Последние каникулы. Ч. 5. Гл. 7 Луиза де Приньян

Алена Ушакова
Луиза де Приньян

- Она проснулась!
Солнечный свет за нежно розовой тканью балдахина, ослепивший Женю, не скрыл присутствия девушки, вскрикнувшей от удивления при виде ее пробуждения. Девушка, видимо, - служанка, выбежала вон, и через несколько минут  в комнату, в которой на кровати под балдахином лежала Женя, вошла богато одетая молодая дама. Она осторожно откинула балдахин и села напротив изголовья Жени на мягкую обтянутую шелком скамеечку.
Женя подтянула меховое одеяло до самого подбородка и теперь взирала на даму с удивлением.
- Где я?
- Не беспокойтесь, Джейн. Я ваш  друг.
Они помолчали некоторое время. Женя с откровенным любопытством рассматривала хозяйку дома, в котором неизвестно каким образом нашла приют. Дама была одета так, как будто собиралась в дорогу. Меховой плащ не скрывал, впрочем, изысканного туалета -  атласного платья нежно – фиолетового оттенка, украшенного вышивкой из  бисера и драгоценных камней. Красоту тщательно уложенных в высокую прическу белокурых волос и нежной шеи дамы также подчеркивали драгоценности – колье и  диадема. Лицо дамы сияло гармоничной торжествующей красотой – карие глаза, умело оттененные краской, прямой небольшой нос, родинка над губой.
- Вы все еще меня не узнаете, Джейн? – лукаво усмехнулась дама, выронив из рук перчатки тончайшей кожи.
- Вы… - начала догадываться Женя.
- Мы виделись с вами несколько месяцев назад на приеме в королевском замке Шато – Флери,  вспоминайте, - дама улыбнулась, не нагибаясь,  она легко подхватила упавшие  перчатки.
- Вы… - силилась Женя  вспомнить имя дамы, о муже которой ей что-то рассказывал принц Этьен де Флер на том единственном памятном приеме.
- Мое имя – графиня Луиза де Приньян, - смилостивилась, наконец, дама. – Сейчас мы находимся в особняке, принадлежащем моему мужу. Мы прибыли в Реймс в ожидании Королевской встречи…
Упоминание об этом событии неожиданно наполнило девушку тяжелыми воспоминаниями – все произошедшее прошлой ночью на ярмарочной площади Реймса ожило в ее памяти.
- Вы побледнели, вам не стоит переутомляться, - забеспокоилась графиня, - не волнуйтесь и не отвечайте, если вам трудно. Вы еще слабы. Наверное, рана на ноге  дает о себе знать. Прилягте, вот так.
Она заботливо укрыла Женю одеялом и помогла ей опуститься на подушки.
- Как я попала сюда? – спросила девушка.
- Вы не помните события прошлой ночи? – удивилась графиня. – Я встретила вас поздней ночью одну на какой-то глухой улице.
- Но как вы меня узнали? …И почему вы мне помогаете? – продолжала спрашивать Женя.
В это время дверь в комнату медленно отворилась, и девушка, которую Женя уже видела, краснея от испуга, обратилась  к графине со старательно заученными словами:
- Ваше сиятельство, его сиятельство граф спрашивает, не соблаговолите ли вы сказать, когда изволите покинуть свои покои. Экипаж подан полчаса назад, его сиятельство уже с четверть часа ждет вашего выхода на морозе…
- Что за глупости! – вдруг гневно воскликнула дама, от нежного спокойствия и дружелюбия которой при упоминании о муже не осталось и следа. – Я соблаговолю выйти тогда, когда посчитаю нужным. Пусть ждет!
Служанка моментально исчезла, закрыв за собой дверь.
- Джейн! – нежным голосом обратилась графиня к Жене. Последняя при этом пребывала в полнейшем удивлении, как быстро переменилось настроение ее хозяйки. – Отдыхайте! Мой лекарь сказал, что ваша рана не опасна. Сейчас мне нужно идти, нас с мужем ждут на приеме в епископском дворце.
От взгляда Жени не укрылось, как при упоминании о муже дама вновь поморщилась, и ее лицо на краткий миг приобрело выражение, близкое к отвращению.
- Но, ваше сиятельство, вы понимаете, мое присутствие в вашем доме может быть… - несмело начала Женя.
- Ах, не бойтесь, я лично не поверила утверждению разных людишек, вроде… - здесь графиня запнулась, - …что вы ведьма. Не беспокойтесь, ваше имя в обществе Шато – Флери давно не упоминалось… Все они – эти господа и дамы уже прибыли в Реймс и потеснили обывателей города в их скромных домишках. Слава богу, мне не приходится делить свой дом, вернее его половину, с кем бы то ни было. Не беспокойтесь, кроме меня и моих верных служанок, никто, даже муж мой, не имеет права сюда входить. Все, довольно вопросов. Я скоро вернусь.
Графиня встала,   быстро надела перчатки на свои нежные руки, скрыв из виду многочисленные кольца, которыми были унизаны ее тонкие пальчики, и, оглянувшись, уже у двери произнесла:
- О, Джейн, вы были вчера так очаровательны, явившись на доски. Вы самая смелая девушка, какую я знаю.  Я сразу узнала вас. Но не бойтесь, я никому не расскажу...
Дверь за дамой закрылась. Женя не знала, что и подумать. Ее мучили десятки вопросов. Что сталось с Этьеном? Где ее друзья? Что делать дальше? Но сил встать  и самой попытаться найти ответы не было. Поразмышляв некоторое время, Женя уснула. Ей ничего не снилось, но спала она плохо, сердце мучили неясные предчувствия. Девушка проснулась только под вечер. Служанка графини помогла ей привести себя в порядок, принять ванну (которой служила большая окольцованная бронзовыми обручами деревянная бочка), накормила ужином.
- Ее сиятельство ждет вас, - сказала в заключение трапезы служанка и проводила девушку в комнату, служившую ее госпоже будуаром.
Вступив в будуар богатой дамы и почувствовав уже знакомый аромат духов, Женя оказалась в царстве фиолетового цвета – стены комнаты обтягивал фиолетовый шелк, пол устилал ковер ручной работы того же цвета, и сама хозяйка - графиня де Приньян  в одеянии фиолетового оттенка возлежала на диване в подушках, вышитых фиолетовыми нитками. В будуаре в отличие от комнаты Жени, было жарко, даже душно. Графиня, которая не сразу заметила гостью, энергично обмахивалась веером из перьев неизвестного пернатого, соединенных тонкими позолоченными пластинками. Длинные волосы вьющимися прядями рассыпались по плечам графини,  взгляд ее карих глаз был задумчив.
- Вы звали меня, ваше сиятельство? – спросила Женя.
- О, Джейн, рада видеть вас в здравии и бодрости, - оживилась графиня и тут же без церемоний усадила девушку рядом с собой на диванные подушки.
- Какие заморские фрукты вы любите, Джейн? – носком  в парчовой туфельке, напомнившей Жене  балетки, дама подтолкнула стоящий прямо на полу позолоченный поднос с виноградом, апельсинами, киви и еще какими- то неизвестными девушке плодами. – Кушайте, такого и в Шато – Флери не подают,  мужу это доставляют раз в полгода купцы, путешествующие по всему свету.
Но Жене не хотелось есть.
- Какие новости в городе, ваше сиятельство? – спросила она.
- Бросьте церемонии, моя дорогая! Зовите меня просто Луизой. Представьте, мне это будет приятно, так меня никто не называет. Уже несколько лет я не позволяю никому так себя называть. Вы первая. – Луиза де Приньян улыбалась уже знакомой Жене улыбкой женщины, которая по праву своей красоты и молодости чувствует себя королевой.
На миг Жене вдруг показалось, что она в гостях у своей старшей подруги, они уединились в девичьей комнате и делятся маленькими  девичьими секретами. От этого ощущения стало легко, и Женя обратилась к графине просто - уже почти как к подруге:
- Так все же, Луиза,  что нового  в городе?
- В том-то и дело, что никаких новостей, только слухи, но один удивительнее другого, - нахмурилась графиня.
- Что случилось? – почти задохнулась от нетерпения Женя.
- А почему вас так интересует происходящее в городе? – усмехнулась Луиза. – Все же это удивительно, что вы здесь оказались. Я была так поражена, когда узнала вас среди этих вагантов! Все эти важные господа на приеме у епископа только об этом представлении на ярмарочной площади и говорили. Не бойтесь -  вас узнала только я. Никто из парижских господ, конечно же, не предается таким забавам, как посещение выступлений бродячих актеров. Только я, переодевшись в платье горожанки, посетила площадь инкогнито.
«Не только вы», - заметила про себя Женя.
- Что только не придумали эти господа, муж вслед за ними повторял этот бред, - продолжала рассказывать графиня, - но я, конечно, не подала виду, что мне что-то известно.
«Почему она ничего не говорит о братьях де Флер, посетивших площадь? Значит, ничего еще не известно!» - задавалась про себя вопросами  Женя.
- Удивительно, поистине удивительно то, что показывали эти ваганты! – качала головой Луиза. – Впрочем, большее изумление вызвало другое. Говорят, что принц Этьен де Флер, объявленный, как известно, сумасшедшим, бежал вчера из монастыря Сен – Реми. Это накануне-то Королевской встречи!
Графиня резко сложила и вновь открыла свой веер.
- Что еще говорят? – быстро спросила Женя. – Что сталось с бедными вагантами?
- Не знаю, - ответила графиня. – Что  вас с ними связывает?
Женя не спешила с ответом, и дама тактично не смела настаивать.
- Говорят, что принц Ричард де Флер, младший брат его высочества принца Филиппа, задерживается в пути и не сможет прибыть в Реймс сегодня, как ожидалось. Все это очень странно!
Графиня замолчала, устремив пристальный взгляд на Женю.
- И то, что вас, Джейн,  я обнаруживаю в этом городишке, - также необыкновенно удивительно.
Неожиданно резво поднявшись с дивана, графиня в считанный миг оказалась у двери, прислушалась, словно боялась, что их могут подслушивать в ее царстве, недоступном даже грозному мужу, затем также стремительно вернулась на свое место рядом с Женей и, схватив ее за руку, прошептала:
- Я давно, еще в Шато - Флери должна была сказать вам, Джейн…
- Что сказать? – удивилась девушка.
Луиза де Приньян вновь задумалась, но, сделав над собой усилие, наконец, заговорила:
- Я не случайно оказалась вчера  на площади, не случайно помогаю вам. Меня об этом просили…
- Кто просил? Неужели, граф Андре Неверский или граф Луи де Шервилль?
- Нет,  этих сиятельных господ я уже много времени  не имела счастья видеть, - резко взмахнув веером, ответила графиня. – А вы знакомы с ними? Как странно! - удивилась графиня, затем, некоторое время помедлив, продолжила.
– Все дело в принцессе Анне... Да, да... Вы знаете, я была ее фрейлиной. Мы были почти подругами. В день своего отбытия в Ирландию, да, в тот день, когда все придворные и ее величественные братья видели Анну в последний раз, она на прощанье сказала мне странные слова. Я не придала им значения, решив, что это переживания молодой девушки, в одночасье ставшей королевой в чужой стране, которую страшит расставание  с родиной, братьями, а, может, и с Луи де Шервиллем…
- Что же она сказала вам, Луиза? – волнуясь, спрашивала Женя.
- Это было в покоях принцессы, я помогала ей одеваться в дальнюю дорогу. Принцесса не спала всю ночь, наверное, плакала, у нее были темные тени под глазами. Может быть, ожидала этого несносного Шервилля, который в то утро как сквозь землю провалился, накануне вечером на пиру его видели, а в утро отъезда королевского кортежа...  Я пыталась подбодрить принцессу, то есть королеву, я и верная кормилица Маргарита… Но тщетно, когда Маргарита вышла, оставив нас одних, ее величество вдруг схватила меня за руку, привлекла к себе и сказала: «Луиза, обещай мне об одном одолжении!»
«Я сделаю для вас все, что угодно», - сказала я.
Королева прошептала: «Может статься, там, в чужой стране, со мной  случится несчастье…».
«О чем вы говорите!» - попыталась успокоить я ее величество.
«Да-да, не спорь, Луиза, я знаю, что говорю. Так вот,  если это случится, здесь во Франкском королевстве появится девушка, похожая на меня как две капли воды. Обещай, что во всем будешь помогать ей, будешь оберегать ее».
- Не может быть! – воскликнула удивленная Женя, - ничего не понимаю!
- И я тоже, но ее высочество откуда-то знала о вашем появлении, Джейн!
- Какая она была – принцесса Анна? Расскажите мне, Луиза, - попросила Женя.
Луиза де Приньян задумалась.
- Какая она была?  Загадочная, - наконец, улыбнулась графиня. – Такая же загадочная, как и вы, Джейн. Я знала ее несколько лет, но, если вдуматься, я почти ничего о ней не знаю, так же, как и о вас.
В этот момент беседа двух дам прервалась робким стуком в дверь.
- Ваше сиятельство, с посыльным принесли письмо от его сиятельства, - раздался голос служанки за дверью.
- Что за глупости! – так же как утром гневно воскликнула графиня. – К чему ему писать мне? И так каждый вечер я вынуждена лицезреть его за ужином.
Решительно раскрыв дверь и не впуская служанку в комнату, графиня выхватила письмо – свиток пергамента  из ее рук. Дверь за служанкой закрылась, а Луиза де Приньян ловким движением растянув свиток, немедленно принялась читать.
- О, боже, - воскликнула она спустя минуту, свиток выпал из ее рук на ковер, а сама молодая женщина опустилась на диван, в отчаянии закрыв лицо руками.
- Что случилось? – испугалась Женя.
- Читайте вслух! – приказала ей графиня.
Подняв свиток и с трудом разбирая почерк пажа графа де Приньян, Женя углубилась в письмо:
- «Ваше сиятельство, моя глубокоуважаемая супруга Луиза! Обстоятельства и события, коих течение воля не наша, а лишь господня, принуждают нас незамедлительно заняться хлопотами по подготовке  спешного отъезда в Париж. Такова воля его высочества правящего принца Филиппа. Все придворные  Шато – Флери  должны сей же вечер, не дожидаясь утра, покинуть город, в котором свершилось злодеяние, - предательски убит средний сын короля Карла Великого – принц Этьен де Флер. Его мертвое тело…»
- Нет! - воскликнула Женя, свиток выпал из рук и слезы полились из глаз.
Луиза де Приньян, уже совладав с чувствами, подняла письмо:
- Ужаснее то, что писано далее!
Женя оцепенела, что может быть еще ужаснее?! Весь день она жила одной лишь надеждой, что принца Этьена спасут, сестра Патриция или какой-нибудь лекарь найдут противоядие или лекарство. Она верила, что с помощью графини де Приньян или без нее она встретится с принцем и со своими друзьями. Все надежды рухнули в одночасье.
- Послушайте, Джейн, - пыталась успокоить ее графиня. – «…Его мертвое тело рыцари сторожевой охраны обнаружили на рыночной площади Реймса ночью после злополучного представления вагантов господина Гийома, которые, безусловно, замешаны в убийстве принца…».
- Это неправда! – прошептала Женя.
- Слушайте далее, - обратилась к ней графиня. – «Стало доподлинно известно, что к убиению принца – его отравлению неизвестным ядом причастен… младший сын короля Карла Великого – его высочество принц Ричард…»
- Как это? – Женя отняла руки от заплаканного лица и посмотрела на графиню.
Та, не ответив, продолжала читать письмо:
- «Вопреки приказанию его высочества принца Филиппа о заточении принца Этьена в виду его болезни в монастыре Сен – Реми, принц Ричард устроил его побег, но по истечении всего нескольких часов убедившись в безумии старшего брата, в отчаянии отравил его и бежал…».
- Не может быть! – воскликнула Женя, но тут же вспомнила, какое впечатление на принца Ричарда произвело известие, что его брат – автор пьесы, разыгранной вагантами.
- Это ужасно! Принцы, средний и младший, давно не ладили между собой. Принц Ричард всегда был горд выше меры, вел жизнь повесы, совсем не походил на своих братьев, особенно на принца Этьена, - говорила Луиза, - но, чтобы отравить брата… Слушайте, Джейн.
Графиня вновь принялась читать письмо:
- «Королевская встреча сорвана. Вчера ночью было арестовано несколько злоумышленников – монахиня, один из вагантов, выдававший себя за рыцаря…».
«Это о сестре Патриции и Анри», - с ужасом поняла Женя.
- «…Но остальным вагантам и их сообщникам удалось скрыться. В ту же ночь убитым был найден…», - Луиза де Приньян побледнела, - я не могу читать вслух это …это имя…
Женя взялась  за свиток вместо  нее:
- «… граф Андре Неверский, верно, пытавшийся защитить принца Этьена от его брата». О, нет!
- Довольно, далее муж пишет о приготовлениях к отъезду, - устало сказала графиня. – Времени очень мало. Нужно спешить. Вы едете со мной. Я одену вас в монашеское одеяние, оно более  другого скроет ваш настоящий облик.
Женя покачала головой:
- Я никуда не поеду!
Перед  глазами девушки стояли образы двух дорогих для нее людей – принца Этьена и графа Неверского. Ей вдруг явственно вспомнилось, как она впервые увидела Этьена де Флер в Шато – Алансоне в лазарете у постели раненого Анри де Буссарделя. А вот они беседуют на смотровой площадке башни Марии в Шато – Флери, он передает Жене свою пьесу… А это граф Неверский, схватив девушку за руку, бежит по ступенькам прочь из темницы, вот он вручает ей меч… Это она, она во всем виновата! Это она, Женя, заявила при принце Ричарде, кто настоящий автор пьесы «Николас». Ей вспомнилась первая встреча с младшим из братьев де Флер. Сколько ненависти она  видела в  глазах младшего брата, обращенных к старшему. Но когда же он смог отравить Этьена? Наверное, воспользовался его недомоганием. Девушка вспомнила, как Ричард поил брата, впавшего в беспамятство, из своей фляги с изображением  герба королевской семьи. Он не вынес позора, что его брат торжествует вместе с какими-то бродячими актерами, он был единственным, кто не аплодировал принцу Этьену! Все это Женя поняла в  какой-миг, и боль стала в сотни раз сильнее, в сотни раз  нестерпимее! Она вдруг явственно увидела графа Неверского, услышала его призыв: «Если тебе дорога жизнь и честь, защищайся!»
- Джейн! Что с вами? – забеспокоилась  Луиза.
Час  спустя две дамы – первая - прекрасная графиня, другая – молодая монахиня, лицо которой скрывал черный платок, сидя в карете, покидали Реймс. Отъезд графа де Приньяна сопровождал кортеж, несколько всадников скакали  рядом с двумя каретами. Графиня, как обычно, отказалась находиться подле мужа, который ехал в другой карете.  Причуды Луизы де Приньян были всем хорошо известны, и поэтому никто не удивился, что на этот раз ее сопровождала неизвестно откуда появившаяся монахиня. Графиня жаловалась на головную боль и просила ее не беспокоить. И вот теперь в карете, утопая в мягком фиолетовом бархате сидений, две молодые дамы могли предаваться слезам, не смущаясь чужого внимания.
– Я знаю, вы были близки с его высочеством принцем Этьеном… - медленно говорила графиня. - Это такая потеря. Представить его мертвым так страшно… И уж совсем я не могу представить мертвым графа… Он всегда был так силен, так смел, остался невредим после стольких сражений и воинских походов. Представьте, я не разговаривала с ним уже три года… С тех пор, как стала графиней де Приньян. На приемах в Шато – Флери я делала вид, что мы не знакомы. И все  же щеки мои пылали румянцем, когда я ловила на себе его взгляды… Разве я не сказала вам, он знал меня с детства, несколько лет назад просил моей руки… К чему скрывать, он мог бы стать моим возлюбленным, Джейн… Но он был слишком беден для меня, так считал мой отец, и воинская слава тут ни при чем… И вот теперь его нет…
- Луиза! – перебила ее Женя. – Скажите мне, где я могу найти принца Ричарда?
- Зачем вам искать принца Ричарда? Этого презренного убийцу? – удивилась графиня.
- Луиза, вы сами сказали, что принцесса Анна просила вас помогать мне, - твердила Женя, слезы ее высохли, а в сердце поселилась решимость.
- Да, но… - засомневалась графиня. – Принц в бегах, в этом можно не сомневаться, но…
- Вы можете узнать хоть что-нибудь о его возможном  местопребывании?
- В Шато – Флери я могу узнать это с легкостью. Но зачем вам встречаться с ним?! – ужаснулась Луиза.
- Не спрашивайте, - отвечала Женя.
- Это безумие! Он убьет и вас!
- Луиза, если вы считаете меня своей подругой, также как ее высочество принцессу Анну, вы поможете мне, - сказала Женя.
Карета качнулась, теперь они ехали не по мостовой города. Реймс  - город, похоронивший за несколько декабрьских дней надежды многих, самых разных людей, остался далеко позади.