Русь уходящая

Александра Плохова
  «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа».
                Павел Корин


23 июля 2010 года исполняется 100 лет со Дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в миру - Извекова Сергея Михайловича.

Обойти молчанием эту Дату я не могла, так как по семейному преданию наша ветвь рода Плоховых и род Извековых находились в свойственных или родственных отношениях.
 
В преддверии знаменательной Даты я хочу рассказать о малоизвестном факте из жизни Святейшего Патриарха - о многолетней дружбе Патриарха Пимена с великим русским художником Павлом Кориным - представить свидетельства добрых отношений двух знаменитых личностей России.

                ***
Когда, пять лет назад, мне удалось получить роскошный подарок, о котором мечтала, - уединение, я принялась за изучение истории нашего рода и стала записывать семейные легенды и предания. Тогда же мне в книжном магазине, куда я часто заходила, предложили только что вышедшую книгу «Патриархи Московские».
В книге, одобренной Издательским Советом Русской Православной Церкви, представлены биографии, деяния и проповеди всех пятнадцати  Патриархов Русской Православной Церкви со времён установления на Руси в1589 году Патриаршества, от святителя Иова до Патриарха Алексия II.
Составитель книги – Н.Н. Лисовой.

(Считаю очень важным с благодарностью привести несколько слов об авторе (из Википедии):
 
 "Николай Николаевич Лисовой - российский историк Церкви, исследователь, писатель, публицист, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества (с 1974 года), в настоящее время - заместитель председателя ИППО. Член Союза писателей России (1992). Имеет учёные степени доктора исторических наук и кандидата философских наук.")

В биографии Патриарха Пимена моё внимание привлекли следующие строки:

 «...В мастерской художника Павла Корина сохранились этюды и эскизы задуманной им в те годы великой картины: крестного хода, выходящего из царских врат Успенского собора и вбирающего в себя всех лучших людей церковной России.
В центре композиции — три Патриарха, современники Корина — Тихон, Сергий, Алексий. Справа, в первом ряду, фигура молодого иеромонаха, пронзительно смотрящего прямо нам в глаза — будущего Патриарха Пимена.

По свидетельству очевидцев, иеромонах Пимен нередко бывал в начале тридцатых в мастерской Павла Дмитриевича. Пройдет тридцать лет, и митрополит Пимен возглавит в Новодевичьем монастыре отпевание великого русского художника.
 
«Русь уходящая» — так должна была называться его неоконченная картина. Но потомственный палешанин, глубоко верующий человек и гениальный художник, Корин, по какой-то таинственной, нечеловеческой интуиции делает практически главным героем своей картины молодого Пимена. Лик церковной России — Руси Восходящей....»

 (Книга - «Патриархи Московские», Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», М., 2004).

Я, естественно, заинтересовалась отношениями двух знаменитых людей России. Мне захотелось немедленно увидеть картину и узнать историю её создания, но я была далеко от Москвы и музея Корина – пришлось подождать до поры, до времени.

                ***
Задуманная П. Кориным «Русь уходящая» — полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник, холст этот и поныне стоит в мастерской-музее художника на Пироговке, 16.

Идея создания картины родилась в 1925 году.
 
Умер Патриарх Тихон. В Москву, к Донскому монастырю, стекались людские потоки со всех краёв России. День и ночь шла молчаливая, удручённая православная Русь. Шли крестьяне, городские обыватели, духовенство, учёные, писатели и художники, среди которых - Павел Дмитриевич Корин и его учитель и друг, Михаил Васильевич Нестеров.
 
Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. Возникло желание запечатлеть столь величаво-трагический исход, сохранив для будущих поколений образы и характеры этих людей.
Художник остро ощутил глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила.
Именно в этом уходе представлялось ему будущее художественное полотно.
Реквием! В душе звучит реквием.
- Так будет называться картина! – решает Павел Дмитриевич.

Четверть века, с перерывами, трудился художник над созданием эскиза будущей картины.
Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до завершения в 1959 году эскиза ее композиции. Это были уже вполне самостоятельные, мастерские портреты, общее число которых достигало нескольких десятков.
Корин предполагал назвать картину «Реквием», но при встрече с Горьким, посетившим его мастерскую, согласился с его советом дать другое название – «Русь уходящая».
Нужно представить себе ситуацию в России тех лет, чтобы понять трудности художника, задавшегося подобной целью.

К этим годам относится знакомство будущего Патриарха с художником Кориным.
 
                ***
Близкий к семье Кориных искусствовед Вадим Валентинович Нарциссов сохранил бесценные воспоминания, написанные в 1990 году – в год кончины Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Я привожу их ниже полностью:
 
                Воспоминание о Святейшем

Усопшего Первосвятителя России Патриарха Пимена и замечательного русского художника Павла Дмитриевича Корина связывала многолетняя и добрая дружба. И неудивительно. Тот и другой жили духом, храмом, оба понимали жизнь как духовный подвиг. Хотя поприще у каждого было свое, но одна нива — Господня; оба были добрыми сеятелями на ней. Будучи ревностным церковным христианином, Павел Корин, как и подобает одаренному русскому человеку, считал свой талант живописца даром Божиим, а само творчество воспринимал как служение, требующее в наш нелегкий век подвига.

Среди наиболее духоносных образов знаменитого Коринского «Реквиема» (известного еще под названием «Русь уходящая») особо выделяется один из двух громадных этюдов, которые сам художник называл «басы-профундо». Этюд называется «Двое»; изображены — молодой иеромонах и епископ. Однако внимание зрителей неизменно приковывается к образу иеромонаха, вдохновенно взирающего на нас с полотна. Духовная сила, источаемая этим образом, очевидна; фигура епископа служит лишь фоном для него. В облике рядового в те дни иеромонаха легко угадываются черты будущего Патриарха Пимена (Извекова).
 
Идейным и композиционным центром всей огромной картины является триумвират Патриархов — это столпы русского Православия XX века: Святейшие Тихон, Сергий, Алексий, окормлявшие паству России с 1917 по 1970 год.
Нужно было быть Павлом Кориным, чтобы в 1935 году в образе 25-летнего тогда иеромонаха Пимена прозреть четвертого Патриарха, поставив его фактически на передний план грандиозной многофигурной композиции.

Ныне здравствующая Прасковья Тихоновна Корина, вдова художника, отлично помнит те дни. Иеромонах Пимен приезжал в мастерскую на Пироговку. Всецело подчиняясь воле художника, он замирал, позируя. Писать эту необычную, тогда весьма эмоциональную натуру было непросто; этюд потребовал многих сеансов.
 
Сейчас трудно представить условия жизни православного духовенства в России тех дней, тем более монашествующего. Жизнь, вернее, житие будущего Патриарха не составляло исключения — оно было нелегальным. Однако плод многотрудного творчества художника оправдал все усилия — образ молодого иеромонаха Пимена стал одной из самых крупных жемчужин в галерее образов «Руси».

К сожалению, точно неизвестно, когда и как произошло знакомство художника с будущим Патриархом.
В одной из записных книжек Павла Дмитриевича Корина сохранился уникальный рисунок 1920-х годов: изображение юного монаха, дирижирующего хором. Рисунок подписан самим художником: «Молодой монах. Регент. Церковь св. блаж. Максима Московского, чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года. Павел Корин».
Рукой вдовы художника в аннотации сделана надпись: «Будущий митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен», а еще позднее добавлено: «затем Патриарх Московский и всея Руси...»

С годами дружба художника и будущего Первосвятителя и взаимная привязанность возрастали. Встречи, во всяком случае, домашние, не были часты, но потому и не становились обыденными. Встречались в Переделкине, на даче у общих знакомых Георгиевских. Несколько раз, уже в бытность митрополитом Крутицким и Коломенским, Владыка Пимен навещал друга-художника в его мастерской на Пироговке, и супруги Корины бывали в резиденции митрополита Пимена в Лопухинских палатах Новодевичьего монастыря.
В огромной коллекции пасхальных яиц, ежегодно выставляемой Прасковьей Тихоновной на Красной неделе, есть и несколько яиц от Пимена.
 
В последние годы жизни  Корин на праздничные всенощные ездил в Елохово и, подходя к Владыке Пимену под елеопомазание, неизменно слышал от слегка склоняющегося к нему святителя: «С праздником, Павел Дмитриевич. Машина ждет Вас у алтаря».

Промыслом Божиим славный художник и гражданин России Павел Корин удостоился царственного архиерейского отпевания в Успенском соборе Новодевичьего монастыря. Возглавил это отпевание митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в сослужении тогда еще епископа (ныне митрополит) Волоколамского Питирима. Над телом усопшего митрополит Пимен произнес незабываемое «Слово похвальное» художнику-подвижнику и доброму русскому христианину рабу Божию Павлу. Владыка Пимен прочитал и возложил тогда в руки новопреставленного Павла разрешительную молитву.

Прошли годы. Дом народного художника Павла Корина превратился во всемирно известный музей, один из ярких духовных очагов современной Москвы и России.
Автору этих строк выпало счастье служить в Коринском доме с первых дней создания музея.

Соблюдая добрую традицию, на праздничные всенощные я частенько приезжал в Елохово и, подобно тысячам других, стремился подойти под елеопомазание к Святейшему Патриарху Пимену. Друзья мои часто замечали, как вдруг лицо Святейшего озарялось мгновенной улыбкой. На их вопрос: «Что ты ему сказал?» — я уклончиво отвечал: «Поздравил с праздником». Ныне можно открыть секрет: поздравляя с праздником, я передавал поклон от Прасковьи Тихоновны, от дома Кориных...

                В. Нарциссов
                (Журнал Московской Патриархии, № 8, 1990)

  СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ПАТРИАРХУ ПИМЕНУ!

  СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ДРУГУ ЕГО – РУССКОМУ ХУДОЖНИКУ ПАВЛУ КОРИНУ!

Изображение эскиза картины «Русь уходящая»: http://korin.webzone.ru/bio/russia.htm