этот эпизод - но вскоре
она стремглав бросилась в мою сторону.Ей почему-то долго не удавалось меня найти,и она
носилась по окрестным зарослям,пока я ее не окликнул.
Доверие к собаке было восстановлено.
В лагере находился один Шитарев.Он варил уху.Статива принципиально не ел никогда
налимов и Шитарев,памятуя об этом,выбросил одного налима,попавшего в улов,собаке.
Та,подобно Стативе,не решалась съесть его.Она его чуть потаскала по дороге,пооб-
нюхивала и оставила без внимания.И тут Сергей неожиданно удивил меня.Он всё же
поднял налима с дороги,помыл и бросил-таки в уху.Узнал ли Статива об этом налиме
и какова была его реакция я не помню.Кажется,уху он ел с удовольствием,а о том,
что в ней находился налим,да еще и валявшийся на дороге и  обмусоленный
собакой,наверное.узнал позже или не узнал вообще.
Рассказ же о том,почему Статива не ест налимов,был у него одной из любимых тем.
Дважды я был со Стативой в экспедициях и дважды слушал этот рассказ.
Но он выходит за рамки моего повествования,да и честно говоря - я его успел под-
забыть.(Смысл в нем заключался в том,что Стативе рассказали пикантные подробности
как налим питается падалью,в том числе трупами утопленников и даже в яркой и
наглядной форме талантливо  продемонстрировали мимикой - как он при этом двигает
челюстями.Впечатлительный Статива при виде налима всегда представлял себе эти
движения челюстью.)
Объект в форме самолета на озере мы засняли гидролокатором на пятый день работы.

                (продолжение следует)

   
                ЯНТАРНАЯ КОМНАТА - УСКОЛЬЗАЮЩИЙ ПРИЗРАК
 
  Приехав в Калининград весной 1989 года,я узнал,что здесь есть группа,занимающаяся поисками пресловутой Янтарной комнаты.Об этом мне сообщила одна из сотрудниц ВНИИэлектротранспорта,куда я устроился на работу.
  Она назвала мне четыре версии,касающиеся места нахождения ЯК :
  1) ЯК спрятана в Калининграде - это подтвердили свидетели из ФРГ и ГДР
  2) ЯК утоплена при бомбежке под Данцигом
  3) ЯК находится в шхерах Лотарингии
  4) ЯК вывезена в США
  Далее я узнал,что ЯК в настоящее время "реставрируется" в Ленинграде, то бишь изготавливается новая комната,точная копия первой.Вадим Николаев,знакомый по работе,обещал вывести меня на группу,занимающуюся ЯК через женщину,посещавшую как и Вадим,драмкружок в Доме рыбаков.
Она работает в архиве и один из ее "коллег",археолог,занимался этой темой.
24 апреля Вадим сообщил мне телефон этого сотрудника архива -Андрея Мартынюка.Андрей назначил мне встречу на 17.30 в историко-художественном музее.
Мартынюк рассказал мне,что в Калининграде лет 15 работала геолого-археологическая экспедиция по теме ЯК (и других пропавшихценностей) и где-то в 1984 году ее работу свернули.
Начиная где-то с 1983 года поиски ЯК развернули рижане - в 1989 году на очередные поиски в Калининград их должно приехать человек 100 в течении сезона (лета).Самолюбие калининградцев было задето и они создали свою группу,состоящую примерно из 20-ти человек.Люди приходят и уходят (а ЯК остаётся - подумал я).Встречаются и просто авантюристы,заметил Мартынюк.Костяк группы составляют несколько человек-наиболее серьезных поисковиков.Душой этого предприятия Мартынюк назвал Авенира Петровича Овсянова,полковника в отставке,преподавателя высшего военно-морского училища,в силу
своей военной профессии хорошо разбирающегося в немецких фортификационных сооружениях Кенигсберга.Он дал мне его координаты.
Помимо Овсянова Мартынюк назвал Андрея Иванова,также входящего в "мозговой центр".
Раскопки планировалось вести во многих местах Калининградской области.
Я позвонил Иванову.Он собирался на днях вылететь на отдых в Болгарию,поэтому дал мне телефон руководителя экспедиции В.Г.Бирюкова,собкора ТАСС в Калининграде,и сообщил,что участники группы собираются вместе каждую первую пятницу ежемесячно.
В мае мне не удалось попасть на совещание группы,так как Иванов дал мне адрес редакции "Калининградской правды",где якобы должна была состояться встреча,между тем сбор был в КТИ( техническом институте),на улице Профессора Баранова.
В июне я попал на очередное совещание,где после короткого обмена мнениями, был зачислен в поисковую группу.
Заседание по традиции началось с выступления Валерия Бирюкова.
В дневниковых записях этот,"исторический" для меня день зафиксирован
следующим образом :
"2 июня 1989 года."Я говорил,что рижане кончат гробокопательством",-констатировал В.Бирюков,руководитель экспедиции по поискам ЯК."
"Группа заседала.В совещании принимало участие порядка 15 человек.
Как выяснилось,рижане возле Владимировской кирхи (в области) раскопали три цинковых гроба,вскрыли их и извлекли оттуда золотую парчу и еще что-то.Посколько при этом находилось около 60-ти свидетелей,то по словам Овсянова,им пришлось эти вещи взять и сдать комиссионно в МВД.
На собрании обсуждалась возможность обнаружения статуи Христа с помощью предложенного Овсяновым метода электроразведки.Но это была уже побочная тема - эта находка была желательной для поднятия престижа группы в глазах калининградцев и местных властей.
(Забегая вперед,скажу -что такие раскопки были проведены на том месте Кенигсберга -где стояла статуя - с привлечением экскаваторной техники - но была найдена только огромная ладонь Христа).
На заседании я впервые услышал о немецком искусствоведе Роде,жителе Кенигсберга,как об одной из центральных фигур,связанных с историей похищения,хранения и возможных вывозе или укрытии в Кенигсберге(или его окрестностях) ЯК.Роде возглавлял музей в Кенигсберге,где
хранилась ЯК.После войны он остался в Кенигсберге,затем вместе ссемьей исчез. Роде якобы был лично знаком с Гитлером. Бирюков заявил,что по имеющимся у него сведениям,комната из
Кенигсберга никуда не вывозилась.Гауляйтер Кох якобы противодействовал Риббентропу в его попытках взять это произведение под свою опеку.
Здесь мне хочется остановиться подробнее на личности Альфреда Роде и о слухах,связанных с ним как с одним из ключевых моментов,рассматривавшихся исследователями проблемы ЯК.
О Роде широкий круг читателей,интересовавшихся ЯК узнал- в частности-из книги В.Дмитриева "Дело о Янтарной комнате",изданной в Калининградев 1960 году.Под псевдонимом В.Дмитриев эту книгу написал В.Д.Кролевский,секретарь обкома (кажется -второй),входивший в состав комиссии,созданной обкомом КПСС в декабре 1949 года.Розыски ЯК были начаты по распоря-
жению правительства (по воспоминаниям Ерашова,соавтора Кролевского -по личному указанию Сталина):к ним были подключены Министерство культуры и местные организации.Помимо Кролевского в комиссию вошли -
  инженер Якубович,архитектор Максимов,генерал Дымин,полковник Федотов,
  а также группа искусствоведов,археологов и других специалистов.
В распоряжение комиссии были выделены -саперные подразделения,офицеры инженерных войск,необходимая техника,насосные станции для откачки воды из подвалов,мобильные электростанции для освещения развалин и бункеров.
Обследовались замки и имения в Калининграде,Правдинске,Полесске,на Бальге.
Но вернусь все же к личности Роде.Альфред Роде долгое время работал директором Прусского музея изобразительных искусств в Кенигсберге.Он фанатично любил янтарь.
Находясь в должности директора Художественного музея Роде занимал и вторую должность - был хранителем кенигсбергской янтарной коллекции,насчитывавшей до 70 000 экземпляров.
Вот в этот музей и была доставлена немцами украденная ЯК.
Роде был на седьмом небе от счастья.Заниматься ЯК стало любимым делом Роде.   
Он готовил экспозицию ЯК в одном из залов Южного крыла третьего этажа Королевского замка.Под руководством Роде специалисты смонтировали ЯК и летом 1943 года она была
открыта для экспозиции.
После того,как Кенигсберг был занят советскими войсками Роде оставался в городе,хотя как влиятельная личность в Восточной Пруссии вполне мог эвакуироваться вместе с
другими крупными чиновниками.
В это время в Кенигсберг уже направлялась группа специалистов,которые в истории поисков ЯК известна как первая поисковая группа.
Ее возглавлял Александр Яковлевич Брюсов (брат видного русского поэта Валерия Брюсова)Брюсову поручили розыски музейных ценностей, вывезенных немцами в Восточную Пруссию.Брюсову для солидности надели погоны полковника и прикомандировали к нему двух лейтенантов : Беляеву и Циглин,сотрудников Комитета по делам культпросветучреждений.
А.Максимов сообщает об этом следующее:
  "Когда наши войска,ломая двери Восточной Пруссии,взяли Тильзит
  то к 11-той гвардейской армии по приказу Ставки был
  прикомандирован доктор исторических наук , профессор-археолог
  А.Я.Брюсов(1885-1965)В те дни по данным разведки было известно,
  что в Кенигсберг попали музейные ценности из ленинградских
  пригородных музеев,из музеев Витебска,Смоленска и даже из
  киевских музеев.
  Брюсову надлежало разыскать все ценности и направить их по
  назначению.Когда успешно завершился штурм Кенигсберга и
  стихли огромные пожары,от огня которых загорались даже
  шинели у прохожих,Брюсов начал изучать город.
  На первой же неделе им были найдены библиотека Королевской
  академии художеств,Университетская библиотека,архив,где
  был найден ряд экспонатов из России.Вскоре Брюсов организо-
  вал свою контору и начал привлекать к себе людей из немцев,
  среди которых оказались и доктор Роде со своей женой Эльзой
  Роде. Доктор Роде держался весьма напряженно,недоверчиво
  и мало что показывал Брюсову.Тем более,что он якобы ничего не знал
  о музейных ценностях,вывезенных из Советского Союза.
  Но все же Роде дал несколько адресов,в которые будто бы без него,
  он только слышал об этом,были привезены "российские ценности",
  военные их привезли,но ему было не до них,потому что-де его музей,
  расположенный в замке полностью сгорел.Для отвода глаз Роде
  проявил незаурядную активность по упаковке книг из университет-
  ской библиотеки..." (Калининградский областной архив)
 
Брюсов в своих дневниках так описывает свои поиски :
  "Со второго по шестнадцатое июня мы с Чернышовым осмотрели
   в замке все,что можно было.Замок разрушен целиком.Сохранились
  только несколько залов в северном крыле...где наверху мы
  устроили склад извлекаемых вещей,а внизу разместился караул.
  В работах по раскопкам принимает участие директор Кенигсбергского
  музея Роде и сотрудник музея Файербанд.Иногда приходит заведующий
  отделом древностей Фридрих.Роде,старик на вид,с трясущейся
  правой рукой.Одет неряшливо (нарочно?).Искусствовед,имеет ряд
  научных трудов.Алкоголик(?)Доверия не внушает.Мне все сдается,
  что он знает больше,чем говорит,а когда говорит-то нередко лжет.
  Если на него не смотреть,но следить издалека,то его рука перестает
  дрожать.Уверяет,что лучшие коллекции были эвакуированы,но он не
  знает куда.Когда я его спросил- не в Растенбург ли,то он тут же
  воскликнул :"Так вы их нашли ?!"
  Раскопки в зале были начаты до меня ради отыскания царскосельской
  ЯК.Начали в Южном крыле по указаниям Роде,утверждавшим,будто
  здесь стояли упакованные ящики с этой комнатой.через день по
  приезду я обратил внимание,что...в таком небольшом пространстве
  она разместиться не может.Роде немного поспорив,сдался и заявил,
  что комната стояла в Северном крыле,в большой зале,вместе с
  мебелью Кайзерлингов.Это подтвердил и Файербанд.
  Осмотр Большой залы показал,что к сожалению и янтарная комната и
  мебель Кайзерлингов сгорели.Были найдены подвески от царскосельских
  дверей (медные),обгорелая ручная лепка ЯК,железные пластинки с
  винтами,которыми части комнаты были прикреплены к стенам,кусок
  ящика с рогами от мебели Кайзерлингов.
  16-го в замок приезжал какой-то полковник,который участвовал
  в штурме и взятии замка.Он рассказал,что когда он впервые вошел
  в замок,то видел именно в этом зале большие ящики,передние из
  которых были разломаны и в них была какая-то мебель.
  Следовательно,ЯК погибла,по-видимому от пожара,устроенного
  нашими солдатами.В южном крыле замка,где помещался музей и были
  начаты раскопки,был найден список картин,вывезенных в Вильденгоф,
  куда по словам Роде,отправлено 98 ящиков с коллекциями Киевского музея.
  "Тем не менее за две недели было извлечено из-под обломков около
   одной тысячи вещей и среди них картина Циогонелли,несколько
   хороших образцов фарфора 16-18 веков,серебрянные вещи и.т.д.
  Вещи я согласно указанию полковника Фисунова делю на две части:
  идущие в Москву и остающиеся в Кенигсберге как фонд будущего
  музея.Первых значительно меньше.
  Все вещи упакованы в 60 ящиков.Половина отобрана для Москвы.
  Я допрашивал Роде о коллекциях,находившихся в замке,его ответы
  совпали с текстом найденных документов."
 
И Кролевский и Ю.Иванов (известный калининградский писатель)в "Кенигсбергской версии" ("Версия"-Иванова)утверждают,что Брюсов застал Роде ночью в замке,когда тот пытался сжечь какие-то бумаги.Иванов приводит выдержку из дневника Брюсова : "...офицеры начали выхватыватьбумаги из костра.Упаковали все содержимое,спасенное от огня,повели арестованного в "серый дом", который стоял на площади.Сдали его под охрану,а документы передали на предмет срочного перевода."
               
                2.

Вскоре после июньского заседания экспедиции,в воскресенье я и Андрей Долгов ездили в Советск,к пожилой женщине,которая якобы работала у Роде. Это была достаточно нелепая поездка,и я вспомннал ее с определенной иронией,но отчасти и с юмором,так это была первая совместная акция с Андреем Долговым.
Думаю,что пожилая женщина несколько была удивлена тому,что ни с того ни с сего к ней явились два идиота,которые стали расспрашивать ее о работе с немцами в годы войны,в то время как она приехала в Калининград только в 1946 году (Роде в это время уже не было в живых).
Андрей,впрочем,проявил рвение и как истинный сыщик дотошно расспрашивал
женщину о тех или иных несущественных деталях в то время,как я разочаровался в этой поездке чуть ли не с первых минут. Стало ясно,что наша информация о Роде ничем не пополнится.Впрочем,мне было интересно проехаться по области,несмотря на то,что автобус отправлялся в путь в 5 утра (это был мой первый год жизни в Калининграде - потому и было
интересно).Спустя некоторое время искали кладбищенский памятник на первом кладбище
Луизы - статую Христа (именно на этом кладбище были похоронены супруги Роде -примеч.ДВ-2002 года).Экскаватор разворотил немалую площадь в лесопарке на месте бывшего кладбища.Мы с энтузиазмом -несмотря на накрапывающий дождь-помогали ему с лопатами в руках.Нашли только гипсовую кисть Христа,и она заняла достойное место в "штабе" экспедиции,как первый трофей сезона 1989 года.
В очередной раз собрались 4 августа.На встрече Саша Конюхов,нач.штаба экспедиции включил видеомагнитофон.Смотрели в записи встречу в Калининграде барона Фальц-Фейна из Лихтенштейна,выходца из России.Барон,наполовину русский,наполовину украинец,хорошо говорил по-русски.Он привез в СССР в качестве дара архив Штайна,независимого исследователя из Мюнхена,занимавшегося поисками ЯК долго и терпеливо.На встрече разгорелся спор из-за архива Штайна между представителями Ленинграда и калининградцами.
Барон выкупил архив у сестры Штайна.
После просмотра видеокассеты слово взял полковник Овсянов.Он сообщил,что намечается создание координационного центра для согласования действия всех групп,а также о том,что в Калининграде намечается конференция по проблемам поиска ЯК.
Овсянов торопился - он уезжал в ГДР,где он собирался встретиться с Вермушем,последователем Штайна и Энке.
Приехал В.Бирюков - рассказал о своей встрече с бароном. Бирюков хотел раскрутить барона на покупку компьютера для экспедиции-но тот подарил Бирюкову лишь фотографию внука.
На совещании присутствовал зам.начальника экспедиции рижан,что знаменовало собой примирение и начало сотрудничества двух "конкурирующих фирм".
Рижане работали под эгидой латвийской газеты "Советская молодежь".К моему удивлению  на совещании прозвучала идея использовать в поисках экстрасенсов. К счастью,Бирюков негативно отнесся к этой идее."ЯК-сказал Бирюков-является для нас лишь символом нашего дела.
В Кенигсберг были вывезены и спрятаны не только ЯК,но и более значительные ценности,и с тех пор их след пропал,они нигде не всплыли.
Материалы о них следует искать в Чили или Боливии.Материалы же Энке-
заявил Бирюков - это всего лишь набор баек о ЯК."
16 августа должен приехать свидетель Больцао из ГДР,он должен показать места,где мальчишкой видел,как эсэсовцы прятали какие-то ящики.
"17-20 августа будем копать по "горячим следам" -сообщил А.Конюхов.
Представитель рижан предложил что-то вроде совместного предприятия.Он проинформировал нас о технических возможностях рижской группы - рижане обладают сейсмостанцией,приборами электроразведки,тремя переносными компьютерами (для 1989 года это было круто)и металло-
искателями с рабочей глубиной 7 метров.

Прошел год.Встретил Андрея Иванова и тот с недовольным видом сообщил мне,что Бирюков,Конюхов и группа из КГБ вели "подпольное" бурение на Лонгерайе,не уведомив о том никого из экспедиции.
(Еще год назад я слышал о внештатной группе сотрудников КГБ,ведущих поиски ЯК.Тогда я посчитал,что речь идет о сотруднике КГБ Анатолии К.,входящим в состав нашей экспедиции в качестве куратора.
И вот опять упоминание о группе из КГБ).
3-го июня бурили ручным буром две скважины в цехе разлива пивзавода(по версии "Понарт").Это была первая разминка после ручного бурения возле многопрофильной больницы летом 1989 года.Мы работали там,недалеко от озера по информации Больцао,приезжавшего
из ГДР.Тогда мы набурили на лужайке немало дырок.Но все впустую.

                3.
В дневнике Брюсова меня привлекли два момента.С одной стороны он пишет,что "раскопки в замке были начаты до меня ради отыскания царскосельской комнаты",с другой выдвигает версию,что она могла сгореть в пожаре,устроенном нашими солдатами.Последний вывод он делает,основываясь на показаниях полковника,приезжавшего в замок 16 июня 1945 года,который видел ящики в зале северного крыла,где по уверениям  Роде последнее время
хранилась ЯК (к сожалению,какого числа полковник заходил в замок из записок Брюсова неясно).
Юрий Иванов утверждал,что в армиях,бравших Кенигсберг были поисковые группы,например,в 11-ой армии их было до десятка,в частности в одной из них находился подполковник Иванов,отец писателя.Поэтому,маловероятно что ЯК не была бы обнаружена после взятия Кенигсберга,находясь в замке и была сожжена в пожаре,устроенном нашими солдатами.Хотя не
исключен и такой,маловероятный сценарий.
Второй момент в дневнике Брюсова,на который я обратил внимание -эвакуация музейных ценностей,причем ценностей из русских музеев,менее значимых для немцев чем ЯК (напомню -что ЯК была в своей основе изготовлена немецкими мастерами) была намечена как следует
из текста еще до бомбежек англичанами Кенигсберга в августе 1944 года.
Поэтому удивительным кажется факт,что ЯК немцы эвакуировать не успели.
Если верить Ю.Иванову,то об этом якобы имеется документальное свидетельство,которое держал в руках в частности и Брюсов.
   "...ЯНТАРНАЯ КОМНАТА ИЗ ЦАРСКОГО СЕЛА.В январе 1942 года я получил
    от командования Северной группы войск ЯК из Царского села,которую
    я разместил в Кенигсбергском замке в подходящем помещении.За четыре
    недели до англо-американского налета ЯК была переведена в безопасное
    место,так что она не пострадала от налета.В последнее время имущество
    ЯК было запаковано в ящики и размещено в северном крыле Кенигсбегского
    замка,в силу чего все сохранилось до пятого апреля 1945 года."
(Мне кажется,что писатель Ю.Иванов - если и был знаком каким-либо образом с оригиналами документов,то в своей книге подверг их нужной ему редакции.Нельзя допускать писателей к документам,да и вообще к таким делам.Все извратят и переврут.Особенно постарался на этом поприще (в своей книге о ЯК)небезызвестный Юлиан Семенов.
Вот не могу поверить в фразу -"ЯК сохранилась до 5-го апреля",логичнее была бы фраза -"ЯК в полной сохранности до настоящего времени" или что-либо в этом роде.Но может быть я и не прав.
Просто хорошо знал Ю.Иванова (ныне покойного)- в смысле его тенденций.Кстати,в каком-то роде писатель был с мировым именем.Не то чтобы его ценили,как скажем Шолохова,но например японцы его очень любили - он писал о море в романтическом ключе -наверное, это в японском менталитете.Как то я конкретно его спросил -правда ли,что могила Роде была пуста при вскрытии как он пишет о том в своей книге - он ушел от ответа.
В.Кролевский в "Деле о Янтарной комнате" пишет,что Роде исчез 5-го апреля 1945 г. и где находился до 10 апреля неизвестно.В апреле начался штурм Кенигсберга.8-го апреля советские войска переправились через Преголь и подошли к замку.Находившийся там гарнизон капитулировал.Хочу привести здесь несколько документальных свидетельств - со слов Кролевского - касающихся Роде.

Из донесения Роде тайному советнику Циммерману :

   "Несмотря на значительные разрушения Королевского замка взрывами с
    зажигательными бомбами меры противовоздушной защиты,которые мы
    предприняли оправдали себя.Художественное собрание до сих пор
    не потеряло ни одной значительной картины из своего состава...
    Янтарный кабинет остался неповрежденным,кроме шести цокольных
    пластинок".

Из донесения Роде обер-бургомистру Кенигсберга от 3 декабря 1944 года:

    "Имею честь доложить,что мной осмотрены замки Вексельбург и Бург
     Крипштейн (Саксония),которые сочтены мной подходящими для
     размешения в них музейных ценностей,в том числе и янтарного
     кабинета,представляющего собой уникальное сокровище."
 
Из донесения Роде городскому управлению культуры от 12 января 1945 г.

     "Я упаковываю Янтарный кабинет в ящики и контейнеры.Как только
      это будет выполнено то по распоряжению провинциального хранителя
      памятников панели будут эвакуированы в Саксонию,а именно они
      будут перевезены в Вексельбург,что у Рохлица."

Вот что пишет по этому поводу В.Кролевский,очевидно основываясь на свидетельских  показаниях : "В эти дни во дворе замка лежало
     25 (по другим данным 27)деревянных ящиков.Возле них громоздились
     подушки,перины,одеяла.Десяток рабочих и служащих музея под наблю-
     дением Роде выносили из бункера под рестораном "Блютгерихт"
     детали панно ЯК.Их клали в ящики,бережно обертывали одеялами
     и прокладывали перинами.Потом с величайшими предосторожностями
     ящики заколачивали." (Вот она пресловутая немецкая
     исполнительность и аккуратность.Могли бы и наши в Царском Селе
     заблаговременно подсуетиться.)
15 января 1945 года ЯК,полностью упакованная,еще лежала во дворе замка.В это время под ударами советских войск рухнул немецкий Восточный фронт,и через несколько дней были перерезаны все ж/д пути ,идущие от Кенигсберга на запад и юг,и завершено окружение крупной группировки немецких войск в Восточной Пруссии.
Прошло полтора месяца.На основании показаний некоторых военно-пленных установлено,что 5-го апреля ящики лежали в бывшем Орденском зале,который перешел в распоряжение фольксштурма.Кое-кто из фолькштурмистов заявил,что они коротали последние дни перед капитуляцией на ящиках с янтарными украшениями.
Коснусь теперь истории смерти Роде.
Кролевский по этому поводу сообщает следующее.14 декабря 1945 года Роде последний раз был в кабинете у Брюсова.15 декабря Роде и его жена на работу не вышли.16 декабря стало известно,что они умерли в своем доме на Беекерштрассе.(ДВ- Роде снимал квартиру,у
него не было своего дома.)
Жители соседних домов видели,как из дома Роде вынесли два гроба,установили на повозку и кортеж в сопровождении нескольких незнакомых мужчин отправился неизвестно куда.(А куда он мог отправиться как ни на кладбище,другое дело,что соседи не знали на какое - да,наверное,на ближайшее -ДВ).
Справка за подписью доктора медицины Пауля Эрдмана удостоверяла,что супруги Роде умерли от дизентерии.Но соседи утверждали,что накануне Роде и его жена были совершенно здоровы и бодрыми.Пауль Эрдман на второй день после смерти супругов Роде исчез из Кенигсберга.Так как никто не мог указать место захоронения супругов Роде,то исключалась возможность эксгумации трупов для определения истинной причины смерти.
Брюсов ,давая показания комиссии Кролевского (если можно так выразиться)не подтверждает того,что Роде был арестован и допрошен.Он рассказал комиссии следующее:"
     На следующий день (после инцидента в замке -ДВ)Роде как обычно вышел на работу.
     Я,конечно,отменил свой приказ об аресте и даже подивился своей
     горячности...Однако через несколько дней я пожалел об отмене
     своего приказа.Мне доложили,что Альфред Роде скоропостижно
     скончался.Если бы он был под арестом,а затем под следствием,не
     исключена возможность,что он остался бы жить..."
Но Юрий Иванов рассказывает несколько по иному о смерти супругов Роде.Кстати,Иванов утверждает,что из перевода бумаг,которые якобы пытался сжечь Роде следовало,что сам Гитлер трижды требовал доставить ЯК в Берлин,но Роде умышленно оттягивал ее отправку,
объясняя это тем,что ЯК реставрируется,так как за последние столетия она пришла в ветхость,янтарь осыпался,потеряно много деталей,которые сейчас восстанавливаются и.т.д.
Сведения об этих трех документах косвенно подтверждает Максимов:"Эту страшную историю (имеется в виду смерть супругов Роде)я услышал от А.Я.Брюсова летом 1947 года в дни его очередного отпуска.
После небольшой паузы Брюсов продолжал,как бы оправдывая себя :"Когда меня назначили на сию миссию я совершенно не был к ней подготовлен.Я не знал,что Роде был именитым специалистом по янтарю,обладателем огромной коллекции янтаря,в которой насчитывалось десятки тысяч уникальных экспонатов.Я не знал,что за плечами этого тщедушного немца десятки авторских свидетельств,признанных планетой.
Наконец,я и не предполагал,что ЯК была в Кенигсберге и где-то тщательно спрятана,а сам Роде знал всё.Наконец,не ожидал,что блюстители порядка поверили ему и без моего разрешения выпустили этого матерого волка на свободу,а эти три документа,подписанные Роде,ярко свидетельствуют о том,что именно он,Роде,
и был нам нужен.А меня,старика,он оставил в дураках."(Калининградский областной архив)
Если сравнить Иванова и Кролевского,то скорее всего Роде действительно был арестован,затем без ведома Брюсова (или Брюсов утверждал для отвода глаз в 1947 году - что без его ведома)отпущен на свободу (возможно была политическая установка-лишний раз не обижать немцев)(Кролевский :"На следующий день Роде, как обычно,вышел на работу")и уже затем Брюсов не стал настаиватьна более тщательном дознании.
По Иванову - Брюсов,ознакомившись с переводом документов,спохватился и дал распоряжение отыскать Роде (который несколько дней не выходил на работу ?-ДВ).Далее привожу дословно Иванова:
     "Отыскали адрес,где он (Роде)жил:Беекерштрассе,№1,но в доме никого
     не оказалось-ни его,Роде,ни его жены Эльзы.Все в комнатах было
     перевернуто,будто кто-то рылся в шкафах,комодах,ящиках,сундуках.
     "Приходили трое мужчин,- сказала соседка Роде,что жила напротив-
     и везли Роде и его жену.Сказали,что они очень сильно больны.
     Куда увезли,кто увез Среди рассыпанных по комнате бумаг вдруг
     обнаружилась справка,выданная доктором Кексером,частным врачом,
     практиковавшим на Бетховенштрассе следующего содержания:
     "Господин д-р Роде болен тяжелым прогрессирующим параличом.Он
     тяжело болен и совершенно не пригоден для выполнения физической работы.
     Срок нетрудоспособности определен в несколько месяцев."Справка
     подписана 25 февраля 1945 года.
Далее Иванов высказывает предположение,что справка была выдана Роде для того,чтобы избавить его от трудовой и военной повинности блокадного города:
     "Квартира Кексера оказалась пуста.Но из его карточки стало ясно,
     что при серьезном заболевании Кексер направлял Роде на стацио-
     ное лечение в больницу в Йоркштрассе,где Роде пользовался
     услугами одного и того же врача - Пауля Эрдмана.
     В больнице выяснилось,что Эрдман больше не практикует,действи-
     тельно,некоторое время назад трое мужчин доставили в больницу
     супругов Роде,которые были в очень тяжелом состоянии (в бессозна-
     тельном),на другой день они скончались.На третий день их похоро-
     нили.Диагноз :кровавая дизентерия."
     "Cогласно справке из морга:трупы супругов Роде взяты тремя мужчинами
     и преданы земле на Первом кладбище Луизы,что по дороге на Хаммервее,
     знаете там,где памятник Корралуса "Восшествие на Голгофу"-Иисус
     Христос стоит на коленях с крестом на плечах.(тот самый Христос-
     кисть которого мы нашли в 1989 году -ДВ)"
     В декабре могилу раскопали.Она была пуста.
   
     Выдержка из письма Георга Штайна графине Марион Денхофф
     ----------------------------------------------------------
     "Как все странно,как все странно ! Умерли не вместе,а в разное
     время (а что здесь странного? речь опять о смерти супругов Роде-ДВ)
     Четыре месяца не появлялись на работе в замке (испорченный
     телефон? а может четыре дня?-ДВ),и русские их не разыскивали.
     Умерли не вместе,а в разное время.И тем не менее согласно справке
     из больницы на Йоркштрассе:умерли от одной болезни,кровавой
     дизентерии ?Или убиты,заподозренные немецкими секретными
     агентами(какие могут быть секретные агенты у разгромленной
     страны ?не до жиру- быть бы живым -ДВ),что Роде выдал русским
     какую-то важную тайну,которой русские почему-то не воспользо-
     вались" (Уж русские скорее бы убили - своих
     не жалели - ДВ).

Умерли в разное время.Юрий Иванов сообщает (Иванов единолично на тот момент завладел архивом Штайна,который все-таки достался калининградцам,а не ленинградцам -будучи председателем Фонда культуры и черпал информацию оттуда):
     "О смерти своих родителей сын Роде Вольфганг узнал лишь в 1947
     году от соседки по дому госпожи Кёниг.День смерти на основании
     сообщений кенигсбергских граждан был установлен - для Роде
     7 декабря,для Эльзы Роде-28 декабря 1945 года.Свидетельство
     о смерти выдано 24 мая 1957 года ЗАГСом Западного Берлина.
     Иванов задается рядом вопросов.Один тот же,что и у Штайна-
     почему супругов Роде 4 месяца (опять 4 месяца-ДВ)
     не разыскивали.Иванова удивляет также то обстоятельство,что
     к машине по свидетельству соседки супруги Роде шли сами,а в
     больницу они были доставлены в бессознательном состоянии.
     (может наши следователи поработали? - ДВ)Кто были эти люди-
     русские или немцы?Если немцы,то откуда у них легковая машина ?
     И наконец,оба умерли на другой день,в декабре -так ли это ?

Как то я спросил мнение Авенира Овсянова относительно смерти Роде.Овсянов сказал,что все рассказы о загадочных мужчинах,смерти от дизентерии,пустой могиле являются плодом фантазии некоторых авторов.Роде якобы просто-напросто исчез из Кенигсберга (трудно сказать была ли эта информация предположением Овсянова или он владел конфиденциальной информацией).
При этом Овсянов подозревал,что символические похороны Роде,состоявшиеся в ФРГ в 1955 году,могли быть и настоящими.
(На это я заметил,что теоретически Роде мог бы быть еще жив где-нибудь в середине 80-тых годов - хотя при этом ему должно было бы быть за 90 лет -Роде родился в 1892 году).
Позже в письме дочери Роде Овсянов поинтересовался (наверное,в частности)обстоятельствами смерти супругов Роде и получил такой ответ - (письмо из архива А.П.Овсянова)(выдержка)

     "Известие о смерти родителей мы с братом получили в начале
      1948 года от жены нашего коммерсанта К.,сумевшей в середине
      1947 года выехать из Кенигсберга.По ее уверению,наши
      родители умерли от голодного тифа в конце 1945 года,мать
      умерла на 14 дней позже отца.Свою жизнь покончить
      самоубийством отец не мог- это не в его характере.
      Общеизвестно,как много людей погибло голодной смертью
      в тогдашнем Кенигсберге..."

                4.
Елена Стороженко подтверждает факт письма Альфреда Роде профессору Циммерману от 2 сентября 1944 года.
Впрочем,речь шла в нем о какой-то картине,переданной Циммерманом (неким коллекционером) на хранение в музей.
Роде сообщал в письме,что картина помещена вместе с другими произведениями искусства в одно из помещений подземного бункера,ключ от которого утерян.Письмо это нашел Брюсов в июле 1945 года в частично сохранившейся башне замка.
Таким образом,либо донесение Роде Циммерману у Кролевского вымысел либо Роде помимо информации о картине сообщал Циммерману и о судьбе ЯК.

      Запись 2002 года:Верно второе !Привожу оригинал документа
      -----------------  (очевидно из архивов КГБ).

      Из письма Альфреда Роде доктору Циммерману
      --------------------------------------------
      Глубокоуважаемый тайный советник !
      Несмотря на полное разрушение кенигсбергского замка взрывами
      и зажигательными бомбами,меры противовоздушной обороны,
      которые мы предприняли оправдали себя.Художественное
      собрание до сих пор не потеряло ни одной значительной
      картины...Также целы обе миниатюры герцога Альбрехта и
      Анны Прусских,которые находились в дворовом бункере*.
      От этого бункера мы потеряли ключи к железной двери,так
      что пока не можем попасть в это помещение...Прошу вас
      сообщить господину директору доктору Галлю**,что ЯК оста-
      лась неповрежденной.
                Кенисберг,2 сентября 1944 года
      * В немецком тексте употреблено слово "Hofbunker",что
      означает "дворовый бункер" или "бункер во дворе".

      **Галль - обербургомистр Кенисберга.

      запись 2002 года : Сразу становится понятным,что этот бункер
      ---------------- находится в замке (после ознакомления с
      оригинальным текстом документа).Но оказалось,что этой версии
      придерживается и Пржездомский и по его словам "и некоторые
      компетентные специалисты,занимающиеся поисковой работой в
      настоящее время".Документ приведен Пржездомским,который
      сохраняет даже орфографию оригиналов.
      Таким образом,можно считать,что факт неповреждения ЯК в ходе
      английской бомбардировки в августе 1944 года является уста-
      новленным .Второй факт - на 02 сентября 1944 года ЯК еще
      находится в Кенигсберге.

19 июня 1990 года началась совместная советско-германская экспедиция под руководством Филиппа Реми и В.Бирюкова -очевидно первая международная экспедиция по поискам ЯК.
В этот день я приехал на Понарт (район бывшего немецкого пивзавода),где уже находились немцы,а также скучали в ожидании Бирюкова Юра Дроздов и Андрей Долгов.
Вскоре появились В.Бирюков и А.Конюхов.Посовещавщись с Ф.Реми они решили показать немцам подвалы бывшей пивоварни,построенной в 1839-1849 гг.Все вместе мы спустились вниз.
Подвалы впечатляли своими мрачными запущенными галереями. Во многих местах по воде и мазуту можно было пройти только в болотниках.Филипп Реми -руководитель съемочной группы
(одной из целей немцев была съемка документального фильма)и экспедиции в целом,верзила-метра под два ростом-энергично бороздил подвалы по глубокой воде - рассматривая помещения. Дроздов и Долгов выполняли роль гидов - эти места были им хорошо знакомы -здесь поисковая группа в скромном составе работала еще до вливания в нее Бирюкова и получения статуса экспедиции ТАСС по поискам ЯК.
В состав немецкой экспедиции входили два научных консультанта-специалист по архитектуре профессор Рудольф Гримме и физик-профессор Ганс Петер Лассас.Обоих профессоров,как говорили в экспедиции(русские) за солидный гонорар наняла фирма Филиппа Реми частная телефирма "МPR" из Мюнхена).В состав экспедиции входили также отпрыски аристократических семей -по слухам известная в Европе фотограф - графиня Изабель фон Шперкен(поговаривали,что у нее в Испании родовой замок) и барон Клеменс фон Штауффенберг,внучатый племянник полковника фон Штауффенберга,организатора неудачного покушения на Гитлера в 1944 году) и еще пять человек.
Здесь мне хотелось бы привести выдержку из повести Елены Стороженк"Тайны Королевского замка",в которой говорится об этой экспедиции,уровне ее организации:
"И действительно,кажется нереальной,даже сама мысль о том,что где-то
  здесь,под слоем земли и щебня,покрытыми асфальтом или газонами,при-
  таилась одна из загадок прошлого под названием "Бункер Брюсова".
  Но ставить точку на этом объекте пока еще рано.
  Аналогичные мысли,видимо возникали и у искателей из Западной Герма-
  нии,которые прибыли в июньские дни 1990 года в Калининград для съемки
  фильма о поисках ЯК,а заодно и практической проработки отдельных
  версий о её захоронении.
  Протекцию этой группе составил известный своей благотворительной
  деятельностью барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн из Лихтенштейна,
  а руководителем стал молодой владелец и режиссер телефирмы "МПР"
  Филипп Реми.
  По интересу,проявленную гостями к конкретным местам Калининграда,
  можно было догадаться,что одним из оснований для поиска ЯК для
зарубежных гостей явились воспоминания Герхарда Штрауса. По-видимому,
  та встреча с Брюсовым произвела большое впечатление на Штрауса,так
  как он неоднократно впоследствии вспоминал о ней,в том числе,в том числе
  и во время посещения работниками экспедиции (имеется в виду "легендарная"
  пятнадцатилетняя (1969-1984)экспедеция,которой руководила Е.Стороженко),
  среди которых был один из авторов (повесть Елена Стороженко написала
  в соавторстве с Пржездомским)его квартиры на Генрих-Манн-платц в Берлине.
  Четкая организация поисковых и съемочных работ,исключительное умение
  ориентироваться в незнакомой обстановке,использование надежной аппаратуры
  все это внушало определенное уважение к нашим партнерам с Запада.
  Поразительно,что даже бурение отдельных скважин,осуществленных гостями,
  проводилось с чисто немецкой точностью - до десятка сантиметров на
  глубину 3,7 метра,как будто бы немцы совершенно определенно знали,где
  должен располагаться тот самый злополучный бункер.
  Однако недельная работа среди домов у житомирской улицы не подтвердила
  предположений Г.Штрауса.Многоярусный подвал на Штайндамм снова так и
  не был найден.Зато с определенной долей уверенности можно сказать,
  что многие из участников западногерманской группы пополнили ряды
  энтузиастов поиска ЯК.Совместная работа в этом направлении могла бы
  скорее привести нас к раскрытию тайны."
 
                Небольшое отступление-
          зашел в ИНЕТ и получил привет из 1990 года -
          забавное упоминание Филиппа Реми - в художест-
          венном произведении- Маркеев Олег "Тотальная война"
       
               
- А я пару раз бывал в Калининграде, - подхватил беседу Николаев. - Давно, еще до девяносто первого года. Искали Янтарную комнату.
Легким смешком он дал понять, с какой иронией он относится к ее
поискам.
Черкасов кивнул с видом посвященного. Заложил руку за спину, отчего еще больше выступил боярский живот.
- А последние новости о ней не слышали? - спросил он. Глазки при этом хитро заблестели.
- Нет. От этой проблемы отошел давно.
- И слава богу, - подхватил Черкасов. - Недавно Филипп Реми такое учудил, что теперь все, кто Янтарной комнатой занимался, как оплеванные ходят.
Черкасов не стал уточнять, что за кадр этот Реми. Любой, имевший доступ к литерному делу "Янтарная комната", обязан был знать основных фигурантов.
Реми, владелец частной телекомпании в Гамбурге, возник, как черт из табакерки, в конце восьмидесятых. И с бесовской наглостью стал путаться у всех под ногами, ерничать и давать дурацкие советы. На Янтарной комнате все пытались подзаработать, но лучше всего это получилось у Реми. Он снарядил несколько экспедиций, оговорив эксклюзивное право на съемки, и гонял сенсационные фильмы на своем телеканале.
Черкасов поискал глазами пепельницу, не найдя, стряхнул столбик пепла в кадку с пальмой.
- Паршивец обдурил всех, - продолжил Черкасов. - Слил в полицию
информацию, что одна преступная группа готова продать эмиссарам боливийских
наркобаронов Янтарную комнату Да, да, все четыре панно и прочую мелочь. Само
собой, полиция встала на уши, перевернула вверх дном весь Гамбург и вычислила и
продавцов и покупателя. Брать решили на передаче, чтобы эффектней смотрелось.
Получилось, как в кино. Но настоящее кино вышло позже. Захваченный фургончик с
ящиками перегнали к полицейскому управлению, где шеф полиции уже собрал
пресс-конференцию. И тут вылез этот Реми и всю малину... Сам понимаешь.
Оказалось, что он заранее изготовил пластмассовые копии панно и нанял актеров
изображать гангстеров. Короче, выставил всех дураками. Соль в том, что никто не
усомнился, что комната цела. Хотя по самым оптимистичным версиям пролежала в
земле пятьдесят лет. - Черкасов придвинулся ближе, понизил голос. - А мы-то
знаем, что сгорела она. Но и ты вначале клюнул. Признайся, я же видел, как у
тебя лицо вытянулось.
.Черкасов закудахтал, живот при этом запрыгал, как тугой мячик.

   ДВ : Филипп Реми из Мюнхена - а не из Гамбурга.
        Из Гамбурга,кажется,только Изабель фон Шперкен из
        состава экспедиции 1990 года.

   ДВ : Поинтересовался в Инете личностью автора -Олегом Маркеевым.
        Все признаки того - что в прошлом он-офицер спецслужб.
        Трагически погиб летом 2009 года.

                (продолжение следует)