У Врат Вечности. 3. Истина

Алексей Алейников 4
У ВРАТ ВЕЧНОСТИ. ЭТЮДЫ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА


3.ИСТИНА

«Есть лучшее, и я найду его» К.Бальмонт.
"…что хочет сказать этот суеслов?" Деян.17:18.

Тайна – это неразгаданная Истина.
Тайны разгадывать – не щи лаптем хлебать.
Это труд тяжкий и не для всех.   
Для Мудрых и для Избранных. – Кем? – Вечностью и Случайностью.
Для чего? – Для праведного подвига, для поиска Истины и для Учительства.
Познал Истину – предложи её другим, научи ей, если сумеешь, ибо «сокрытая мудрость и сокровище невидимое - какая в них польза?» Сирах 41:17.
«Волнуйте, мудрецы, безумную толпу…» Пушкин.

Говори об Истине, но не тащи к ней других за волосы.
Люби Истину, но не навязывай. Ты не сводник, а Истина не блудница.
У каждого к ней своя дорога, свой срок прозрения.
Ах, как хочется, чтобы Истине твоей поскорее раскрылись сердца людей!
Умерь, однако, нетерпение своё.
Зерно, брошенное в землю, не завтра принесёт плод. Не будь как тот «…нетерпеливец, который кричит в долины: «Слушайте, или я ударю вас бичом Божьим!» Ф.Ницше.
Распугаешь робкие сердца – кому свист бича приятен?! Разбегутся и спрячутся.
Они думают – от бича, но убегают от Истины.
Плохую услугу Истине оказывает поднявший плётку во имя её.

Об Истине всегда спорят.
Один говорит: «Вот Истина». Другой отвечает: «Это предрассудок». И спорят.
Говорят: «В споре рождается Истина».
Это зависит от спорщиков: одни ищут Истину, а другие прячут ее, если это Истина об их неправедности и постыдной жизни.
Священные тексты осуждают подобную практику:
«И не облекайте истину ложью, чтобы скрыть истину, в то время как вы знаете!» Коран 2:39.
Однако, сокрытие или искажение истины обычное дело и в наше время.
«…новая литература Эренбурга или Алексея Толстого основана на клятве воздержания от главной правды» А.Солженицын.
Как много, увы, «правдолюбцев», искателей «истины», которым хотелось бы с горечью сказать: «…румянил ты предо мною ложь свою» Ф. Ницше.

Истина может подарить радость знания о Пути, спасти, а может погубить, и тогда от нее бегут или защищаются ложью, выдаваемой за Истину.
Так всегда было и есть:
«Новейшие врали вралей старинных стоят» А.Пушкин.
Следует, однако, различать намеренное искажение Истины и добросовестное заблуждение.
Тогда Истина одному будет представляться ложью другому, а луне и солнцу это безразлично.
               
«…испытание человека - в разговоре его» Сирах 27:5.
Говорят тебе: вот Истина. Но ты знаешь, что это ложь.
Не спеши уличать.
Посмотри, откуда это идет: от разума или сердца.
Если от разума – можно спорить и убеждать.
Если от сердца – бесполезно это.

Инструмент разума – мысль.
Мысли разумных людей – родные сестры. Ищут Истину вместе.
А в сердце – страсти, которые слепы и живы, покуда слепы.
Истина им – прозрение, хуже смерти враг ненавистный.
Истине страсть не одолеть.               
Страсть сама себя губит, истощает ярость свою и умирает.
Разум рассудителен, страсть безрассудна, слепа и опасна.
Не трать время на одержимого страстью. И двум разумным трудно договориться.
«Если тронуть страсти в человеке,  То, конечно, правды не найдешь» С. Есенин.
Доказательства против страстей бессильны.
Одержимого убедить невозможно. Ты ему – Истину, а он тебе сердце вырвет.

Истина облекается в слова, из которых составляются фразы.
О.Богуславская в своей книге судебных очерков «Боль» написала: «Слово - это опасный вид плохо изученной энергии».
Полагаю, энергия эта изучена достаточно хорошо.
В физике её называют энергией активации. Она в спичке, поджигающей дрова или в детонаторе, приводящем в действие взрывное устройство. 
Слово может быть детонатором, высвобождающим психическую и физическую энергию людей в опасной, взрывообразной форме.
Неосторожно сказанное слово может вызвать серьёзную ссору или даже гибель человека. Словом можно зажечь толпу и подвигнуть её на созидание или разрушение.
 
Трудно владеющему Истиной утаить её. Естественно разделить радость приобщения к ней с другими людьми.
«Чего не отдал бы я, чтобы иметь одно: живое насаждение моих мыслей» Ф.Ницше.
Но нелишне понимать, к кому обращено твоё слово.
«Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его…» Сирах 8:13.

Истина сердца предмет не спора, а битвы.
Два разума ищут согласия, два страстных сердца – смерти.
«Страсть уступает не рассуждениям, а насилию», - предупреждал Аристотель.
А потому, мудрый не распалит одержимого, умерит зуд говорливости и не умножит зло.

Избегай спорщиков, а более всего прячущих Истину.
Им важно одолеть в споре, а Истину сделать тайной.
Ищи ее в одиночестве или тесном кругу Мудрых, объединенных единством цели. 
«Беги  в свое уединение!» Ф.Ницше.

Найдя Истину, пусти ее гулять по свету. 
Ее могут не заметить.
Ее могут принять, если подошло время, если зерно ее упало когда-то в благодатную почву.
«Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе» Сирах 21:18.
А глупый что слышал, что не слышал – нет разницы.
Пропало мудрое слово, обращённое к глупому.
А потому, если ты мудрый, понимай, к кому обращаешься, не бросай «святыни псам» и не мечи «жемчуг перед свиньями».
«В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои»
Книга Притчей Сол.23:9.

Глупые могут Истину отринуть, а тебя разорвать на части за якобы ересь.
Будь готов. Это твоя Игра: «В канон Новейшего Завета   Облечь теченье Жития» А.Зиновьев.
На кону Истина и счастье приобщения к ней.
За счастьем, возможно, – крест.
Это твой шанс на Бессмертие, даже если Тебя это не интересует.

Истина – это свет на Пути к Справедливости.
Истина ведет к Справедливости, но, как и Справедливость, не всем желанна.
Иной говорит: «Люблю истину, она – все для меня», - и ждет награды.
Пустое это: слова – лишь звуки, отлетевшие в Вечность. Лишь тогда они чего-то стоят, когда говорящий готов действовать и действует.
Дела говорят лучше слов. Действуй, если возможно, молча, а «...слова твои да будут немноги» Книга Еккл. 5:1.
               
Следуй по пути Истины к Справедливости. Здесь можешь найти и радость, и счастье.
Счастье – это пребывание в радости, когда Совесть спокойна.

Путь Истины труден, полон тягостных испытаний.
И найти его непросто, и следовать по нему тяжело.
Найдя Истину, можешь погибнуть, а уклонишься от нее – погиб для Пути.

То происходит, чему легче произойти; камень вниз падает, а не взлетает.
Тьма сама по себе, а свет во тьме – это усилие: учение и труд.
Труд – это усилие и насилие над собой, но свет Истины стоит того.
Не позволяй себе лениться. Учись и трудись до последнего дня.
«Тот, кто не учится, уже труп, который просто забыли похоронить» Шамиль Султанов.
Лень тела рождает немочь, а лень разума – глупость.
Лень съест жизнь, как плесень дерево, и уделом станет ничтожество.

А еще опасны Предрассудки о Пределах возможного.
Говорят: «Вот Предел, одолеть который невозможно. Лучшие и Мудрейшие отступили». И ты веришь.               
Видишь: стена – крепкая и высокая - не одолеть и не разрушить. И пыл твой угас. Затосковал от этой неодолимости. Еще немного и начнешь почивать на лаврах. И подкрадывается скука.
Скука – преддверие страдания, мать пороков, убивающая творческий созидательный импульс.
Часто ловит она дошедших до Пределов, уставших и предавшихся праздности.
Они в великой опасности. Радость где-то рядом, а у Пределов остановились, и вскоре уже – законная добыча Скуки, томятся.
Но «Разве жизнь не слишком коротка, чтобы скучать!» Ф.Ницше.
 
И не стоит забывать о «…потоке времени, который размывает стену настоящего» В.Пелевин.
То, что вчера стояло крепко, сегодня может упасть, как, например, берлинская стена.
От тоски и скуки бери дело в руки – усомнись в Пределах.
«Дай каждому блага сомнения» Талмуд.
А в Коране говорится: «He будь же сомневающимся!» Коран 6:114.
Выбирай – поверить в Предел или усомниться в нем.
Усомнившийся в сомнении находит силы для испытания Пределов.
И устремляется сила на рубежи, кажущиеся непреодолимыми.
«Ломай же преграду, что нам не дает  Коснуться потока Божественных вод!»
Джалаладдин Руми, притча «Разрушение башни».
Преодолевать Пределы, «ломать матрицу» - самое достойное занятие для человеческого духа, пусть даже это не увенчавшиеся успехом попытки.

Пределы - это границы добровольно признаваемые.          
Из гранита они для исчерпавших себя, которые будут вскоре страдать и томиться  – монументы ограниченности, впавшие в «бесплодье умственного тупика» В.Шекспир, решившие для себя: дальше и пробовать нечего.
Никто не повинен. Рано или поздно почти все устают, если не умрут раньше.
               
Не хочешь томиться скукою – выходи за Пределы. Решись и увидишь: они из песка.
Шагай к горизонту, одолевай ступени. Выше ступень – дальше и больше видишь, находишь новые радости – награда за тяготы пути.               
Один лишь Предел не из песка – Смерть. Но это когда еще будет!
Если же это случится завтра, то и Смерть преодолей гордым принятием удела.   
Еще лучше шагнуть ей навстречу, если она неизбежна, а ты исчерпал себя.
Это уже Гордость и Достоинство не предполагаемые, а явленные в исполненном Достоинства поступке.
Хозяин жизни своей может быть и господином смерти, велеть ей: «Приди! Пора».
«Свою смерть хвалю я вам, свободную смерть, которая приходит ко мне, потому что я хочу» Ф.Ницше.
Большего никому не дано.

Бойся предрассудков – это вериги, цепи ума, темница разума.
Выходящий за Пределы стряхивает все это в прах под ногами.
Тяжкая эта ноша за Пределы выйти не позволит. Только за пивом и сигаретами.

Разные бывают Пределы. Например, Учители - громкие уважаемые имена.
- Они ведь разрушали Пределы! Могут ли они заблуждаться?!
- Все заблуждаются. Будь дерзким. Бунтуй.
«Плохо  отплачивает  тот  учителю,  кто  навсегда  остается только учеником. И почему не хотите вы ощипать венок мой?» Ф.Ницше.
Есть ведь достойные примеры.
«Победителю ученику от побежденного учителя» - такую надпись сделал Жуковский на собственном портрете, подаренном Пушкину.
А потому, испытывай авторитеты на прочность.
Устоят – прекрасно! Значит не из песка построенное ими.
Рухнут – еще лучше: значит мысль твоя достаточно сильна, чтобы бороться с призраками. Исполни веселый и гордый танец победителя и двигайся дальше.
 
Кто не слыхал об Екклезиасте?! 
Мало столь же громких имен, прославившихся Мудростью.
«Старался Екклезиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно» Книга Еккл. 12:10.
Каждое его слово – полновесное зерно в колосе мысли.
 
«Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» Книга Еккл. 6:7.
Эту фразу хочется повторять, как мантру. Истине, в ней заключённой, и автору хочется поклониться.

Мысли одеты в слова и фразы. Разные они: красивые, безобразные, так себе.
Некоторые считают, что красота фразы может сыграть с читателем дурную шутку, притупив восприятие её смысла. Ложность или убогость мысли делаются как бы не столь очевидными.
«Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям» Г.Гейне.
А задолго до Гейне об этом писал Лао Цзы:
«Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия».
Почтительно склоняю голову пред великим мыслителем Востока и великим поэтом Запада за их полезное предостережение.
К счастью, не всегда это так. А относительно вышеприведенной фразы Екклезиаста это явно не так.

Или вот еще стих из Ветхого Завета: «Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином» Сирах 32:7.
Сам этот стих – прекрасная музыка, и смысл не оспоришь.

Мысли Соломона-Екклезиаста одеты безупречно-изысканно.            
От их красоты можно ослепнуть, сойти с ума, поцеловать хочется каждую строчку.
А потому, что великий мыслитель и великий поэт слились в Екклезиасте воедино.
         
Но порой красота фразы, которая есть ценность сама по себе и воспринимается раньше и легче смысла, смысл делает как бы и не обязательным уже.
Красота – потребность общая, а смысл на любителя.               
Красивые слова легко ложатся на сердце, вызывают доверие, пленяют и уводят от сути неискушенный разум.

Разум – мужского рода, а Красота – женского. В извечном противостоянии этих начал чаще побеждает Красота - в ней потребность фундаментальней, заложена в нас на уровне инстинктов.
А некоторые даже надеются, что она «спасет мир».
Все же не будем торопиться, доверяя красивым словам.
Насладимся красотой и постараемся сохранить рассудок, все подвергающий сомнению.
Много ли смысла за этой красотой? – так всегда должен стоять вопрос.

«…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»  Книга Еккл. 1:18.
Какая фраза!!!
Веками цитируется она с благоговейным придыханием. Но…
Всякая мысль приблизительна. И эта не исключение, а красоты в ней больше, чем смысла.
Ведь много в мире печали, а мудрость ни при чем.
Бывает много радости, и мудрость рядом;
Цель познания не печаль и скорбь, и не радость, а Истина, достоверное знание, которое делает сильным.
«Знание само по себе есть сила» Ф. Бэкон.
А потому, «кто умножает познания, умножает…», прежде всего, наши знания об Истине, чего бы она ни касалась.
Остальное: скорбь, печаль и т.д., вторично и побочно, как "Человек - побочный продукт любви" Е.Лец.
               
Многое познал Экклезиаст – «царь, сын царя» - из того «что делается под небом» и изведал много печали.
А разве мало печали в жизни простых, не обремененных знанием смертных – «мыканцев» С.Есенин, в чьей доле так много боли?   
Предостережением звучит выстраданный Екклезиастом скорбный вывод.
А познание все равно продолжается.

Печаль мудрого глубока и безмерна, а радость – редкая гостья.
И пусть разум мудрого – обитель печали, сердце его всё равно открыто для радости.
Не обязательно мудрому пребывать в печали, но скорбь приходит и уходит, не спрашивая.
Дела человека скорбны, из песка и на песке стоят, и все равно жизнь неистощима на радость.               
Познавая истину, радуешься; познав, скорбишь.
Но высшая Мудрость и доблесть – не поддаваться скорби.

СЛОВО В ЗАЩИТУ ЖЕНЩИНЫ
А вот еще пример красиво-афористичной фразы того же автора, в которой злая, эпатажная красота затемняет смысл.
«…горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый  пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» Книга Еккл. 7:26.      
И Ницше туда же:               
«Счастье  мужчины  называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет». "Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!".

Вот тут-то уж Лао Цзы, призывавший не доверять красивым фразам, точно прав.
Сами эти фразы – плетка в устах мужчины.
А другие, слышавшие, одобрительно кивают, ухмыляясь.
А женщины, чаще всего, молча, недоумевая, проглатывают эти перлы мужского эгоизма: Екклезиаст, Ницше – такие глыбы! Они ведь выходили за Пределы!
Попробуй, возрази – подымут на смех, а то и плетку…
А потому мужчина должен сказать слово в защиту женщин.

Женщина от природы слаба и уязвима.
Легко ее обидеть. И обижают.
Как защититься? – Прибиться к сильному, к мужчине, который скажет: «Моё!».
Скажет и защитит, только сам и обидит.
От своего ли мужчины или от чужого – обида и есть обида.
Как тут быть? Чем защититься слабому? – Хитростью и силками.
Иногда это удается. И тогда угодивший в силки, разгневанный мужчина сетует: «…горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы…».
А женщины друг другу жалуются: горче смерти мужчина, потому что он скотина и деспот, сердце его жестоко, а руки – цепкие клещи.
«О женщины, вам имя – вероломство!», - восклицает Гамлет, имея для этого в его конкретном случае все основания.
А мужчины что же, не бывают вероломны?
Пораспросите женщин – они вам такое про мужчин расскажут!
Да и сами мужчины друг другу…
Так, от Адама, и бросают друг в друга камни, а обойтись друг без друга не могут.
Спасибо Вам, женщины!!! За то, что есть в Вас нечто столь нам, мужчинам, нужное, без чего обойтись мы никак не можем.

Некогда Конфуций, «умом не куцый» /не помню автора этого верного определения/ изрек:
«Изучение неправильных взглядов вредно» Конфуций. Лунь Юй.
 
Вот и думай: согласиться ли с данным мнением потому что Конфуций!!! ее автор или же усомниться?
А если усомнился и вник, то начинаешь понимать, что это сущее мракобесие.
Что к взглядам таблички прибиты: «Взгляд правильный», "Взгляд неправильный"?
Ведь понять это можно, лишь изучив тщательно чьи-то взгляды и сопоставив их с собственной позицией, которая, опять-таки, формируется изучением духовного наследия, в котором что-то правильно, а что-то нет.
Из переписки Ивана Грозного с князем Андреем Курбским становится ясно, что Иван IV был хорошо знаком с античной литературой и свободно оперировал в своей аргументации именами богов греческого пантеона. Но самую идею многобожия он категорически отвергал.
Это и есть пример того, как знакомство с "неправильными взглядами" совсем не обязательно влечёт за собой "вредные" последствия.

Во времена идеологической диктатуры, характерной для тоталитарных режимов, бонзы идеологии решали за всех остальных, какие взгляды правильны, а какие нет. Отсюда жесточайшая цензура на доступ и изучение взглядов, «неправильных» с точки зрения властных структур.
Но вот, структуры пали, возникли новые, и снова тебя убеждают: «Вредно изучать неправильные взгляды. Не трать время, иди – «работай, потребляй, сдохни», а со взглядами мы за тебя разберемся и лапши на уши навешаем, только уши подставляй.               
Изучать «неправильные взгляды» необходимо. Без этого правильными не обзавестись.       

А вот пример современной философской красивости.
«…наиболее эффективным инструментом преобразования мира является правильный порядок слов» А.Секацкий.
Метафорическая афористичность этой фразы изящна и эффектна, дарит ценителям истинное художественное наслаждение.
В особенности тем, кто сам любит поиграть словами, отыскивая их «правильный порядок».
Конечно, о значимости «правильного порядка слов» задумывались и до А.Секацкого.
Джонатан Свифт, например, увязывал его с понятием литературного стиля:
«Нужное слово в нужном месте - вот верное определение стиля».
А Сэмюэл Кольридж считал, что «…поэзия - наилучшие слова в наилучшем порядке».
Спорить со знаменитыми англичанами не о чем. Всё так и есть.
Но А.Секацкий обращает наше внимание на то, что «правильный порядок слов» обладает фантастической мощью, как «наиболее эффективный инструмент преобразования мира».
Читая такое, словоблуды всех мастей, наверняка, гордо вскидывают головы, ибо каждый из них свой порядок слов считает единственно правильным.
На первый взгляд А.Секацкий как-будто прав.
Вот, например, есть поговорка: "На одно солнце глядим, да не одно едим".
В таком "порядке слов" заключён неоспоримый минор: жизнь распределяет блага неравномерно и чаще всего, увы, несправедливо.
Но "порядок слов" можно изменить: Не одно едим, но на одно солнце глядим. И минор сменяется мажором.
Доступность солнца и прочих неприватизируемых природных благ, от начала веков дарящих человеку радость, наслаждение и вдохновение - достаточно серьёзный повод для оптимизма и гораздо важнее рациона.
Ну, набросал чего-нибудь в желудок (Предки ели просто, а жили лет до ста) - через несколько минут чувство голода уходит, и вот оно - солнце светит тебе так же, как и пожирателю устриц.
Любуйся, вдохновляйся, заряжайся энергией и тискай жизнь за бока.

Но не всё так просто.
Понимаешь, что в приведённом примере с помощью "правильного порядка слов" преобразуется не мир, как таковой, а лишь наше отношение к нему. Мир же остаётся неизменным.
А если кто решится его изменить, то скоро убедится, что очень желаемое А.Секацкий выдаёт за действительное.

Для чего нужен «правильный порядок слов»? – Для максимально точного выражения заложенного в них смысла.
Это прежде всего, если речь идет о «преобразовании мира», а не о красивости ради красивости – «опиума для интеллектуалов» С.Моэм.
Преобразование – это некая разумная деятельность для достижения поставленной цели.
Разумеется, такая деятельность начинается с мысли о ней, сокрытой в «правильном порядке слов».
Говорят: не трудно дело сделать, трудно выдумать.
Да, если дело касается самолетов и пароходов или поворачивания рек «вспять».
Но, если мы задумаемся о преобразовании общества, то вскоре начинаем понимать, что наиправильнейший порядок слов может иметь нулевой эффект.

Как одно из средств общения, слова являются, конечно, и «инструментом преобразования мира», но никак не «наиболее эффективным».      

В 2008 году президент РФ Д.А.Медведев с помощью «правильного порядка слов» во всеуслышание объявил крестовый поход против коррупции «в одной отдельно взятой стране».
Весь мир затаил дыхание…

А год спустя разочарованный депутат Государственной Думы Виктор Илюхин /ныне покойный/констатировал, что, как и прежде, «коррупция… свободно гуляет по правительственным и президентским коридорам» Газета «Завтра», №28, 2009 г.
Полагаю, что и к концу президентского срока Д.А.Медведева ситуация качественно не изменится.               
Ну, кого-то там разоблачат, кого-то сместят, кого-то отлучат от кормушки, а каких-то пешек даже посадят. И раструбят об этом через СМИ на всю вселенную.
Всё это аппаратные игры, обманки и пыль в глаза зомбированному электорату.
А Феникс коррупции, как и прежде, возрождаясь из пепла, выжигает страну дотла.
А потому, «правильный порядок слов», как «инструмент преобразования мира», работает пока крайне неэффективно.
«И торчит веселый кукиш  На черном знамени врага»  В.Асмолов 
Гораздо эффективнее пока работают деньги и коррупция, как механизм их распределения между заинтересованными лицами.

Слова, поставленные в правильном или неправильном порядке, это всего лишь хорошо или плохо выраженная мысль.
Чем правильнее мысль, тем эффективнее действие. Но действие не следует за мыслью автоматически, как бы хороша она ни была.
Мысль, разбарабаненная СМИ, но не подкрепленная политической волей к действию и самим действием, целью своей имеет не реальное изменение мира, а лишь зомбирование электората и соблюдение процедурно-ритуальных норм, о которых Ненасытные договорились между собой.

Существует множество замечательных текстов, древних и не очень, в которых «правильный порядок слов» раскрывал рецепты «преобразования мира» с целью его справедливого устройства. Ну и где же оно, вожделенное справедливое устройство? - Так и осталось в текстах.
               
«Если злой не наказан,   
     если добрый без воздаянья,
Почему продолжают   
     раздаваться пустые речи?»  Тао Юань-мин.

Чем плох порядок слов новозаветных заповедей?
А если хорош и правилен, то почему этот «инструмент преобразования мира» не работает? – Работников нет, мастерски владеющих «инструментом Секацкого».
Ещё Жан Лабрюйер писал: "На свете больше инструментов, чем мастеров".
Инструмент без мастеров, им овладевших, бесполезен.

Но еще и воля нужна, чтобы мастер за инструмент взялся, а не за стакан с портвейном или трубу с нефтью.

В триаде: инструмент – мастер - воля, если речь идет о преобразовании мира, что является «наиболее эффективным»? – Только их единство. При его отсутствии никакой «правильный порядок слов» не сработает, а ляжет необязательным дополнением в копилку афоризмов.
 
Итак, как советовал Декарт, «все подвергай сомнению», а в особенности то, что звучит красиво.

Пусть никого не смущает, что часто великие авторитеты и выдающиеся умы являются авторами изящных, но сомнительных сентенций. Почему не попытаться, по совету Ницше, ощипать лавровые венки их авторов?
 
Дерзай, но не дерзость ради дерзости, должна быть целью, а Истина.