Письмо 6. Моё первое Причастие

Александр Сорокин Российский
23 сентября 2009 года

Здравствуйте!

Спасибо, Николай Павлович, за ответ! Я пока еще не все осознал. Но могу сказать - в моей внутренней жизни пошли какие-то чудесные изменения! Молюсь каждый день, каюсь, понимаю, сколько у меня грехов и как многослоен основной мой враг - гордыня и самолюбие. Трудно его вытащить. Я до причастия буквально довел себя до невротического состояния - без конца каялся, стоял на коленях. Но зато были ответы от Бога нашего, Иисуса Христа. Да какие! Это эйфорическое и в то же время спокойное состояние - кайф, одним словом. Понял, что сам виноват во многом и нашел средство борьбы. В принципе, я и раньше знал, что виной всему сам, но не знал, что Бог может помочь, отчаивался, заблуждался, ошибался. Ну и не все до конца признавал. Сейчас мешает лень и застенчивость. Боюсь быть не как все - атеисты. С детства такой - вырос на окраине рабочей, стесняюсь своих светлых чувств. Ну или пока не осознал, почему у меня это стеснение, может опять скрытая гордыня или страх.

Сегодня впервые в жизни причастился. И исповедовался. Помимо исповеди просто беседовали с батюшкой целый час, наверное. Он показался мне очень интересным и смиренным человеком.

Хотел спросить: а как же насчет дела, к которому ты наиболее пригоден? Дело твоей мечты, приложение таланта, способностей? Как быть с этим? Моя работа сегодня, как я понял, учит меня смирению. И любви к людям, даже если они не любят тебя. (Хоть ко мне многие довольно позитивно относятся). Я рад, что у меня есть такая школа жизни. А сама работа не очень нравится. Ну, про мечты и метания мои я вам уже писал.

Не понял один момент: как это - не судить человека, но судить дела? Если можно, объясните на кокретном примере, пожалуйста. Я так понял почему-то из Библии, что вообще никого судить нельзя, ни в чем. Даже если при мне последнее время матерятся, плюются, я не осуждаю их в душе - и так легко от этого неосуждения! Да и вообще никого стараюсь не осуждать.

Сказал себе так - "пока ты еще не укрепился, не знаешь достоверно Гласа Божьего, не умеешь различать Его волю" - не помогай абы кому (у меня это до паранойи дошло - а раньше молился за всех подряд).

Спасибо Вам! Вы меня просвещаете! Чувствую, что помимо Вас, у меня появился самый главный Помощник!

С уважением,

Саша

24 сентября 2009 года

Дорогой Саша!

От всей души поздравляю тебя с твоим  Первым Причастием! Теперь ты тот, о котором Господь сказал: "Ядущий Меня, жив будет Мною", да поможет тебе Господь в этом.

Ты пишешь, что "до причастия буквально довел себя до невротического состояния - без конца каялся, стоял на коленях". Это одна из распространенных ошибок уверовавшего. Господь не требует от нас исповедования до изнеможения, а ждет от нас в этом лишь доверия к Нему,  что Он простит все от сердца сказавшему "Господи! Каюсь, прости". И, если Он поручил нам эту заповедь: "если скажет тебе брат: "Каюсь, прости", - то прости ему, даже если это случится семь раз по семьдесят раз в день", т.е. без числа, то тем более простит каждому, кто скажет так Ему Самому.
В этом и состоит доверие Господу, что если мы с верой в Его Бездонное Милосердие "исповедаем Ему грехи свои", то Он не только простит нас, но и "снимет вину греха моего!" (Псалмы).
В этом состоит и наша радость, что не требуется от нас ничего кроме того, чтобы в смиренной любви произнести Иисусу: "Прости". И все. Можешь после того прыгать от радости, а более всего облечься в полный покой, ибо ты прощен, прощен Самим Богом! Это значит никто уже не может заставить тебя поверить в то, что ты будешь отвечать и будешь осужден Богом за это.
Попробуй поупражняться в доверии Господу: сказал Ему с чувством один, в крайнем случае, три раза "Господи, прости!", и все, ничего больше не делай, будь спокоен - знай и своим поведением уверенного спокойствия доказывай это, что прощен ты, знаешь это и теперь радуешься и благодаришь Господа Иисуса и Его Пречистую Мать.

Святое Таинство Исповеди есть Таинство Милосердия, ибо помимо прощения исповедуемых грехов на нем Бог дает нам также и благодать силы для борьбы с подобными искушениями в будущем. Как мы должны благодарны Спасителю за такой дар!

Встать на колени перед Господом ( при реальной невозможности такового, это можно с делать в духе, т.е в воображении) - это лишь самый первый момент покаяния, второй, также очень важный момент, это деятельный момент покаяния, называемый также его плодом: вспомни, какой пример тому приведен в Евангелии: Закхей-мытарь встал и во всеуслышание сказал Господу: "Половину имения своего раздам нищим, а если обидел кого, воздам вчетверо", а  Иоанн Креститель учил кающихся: "принесите достойный плод покаяния: если имеешь две одежды отдай неимущему, и с пищей делай тоже". В наших же обстоятельствах это может означать кроме указанного еще и просьбу о прощении у обиженного, проявление старательности и изобретательности  в том, чтобы загладить свой скверный поступок искренним добрым делом (скромно и тихо, т.е. не объявляя никому об этом).

Называй своего Помощника всегда по имени! Никогда не жди каких-то особых ощущений, например, кайфа. Если таковое приходит после или во время молитвы, переноси это со смирением, благодаря Господа Иисуса Христа не только за моменты приятные, но и особенно за помощь в перенесении неприятного.

Как я уже написал, покаяние должно быть в первую очередь деятельным. Это значит, что, если каешься за то, что, например, обидел когда-то жену, то найди способ искренне попросить у нее прощения за это; если же она не расположена слушать это, то найди способ отплатить ей за перенесенное ею особенным старанием ей угодить, изобрети способ как-либо ее обласкать, и делай это искренне, от сердца. При этом размышляй внутри себя о том, какая она у тебя добрая и хорошая, что не глядя на твой скверный поступок, она не отвернулась от тебя полностью, и как ты благодарен за это Господу, ибо терпение, данное ей,  это Его дар. Вообще же, если хочешь примириться с человеком, примирись с ним сначала внутри себя: вообрази себе, что подаешь ему руку (даже, если обида исходила от него), а потом легко обнимаешь его, как своего близкого приятеля. В реальности же можешь придумать какой-либо повод, чтобы к нему подойти. У меня был такой случай. Один человек спровоцировал мне неприятность. Я догадался, что это сделал он. В молитве я передал это дело в руки Господа Иисуса. Через день-два, видя, что он идет по двору, куда направлялся и я, я свернул в сторону и прошел другим путем, чтобы с ним не встретиться. Через какое-то время, обдумав, решил, что если это от Отца Небесного, Который хочет, чтобы я отплатил добром ему за зло, то вскоре будет еще одна "случайная" встреча. Действительно, не прошло двух часов, как выходя из гаража, я увидел его, стоящего неподалеку. Была возможность и в этот раз свернуть в сторону, однако я решил поступить по заповеди Иисуса. Направившись прямо к нему, я протянул ему руку и сказал: "Спасибо тебе за твою дочь. Она так замечательно играет на органе .... Я очень ей благодарен, очень. Еще раз спасибо тебе, ведь это твоя дочь". Он был поражен и удивлен от неожиданного  ему с моей стороны  действием моим. Однако теперь всякий раз, когда я встречаю его, чувствую, как он благодарен мне за то деятельное прощение его.

Осуждать злой поступок человека, это значит, увидев, что он не добрый, внутренне осудить его: сказать себе, что осуждаешь такой поступок, и, попросить мысленно Бога, оградить тебя от такового и дать силы противостоять ему не только в себе самом, но и обличить такой поступок перед  другим, близким тебе человеком (чтобы оградить его от злого действия такового поступка или, чтобы уберечь его от общения с тем человеком). Обличать же  согрешившего человека следует в духе кротости, т.е. с любовью, ибо к Иисусу Христу можно привлечь только смиренною любовью, но никак ни укорами, ни  угрозами, ни чтением морали. Если же речь идет о наглом поведении в обществе (особенно, в присутствии детей), то тут уж можно проявить и строгие меры воздействия. О согрешившем человеке же нельзя сказать, например, что для него уже все кончено и он за такое дело уже будет поджариваться на вертеле в аду. Для любого грешника у Бога достаточно милости, чтобы простить его, если тот хотя бы призовет одно толь
 ко имя Господне, т.е., если только мысленно скажет: "Господи!". Милосердие Божье бездонно и это основание нашего доверия Ему.

Если имеешь призвание к какому-то делу, то совершенствовать свои способности можешь в свободное время, желательно вместе с женой. Можешь попросить Матерь Божью и Иисуса Христа, чтобы, если есть на то воля Божья, помогли тебе твой талант использовать в реальном деле.  Не сомневайся, помощь придет обязательно, хотя, быть может, и не сразу это заметишь, но, заметив, благодари Их от всей души.

От всего сердца тебе желаю рука об руку с женою своею и с своими детьми приближаться к Господу Иисусу Христу не стремясь это делать только через чтение молитвослова, канонов, акафистов, псалтыри и т.д. и т.п.(никого нельзя к тому принуждать, но делать это при обоюдной радости, само потом придет, если будешь того хотеть внутри себя), но прежде всего и более всего - через любовь друг ко другу, ибо так заповедал нам то Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, в чем да поможет нам Он Сам Своею благодатью. Аминь.

С признательностью и уважением, Николай Павлович Кормаков.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/07/18/1017