Человеческий заповедник

Тайвань
Самое потрясающее на Тайване — это люди. Не хочется никого обижать, но именно на Тайване
я впервые почувствовал себя в окружении по-настоящему цивилизованного общества.
Скоро будет месяц, как я на острове. За целый месяц жизни я видел одного-единственного (!) бомжа.
Наркоманов или алкоголиков я здесь не видел вообще. Я не видел на здешних улицах злых или грубых
людей, не говоря уже о дерущихся , устраивающих беспорядки или ломающих что-либо подростках.

Здесь не боятся оставить в машине сумку, опасаясь, что её украдут, разбив стекло. Здесь оставляют
обувь на лестничной клетке — и её не воруют. Мотоциклисты оставляют шлем на своих мотоциклах,
а иногда и ключи...

Когда я прилетел в Тайбэй, то немного задержался в аэропорту, в самом начале, пытаясь разобраться,
как звонить по китайскому телефону-автомату. Поэтому, придя в зал для багажа, я понял, что опоздал:
там было пусто, все уже позабирали свои вещи. Только посередине зала стояла моя сумка — на которую
никто не позарился.

Я со своей привычкой всё закрыть на замок и убрать подальше от чужих глаз кажусь самому себе
странным и неестественным.

В одном кафе была заведена следующая манера давать сдачу: у кассы стояла коробка с мелочью — бери,
сколько тебе положено! Нечто похожее я видел только в Швейцарии, где ежедневная газета «Le Matin»
продавалась без продавца: к стенду с газетами был прикреплён ящик-копилка для монет.
А ведь это и есть настоящая цивилизованность — когда люди не опасаются друг друга, а взаимно доверяют!