Холодная война в небе Дальнего Востока

Станислав Сахончик
 

С  распадом СССР  закончилась и «холодная война», длившаяся 46 лет, начавшаяся в 1945 году и шедшая на всем протяжении границ нашей страны с переменным успехом. Не был исключением и наш Дальний Восток.
Американские летчики, видимо помня о союзнических отношениях, часто летали над кораблями и базами Тихоокеанского флота. С момента капитуляции Японии  и до конца 1950 г. было зафиксировано  46 инцидентов с участием 63 американских самолетов разных типов. Иногда зенитчики открывали  заградительный огонь  и в воздух поднимались истребители. Первый воздушный бой произошел в 1945 г. над территорией Кореи, когда четверка «Аэрокобр» перехватила американский бомбардировщик В-29 и, обстреляв его, посадила на аэродром Хамхын, где в то время базировалась советская авиация.
Постепенно, с изменением внешней политики, случайные полеты превратились в систематические разведывательные, и воздушная война  разгорелась не на шутку, достигнув своего апогея в 50-е годы. Так в мае 1950 над чукотским аэродромом Уэлькаль разгорелся воздушный бой между  американскими «Мустангами» F-51 и советскими Ла-11, в результате которого летчик капитан С. Ефремов подбил одного «Мустанга», но и сам получил повреждения. Через месяц пара американских истребителей F -80 «Шутинг Стар» нанесла штурмовой удар по приморскому аэродрому Сухая Речка, повредив 9 «Кингкобр» 821 ИАП.
 В декабре 1950 г. будущий ас корейской войны капитан С. Бахаев в паре со старшим лейтенантом  Н. Котовым  на истребителях МиГ-15 перехватили четырехмоторный разведчик RB-29  над мысом Сейсюра. В бою нарушитель был сбит и упал в море, экипаж погиб. Аналогичная судьба постигла  еще два RB-29 над бухтой Валентин и островом  Юрий, причем первыми всегда открывали огонь американцы.
Но поршневым ветеранам второй мировой, хотя и напичканным  спарками крупнокалиберных пулеметов «браунинг», было сложно тягаться со скоростными реактивными перехватчиками МиГ-15, вооруженными 37-и 23- мм пушками. Исход схваток был предрешен заранее.
В июне 1951 г. в районе мыса Островной в Японском море два советских истребителя Ла-11 из 88 ГИАП ТОФ сбили в бою двухмоторный противолодочный самолет Р2V «Нептун» из эскадрильи PV-6 ВМФ США. Экипаж пропал без вести. Старшие лейтенанты И. Лукашев и М.Щукин были награждены орденами Красного Знамени. По странному совпадению, там же в 1954 г. парой МиГ-17 с аэродрома Угловая  был сбит еще один «Нептун».
Но не всегда  воздушные бои были успешны для советских летчиков.18.11.1952 вблизи Владивостока  четыре МиГ-15 781 ИАП ТОФ  вылетели на перехват  группы реактивных истребителей F-9F-2 «Пантера» из эскадрильи VF-718  с авианосца «Принстон»,вторгшихся в советское воздушное пространство. В завязавшемся бою  американские летчики  лейтенанты И. Мидлтон и Е. Уильямс сбили  3 МиГа, пилоты которых погибли. Американские самолеты с повреждениями вернулись на авианосец.
Были и трагические ошибки. Летом 1954 г. в районе Находки  радиолокаторы засекли нарушителя границы, который  неожиданно исчез с экранов. В это время с учебного полета в этом районе возвращалась группа   торпедоносцев ТУ-14 из 46 МТАП ТОФ, причем на последнем самолете отказал ответчик «свой - чужой». Самолет посчитали за нарушителя и приняли соответствующие меры.
Поднятый по тревоге, перехватчик МиГ-15  капитана И. Бывшева в условиях плохой видимости, первой же очередью сбил торпедоносец. Экипаж погиб.
В середине 60-х годов  ракетчики 2 дивизиона 441 зенитно-ракетного полка  сбили перехватчик Як-25 с отказавшим ответчиком. Самолет упал в районе бухты Горностай близ Владивостока, летчики успели катапультироваться.
  Применение американцами более  современных самолетов RB-50 (модификация B-29 «Стратофортресс») не принесло им особого успеха. Один разведчик был перехвачен парой МиГ-15  в районе п. Жупаново на Камчатке. Вначале самолет пытались принудить к посадке, но бортовые стрелки открыли огонь. Сбитый пушками перехватчиков, самолет упал в море, экипаж пропал без вести. Но полеты разведчиков не прекращались.
Следующий RB-50 был сбит в районе мыса Гамова 20.07.1953 г., причем первыми огонь опять открыли американцы, подбив МиГ-15 лейтенанта А. Рыбакова.  Из 17 членов  экипажа разведчика только один остался жив и был подобран советским пограничным катером. Рыбаков благополучно посадил поврежденный истребитель.         
          В 1954-1956 годах  над Японским морем и Беринговым проливом  были сбиты еще 3 самолета-разведчика ВМФ США «Нептун», экипажам которых тоже очень не повезло.
          В ноябре 1954 г. два МиГ-15 из смешанного авиакорпуса генерала И.И. Пстыго  подбили четырехмоторный B-29 в районе острова Танфильева (Южные Курилы). Самолет, дымя и отстреливаясь, ушел в сторону Хоккайдо и  (по данным разведки), упал и разбился возле  д. Ноккегун.
     Американцы пустили в дело новейшие RB-47 (разведывательную модификацию реактивного бомбардировщика  B-47 «Стратоджет»). В районе островов Беринга на Камчатке парой МиГ-15  был сбит первый подобный самолет. Экипаж пропал без вести. Советские летчики  капитан В. Коротков и лейтенант Н. Сажин  из авиакорпуса генерала И.И Пстыго были награждены орденами.
      Это была последняя потеря американцев в 50-е годы на Дальнем Востоке, но она отнюдь не означала прекращение разведывательных полетов возле советских границ. С появлением более совершенных средств воздушной разведки настала следующая фаза «холодной войны», показавшая слабость советской ПВО.
 На вооружение  США были приняты реактивные высотные самолеты-разведчики Локхид U-2 и Мартин RB– 57А (модификация английского бомбардировщика «Канберра»)  с потолком  в 20 тыс. метров. Имевшиеся на вооружении советской ПВО истребители –перехватчики МиГ-17П, МиГ-19С, Як-25, не имевшие ракетного оружия , просто не могли их достать по высоте. В 1957 г. над Приморьем два МиГ-17П пытались «достать» U-2 но безуспешно. 11 декабря 1956 г. в Приморье границу нарушили сразу три высотных самолета-разведчика США. Максимальное удаление нарушителей составило 320 км, общее время  пребывания 1час 15 мин. Ни одна из поднятых групп истребителей-перехватчиков не смогла  достичь высоты полета нарушителей.
   2 марта 1958 г. американский самолет RB-57D в 500 км. северо–восточнее Владивостока вошел в воздушное пространство СССР  и со скоростью 800 км/час прошел  по маршруту
Великая Кема – Советская Гавань – Комсомольск - на-Амуре – Свободный -Благовещенск-Биробиджан-Хабаровск и, пробыв над нашей территорией 4 часа, вышел в нейтральные воды в районе бухты Ольга. Общая протяженность маршрута составила 3200 км с заходом в глубину территории СССР 960 км. Для перехвата нарушителя  по всему маршруту поднимался 51 истребитель МиГ-17П, МиГ-19,Як-25.В районе Хабаровска в нарушителя самолетами МиГ – 19 было выпущено 14 снарядов 37 и 23 мм - безрезультатно.
До ноября 1959 г. в СССР фактически не было надежного «щита» над головой и высотные разведчики летали над территорией  Союза практически безнаказанно. И только после появления ЗРК С-75 «Десна»,(в 1960 сбившего U-2 пилота Г. Пауэрса  возле Свердловска)  и перехватчиков Су-9, МиГ-21П, Як-28П с потолком  свыше 20 тыс. метров, имевших на вооружение ракеты «воздух-воздух», эра высотных и глубоких прорывов закончилась. Тем не менее 30.08 . 1962 г. один U-2 нарушил границу возле Южно-Сахалинска, а 28.10.1962 г. в разгар Карибского кризиса, другой U-2 углубился на советскую территорию на 350 км в районе Чукотки (мыс Шмидта) на высоте 21 тыс. метров. Поднятые по тревоге с аэродромов Анадырь и Урелики 2 Миг-19П и 2 Миг-17 ПФ, из-за недосягаемости по высоте, перехватить цель не смогли.
  В июле 1968 г произошел совершенно невероятный инцидент с американским пассажирским самолетом DC-8 компании « Сиборд Уорлд», который, имея на борту более сотню военнослужащих  армии США, нарушил границу в районе Курил. В воздух были подняты два перехватчика, которые попытались принудить «дуглас» к посадке, но удалось его посадить на  военном аэродроме о. Итуруп только после того, как подошла еще пара перехватчиков. После расследования  всех обстоятельств происшествия самолет, экипаж и пассажиры были переданы властям США.
        В 70-е годы обстановка  в дальневосточном небе резко изменилась из-за конфликтов с  Китаем. На Дальний Восток было срочно переброшено несколько авиадивизий и зенитно-ракетных бригад, серьезно усилен радиолокационный контроль. Нарушения границ со стороны Китая были многочисленны, хотя и кратковременны. Вдоль границ постоянно летали китайские истребители, а позднее и бомбардировщики  Н-6 (Ту-16) с ядерным оружием на борту. Часто нарушали границу и китайские вертолеты, высаживавшие разведгруппы, многие из них не возвращались назад. Производился и массовый запуск аэростатов с листовками.
  В 1975 г. расчету ПЗРК «Стрела-2» удалось сбить китайский истребитель И-7.Последнее нарушение советско-китайской границы было зафиксировано 30.08.1990 г., когда китайский МиГ-19 , пилотируемый старшим лейтенантом Ван Боюй совершил посадку на аэродроме Кневичи в Приморье. Самолет и пилота уже 30.08.вернули в Китай.   
     В шестидесятых - семидесятых годах  нарушать границы СССР изредка могли только самолеты Локхид SR-71 с максимальной скоростью 3500 км/час, но с появлением истребителей МиГ-25 и зенитно-ракетных комплексов С-200  они «переключились» на КНР. Последнее крупное нарушение советских границ произошло в районе Сахалина, когда перехватчиком Су-15 был сбит  южнокорейский «Боинг-747».
    С завершением «холодной войны» у американцев отпала необходимость в ведении стратегической воздушной разведки вдоль дальневосточных границ (достаточно спутниковой группировки)и сейчас уже мало кто помнит о тех событиях, которые описаны в этой статье.   

(В статье использованы  материалы журналов "Авиация и космонавтика" и "Мир авации")