Другу моему

Вячеслав Гизунов
       Другу моему – гвардейскому инженер-старперу  и неувядающему умнице-отставнику Геннадию Романовичу – поклон и привет ! Намедни были у меня твои «молодые орлы» , которых , как я понял , ты прислал ко мне «для уточнения профессиональной ориентации» , уверенно зная , что при всех моих житейских недоборах и утратах  «профессиональный нюх» свой я не только не утратил , но и – сумел развить его  точность «до четвёртого знака после запятой» (говоря по-кремлёвски – «до нано-уровня»!)…
       Не стану описывать тебе наш «сейшен» в деталях и нюансах , поскольку «орлы» верняком успели уже тебе обо всём доложить . Отмечу только , что ты прислал ко мне не молодых офицеров , а – «молодняк при погонах» , и не молодых военных инженеров , а – «молодняк при дипломах» . При всём при том – молодняк несомненно умный и грамотный , но !... Но – «ни разу» не ВОСПИТАННЫЙ и не ОБРАЗОВАННЫЙ ! Ты ведь понимаешь – ЧТО я имею ввиду ?! Точно так же ты понимаешь и то , что на тему ВОСПИТАНИЯ и ОБРАЗОВАНИЯ  я  с твоим молодняком ни словом не обмолвился , потому что… 
       Мы с тобой и наши сверстники , однокашники и соратники с курсантских погон хорошо помним , что понятие – ВОСПИТАНИЕ берёт своё начало от фразы : «ВО – СПИТ ! А НЕ то . что некоторые…». То есть – воспитание начинается с «умения – спать» (отдыхать , не причиняя своим отдыхом беспокойств окружающим) , безоговорочно предполагая , что  человек , умеющий достойно вести себя «во сне» (на отдыхе) , не менее достойно ведёт себя и во всех остальных проявлениях жизни и профессиональной деятельности . Завершающим этапом ВОСПИТАНИЯ является ОБРАЗОВАНИЕ , то есть  - приобретение , методом воспитания и обучения , достойного ОБРАЗА  МЫСЛЕЙ и соответствующего ему достойного ОБРАЗА ДЕЙСТВИЙ , из чего , с возрастом и опытом , складывается достойный же  ОБРАЗ  ЖИЗНИ . (Помнишь полковника Васина ? «Свобода есть ОСОЗНАННАЯ необходимость  РАЗУМНОГО самоограничения в каждой мысли , в каждом слове , в каждом деле – ВО ВСЁМ , от первого до последнего вздоха !»). Нам с тобой всё это известно «тыщу лет» , но рассуждать на эту тему с любым из представителей нынешнего «молодого поколения» - всё равно , что рассказывать им о цифровом телевидении на древнеборейском пра- языке ! … 
       Впрочем… Как знать – может быть  как раз уже для наших первопращуров –борейцев все наши нынешние и грядущие «цифро-нано-достижения»  были чётко предвидимыми последними стадиями интеллектуальной деградации человечества…  Деградации ЕДИНОГО ВСЕПЛАНЕТНОГО САМОДОСТАТОЧНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ в Единый Всемирный беспардонный Рынок мыслей , слов и дел , значимость и стоимость которых определяется не ВСЕПЛАНЕТНЫМ БЛАГОМ , а Всепланетным Дефицитом Самоуважения и Здравого Смысла…
      Прищурился… фыркнул недовольно… выматерился  полушёпотом… Знаю я тебя – «насквозь»! И – помню твоё давнишнее : «Тебе бы , командир  - настоятелем  в монастырь , а не -  начальником  на военную стройплощадку !»…  Ты ведь всю жизнь гордился своими родителями и учителями , так и не дав себе труда понять – ПОЧЕМУ для меня  родители и учителя  всегда были «более чем рядом» , всегда  -  ЕДИНЫМ  ЦЕЛЫМ , определяющим и направляющим РУСЛО  ЖИЗНИ…  А ведь – именно поэтому и ты , и Михей , и Саня – из года в год - присылаете ко мне «для постановки знака качества» своих лучших  выучеников , которых я , при всём моём уважении ко всем вам , воспитанными и образованными назвать не могу. Умные? – Да! Грамотные? – Да!  Но – и только… Из года в год… Именно вот это «из года в год» и усадило меня нынче за клавиши кейборда , буквально вынудив меня «расставить все точки над i» в наших , неизменно дружеских  (и – неизменно  бойцовских!),  «кафешных и трубочных диалогах»…
        Вспомни начало своей профессиональной карьеры…  Молодой самоуверенный инженер-лейтенант с откровенной тоской во взгляде выслушивает «вводную» от своего , первого в профессиональной жизни , командира .  И – те же глаза , но – почти «квадратные» , когда , в завершение «вводной»  , прозвучало : «Вот Вам один из АС-альбомов , уже прошедший  стадию  реализации . Ваши преподаватели наверняка не раз  говорили вам всем , что завершённый строительством объект – всегда и везде! – в той или иной степени отличается от проектной первоосновы . Я поручаю Вам , лейтенант , установить фактический уровень реализации этого альбома и переработать проектные чертежи – в исполнительные. С приложением письменного комментария  о целесообразности и качественном уровне произведенных нами  изменений проектных решений . Ваше реальное место в нашем коллективе будет определено по результатам  исполнения Вами этого  задания. У Вас , по ходу  этой работы , вполне естественно появится много вопросов , на которые Вам охотно и обстоятельно ответят наши офицеры , и я – в первую очередь .  В зависимости от того  - КАК , О ЧЁМ и КОГО Вы будете спрашивать – будут  определны  и уровень Вашей профессиональной подготовки , и степень  Вашего  соответствия той должности , которая определена для Вас нашим штабом. На всё про всё даю вам месяц .»…
        Это только потом , пару лет спустя , ты – на «сабантуе» по поводу своего дня рождения –  скажешь своей боевой подруге : «Посмотри на нашего командира ! Вот – человек , который знает нас всех не хуже наших родителей и жён !... А, может даже и – лучше…».  Всё бы ничего , да вот ведь  - сидящий за вашим праздничным столом командир был старше самого молодого из вас всего-то на 7 лет!... Хотя , судя по званию и должности, должен был быть существенно «более старым»… И тогда , да и –теперь , мало кто , кроме замполита и зама по тылу  , мог бы рассказать – «каким чудом» ваш командир в начале своей карьеры дважды «перепрыгнул через звёздочки» .  Зато и ты , и Михей , и Саня очень хорошо знаете и помните – КАК закончилась командирская карьера  и ЧЕГО это  стоило вашему командиру… Да , так – к чему  это я ?!... А – вот…
        Матушка моя (светлейшая ей память!) всегда и всем , при случае , говорила обо мне : «Он у нас - не от мира сего !» . Тому было много причин , но главных – всего три . Я , начиная с детских игр и кончая сугубо профессиональными «достижениями» , никогда не делал и не делаю того , чего не понимал и не понимаю . Это – первое. В беседах с окружающими – от малышни до «патриархов» - я меньше всего обращаю внимание на то , ЧТО говорят. Для меня важнее важного – КАК говорят. Это – второе.  Для меня все люди делятся не на мужчин и женщин , не на молодых и старых и не на «белых» и «цветных» - для меня все люди делятся на «мастеров» , у которых «руки растут из головы» и «безнипричёмных» , у которых «руки растут из задницы». Это – третье. Правда , встречались на моём жизненном пути ещё и вовсе «безголовые» и «безрукие» , но , слава Богу – нечасто и в очень небольших количествах. Если к этому добавить , что родительскими стараниями  я с детства живу по формуле : «Сказано – сделано!» -  нетрудно понять , насколько непросто и напряжённо строились всю жизнь и строятся до сих пор мои взаимоотношения «с миром сим». Ну и , наконец , ипостась «коренника» в военно-строительной «упряжке» надёжно и безвозвратно «отформатировала» меня в алгоритме «Я – отвечаю ЗА ВСЁ И ЗА ВСЕХ!». Кто , как не вы , мои старые и верные друзья , знает и помнит : на «моих» объектах даже «московские генералы» отдавали команды работающим ( если в этом была необходимость) только через меня ! И ведь – именно поэтому в нашей «команде» была не раз отмечаемая «верхами» и сопровождаемая предпраздничными премиями «нулевая текучесть кадров при максимальной производительности труда»! За 13 лет моей работы во главе нашей «команды» люди от нас уходили только на пенсию или по состоянию здоровья ! Вам ли не знать и не помнить – от скольких и КАКИХ «кирпичей» надёжно  укрывал  ваши головы  «командирский бушлат» ?!
        Я – не для хвастовства  пишу тебе об этом , и ты это прекрасно понимаешь. Ты и сам – «недалеко от меня ушёл». Да и Михей с Саней – «где-то очень рядышком». А – почему ? Да – потому , что мы были ТАК ВОСПИТАНЫ И ОБРАЗОВАНЫ  не только родителями , школами и ВУЗами , но и – ТОЙ СТРАНОЙ , на руинах которой безадресно и бессистемно пытаются найти  свои места наши никудышно воспитанные и никчёмно образованные  «потомки».  Вот теперь – самое время озвучить ГЛАВНОЕ  : это ведь У НАС , В НАШИХ ДОМАХ ИВ НАШИХ СЕМЬЯХ ОНИ ВЫРОСЛИ – ТАКИМИ ! Я сознательно не употребляю  слов – «В нашем нынешнем государстве» , потому как ГОСУДАРСТВОМ в нашей многострадальной России  – с Горбачёвских треклятых лет! -  даже и не пахнет ! НЕ БЕЗ НАШЕГО УЧАСТИЯ – «НЕ ПАХНЕТ»! Это ведь МЫ , лениво рассудив , мол , «хуже уже не будет» , да и – понимая , что конкретно  помочь своим детям и внукам мало чем можем , «отпустили вожжи» и отправили их «в свободное плавание по морю жизни» на поиски «райских островов»! А о том , что на этих «островах» давным-давно полным-полно «двуногих хищников» , умеющих превращать охотников в дичь , мы как-то так , по привычке к «колхозному» образу жизни , задуматься не посчитали нужным…  Вот и вернулись наши «мореплаватели» к родным порогам побитыми-помятыми , до икоты перепуганными и хоть тем довольными , что – живы остались ! А в домах-то их родных, ко времени их возвращения , нестарые ещё старики и старухи сидят на нищенских пенсиях и – без малейших надежд  хоть на какие-нибудь продолжения своих трудовых биографий! А жить-то – надо ! Детей рожать и выращивать – надо ! На помощь  государства рассчитывать – чистейшей воды идиотизм , потому что  ГОСУДАРСТВА , КАК  СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ  СТРАНОЙ , равно как и СИСТЕМЫ  ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ граждан этой страны , у нас не стало со времён «Царя-комбайнёра» , нет нынче и на ближайшие четверть века – не предвидится !
      В Кремле и «на местах»  обосновались  «бригады надсмотрщиков за хищниками с райских островов» , предпринимающие  маловразумительные попытки заставить этих «хищников» работать на благо страны и общества , породивших этих «хищников»!  Предел мечтаний этих «надсмотрщиков» -  отформатировать , с помощью интернета и масс-медиа , наше сознание в алгоритме  «а мне чужое горе – не указ!» , натравить нас друг на друга в большом и малом , а затем – «в полном соответствии с принципами демократии» - обложить нашу «самодеятельность»  налогами  и – благоденствовать , пощёлкивая «правовыми  кнутами» и уверенно улыбаясь в телекамеры !  На завершающем этапе этой  «модернизации общественного сознания» перед  нашей, евродичающей на глазах , наукой  будет поставлена задача : безболезненно и незаметно активизировать  в геноме каждого человека  издревле присущий ему , но замордованный до комы «совковой» моралью  ген «хищника-охотника»  , предварительно научив «надсмотрщиков» быстро включать или отключать этот ген по мере необходимости . Вот тогда-то  у наших «надсмотрщиков» и появится «козырная» возможность  заявить «Urbi et Orbi» , что Россия  достойна  не только вступления в ВТО , но и имеет полное право войти в состав Соединённых Штатов Еврамерики или , скажем , Амеревропы !  Ну , а о том , что «Евроссия» или «Амероссия» - это ВЕЛИКАЯ некогда ДЕРЖАВА , изувеченная  и по горло загнанная в евроамериканское  дерьмо безголовыми руками своих «надсмотрщиков» … Об этом уже сегодня  уже наши внуки понятия не имеют – стараниями тех же «надсмотрщиков» , на диво упорных – как и все недоумки ! -  в достижении поставленной ими перед собой цели !
       Через пару десятков лет наши внуки достигнут нынешнего возраста своих родителей , много чему научатся , приобретут немалый опыт благополучно-драчливого жития в «хищно-охотничьем» мире и – почему бы и нет?! – будут сознательно гордиться статусом «достойных граждан МИРА»! Если и вспоминая о своих «корнях» , то – только на «сейшенах», между вторым и третьим стаканом без зАкуси ! Наши могилы зарастут травой и будут  «перепаханы» по соображениям  экономической целесообразности , потому что посещать их и ухаживать за ними нашим потомкам будет некогда : «Время – деньги»!  Кстати – вспомни : а ты сам – когда был на родительской могилке последний раз ?!  Насколько я помню , твои родители (светлая им память!) похоронены  где-то под Устюгом Великим… Не ближний свет , но ведь – родители же…  А?!... В моём вопросе нет ни буковки упрёка или подначки хотя бы потому , что на могилку к своим родителям (светлая им память!) , даром , что похоронены они у меня «под  боком», я приезжаю не чаще одного раза в год – на троицкую субботу…  Мои дети живут и трудятся за сотни и тысячи вёрст от меня и поклониться  предкам просто не имеют возможности … А мои внуки – те и понятия не имеют о месте захоронения своих предков , потому как  и меня-то знают только по голосу в трубке… Не говоря уже о правнуках…  НО ! Но и в этом  - «мемориальном» - случае , как и во всём остальном , я считаю – и буду по край жизни считать ! –  ЭТО МЫ ВЫРАСТИЛИ ИХ ТАКИМИ ! Выбитые из сёдел «перестроечной  кувертью» , лишённые привычных ориентиров на житейских маршрутах , злые на всех, кроме себя , мы , тем не менее , не имели права лишать своих детей «штурманского обеспечения» и всех , доступных нам, видов поддержки!!! Лишили – по «совковой» дурости своей ! - и имеем то , что имеем : «безруких» солдат  и работяг (во всех сферах производства!)… бестолковых инженеров … полубезграмотных писателей и журналистов … никчёмных отцов и матерей … никому не нужных полубеспризорных детей…  доведенных до полной нищеты стариков и старух … избранных между двумя похмельями НЕВОСПИТАННЫХ И НЕОБРАЗОВАННЫХ депутатов и кремлёвских «надзирателей» во главе безголово разрезанной на куски страны…
       Сколько бы матерков ни обрушилось от тебя на мою голову , я приму их спокойно и достойно , будучи твёрдо уверенным , что меня материт старый друг , недовольный формой , но – не содержанием! – моего открытого  обращения к нему.  Ведь «Мы с тобой – одной крови – ты и я !». Не так ли , Ген-Романч?!...  Мои искренние поклоны и приветы – всем , кто находится в поле твоего зрения . Крепко жму твою инженерно-старперную руку…  Я .