Письмо Президенту о Законе об охоте

Строков Михаил
                Президенту Российской Федерации
                Дмитрию Анатольевичу Медведеву
                103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23, подъезд 11
                от Строкова Михаила Юрьевича
 

   Уважаемый господин Президент!

    26 июля 2009 г.  Вы подписали  «Закон об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

      Данный закон, в частности, разрешает:

 - охоту на «особо охраняемых территориях», то есть в национальных парках и заповедниках;
 - охоту «в научных и образовательных целях» на животных, внесённых в Красную книгу России;
 - охоту с капканами (запрещённую, кстати, практически во всех остальных странах);
 - применение ядов и взрывчатых веществ, ведущее к массовой гибели животных;
 - охоту на животных весной (то есть именно в ту пору, когда они выводят потомство);
 - добычу беременных самок и самок с детёнышами;
 - охоту на медведей в берлоге с добыванием медвежат;
 - круглогодичную притравку охотничьих собак на живых животных, содержащихся в неволе: медведей, лис, волков, барсуков, енотов и других;
 - продажу с аукциона прав на распоряжение охотничьими угодьями.


    Предложенный Министерством сельского хозяйства и в подозрительно минимальные сроки принятый Госдумой, Закон этот  вызвал по всей стране широчайший протест общественности, в том числе выдающихся деятелей науки и культуры, отметивших его антиобщественную и антиэкологическую направленность.

   Как преподаватель с 25-летним стажем и участник Рабочей группы по журавлям Евразии, считаю принятие данных правовых актов равносильным отмене Закона о защите детей от жестокого обращения, ибо они дают «зелёную улицу» не только безнаказанному уничтожению редких и вымирающих видов млекопитающих и птиц, в том числе детёнышей и птенцов, но и  жестокому обращению с животными, используемыми для притравки, что имеет место на  многочисленных притравочных станциях под Санкт-Петербургом,  Москвой  и в других местах, - а это, в конечном счёте, не менее преступно и безнравственно.

   Принятие данных пунктов оскорбляет моё человеческое достоинство как гражданина и преподавателя, тревожащегося о завтрашнем дне России и о  нравственном состоянии нашего общества.  Я хочу и имею право жить в стране, где законы  уважают любую жизнь и оберегают от бессмысленных страданий не только людей, но и животных;  где ценят национальные природные богатства   –   а таковыми у нас являются и редкие виды фауны.

    Этот  Закон, созданный в угоду высокопоставленным чиновникам и потакающий их низменным охотничьим страстям, отбрасывает нашу страну в духовном и правовом развитии, игнорируя  нормы морали,  назад на века,  -  поскольку он, как отмечает Центр защиты животных,  «разрешает даже то, что было запрещено в XVIII в.  Екатериной Великой  из-за жестокости».
   О каком же  полноценном развитии подрастающего поколения может в таком случае идти речь? Вы, господин Президент, наверняка помните из школьной программы произведения Тургенева, Пришвина, Паустовского, Бианки, Сладкова. Эти писатели  –   при том, что сами были заядлыми охотниками  –   сумели не одному поколению привить любовь и бережное отношение к родной природе, обладая высокой охотничьей культурой. К сожалению, сейчас в школах в основном  проходят мимо их книг. А как хотелось бы, чтобы наши дети воспитывались на подобной литературе!

     На Педагогической Ассамблее у нас в Санкт-Петербурге именно Вы, господин Президент, говорили  об «уважении и признании учительского труда», о  необходимости укрепления авторитета и повышения социального статуса педагогов.  И если это не просто красивые фразы, мы просим Вас содействовать нашей работе в тех направлениях, которые я и мои коллеги считаем приоритетными в наше время, а именно: нравственного, эстетического и экологического. Считаем  так вопреки установкам Министерства образования, обязавшего учреждения дополнительного образования в текущем пятилетии делать упор на  спортивный сектор и авиамоделирование.

    В стране, где Госдума принимает закон, разрешающий убийство краснокнижных видов и травлю собаками прикованных, нарочно недокормленных и изуродованных зверей, где пока отсутствует Федеральный Закон  "О защите животных от жестокого обращения",  -  мы, учителя, не сможем вырастить  духовно здоровое поколение.  Сегодняшние дети в большинстве своём  уже не умеют просто наблюдать, находясь на природе, потому что процветает потребительское отношение к ней: взять, попользоваться, убить, унести, - из-за чего на наших глазах исчезают редкие виды флоры и фауны, а красивейшие места (например, берега озёр Карельского перешейка) стремительно превращаются в свалки.  Всё это  -  следствие недооценки как нравственного, так и экологического воспитания.  Пренебрежение к нему может в недалёком будущем поставить страну на грань вымирания.


   В качестве иллюстрации приведу пример разведения и серии попыток выпуска в природу редчайшего и красивейшего сибирского белого журавля   –   стерха. Работы по спасению его от вымирания уже 30 лет ведутся в Питомнике редких видов журавлей Окского заповедника (Рязанская область). Чрезвычайно важно то, что стерх  -  эндемик нашей природы, то есть нигде более, кроме России, не гнездится. Он наше национальное достояние, наше «белое золото». Утрата его тем больнее ударит по престижу нашей страны, что американцы в аналогичной ситуации,  спасая столь же редкого американского журавля, добились успеха благодаря  поддержке государства и усилиям энтузиастов, сумевших увлечь население Америки этой идеей.
    На таком же энтузиазме (могу заверить, как свидетель) и за мизерную зарплату  самоотверженно  трудятся уже много лет  сотрудники  журавлиного Питомника. Кропотливым каждодневным трудом  они добились умения выращивать  здоровых птиц изолированным методом, то есть для выпуска в живую природу. Но практически все выращенные  с большими затратами и выпущенные за последние 15 лет на территории Куноватского и других заказников стерхи погибали от пуль браконьеров и из-за иных антропогенных факторов.  Это сводит на нет сложную научную работу.  Штраф за убийство «краснокнижного» журавля – даурского или стерха  -  составляет сейчас всего 0,6 мин.зарплаты, да и то случаи наказания им единичны, тогда как ежегодно от рук браконьеров эти журавли гибнут десятками (смею напомнить, что в  начале 1950-х  годов  штраф за убитую мелкую певчую птицу составлял 50 рублей, а за разорённое гнездо  - 100 рублей в деньгах того времени).
    В национальный парк  Кеоладео (Индия) с 2002 года не прилетал  из России на зимовку ни один стерх.  Популяция на Оби насчитывает всего два десятка этих прекрасных птиц  -  а это уже катастрофическая цифра.  Ведь при исчезновении стерха с лица Земли его  уже никогда  будет не восстановить,  в какую бы сторону ни менялась политическая и экономическая ситуация в стране. И  даже если Вы, господин Президент,  снова сделаете  нашу с Вами страну процветающей, какой она была 100 лет назад, потеря уникальных биологических видов будет уже невосполнима.


    Таким образом, следствием принятия нового Закона об охоте может стать то, что Россия навсегда потеряет ряд особо охраняемых, находящихся на грани исчезновения животных. Неприкрытая коммерциализация охоты непременно повлечёт за собой их уничтожение в ситуациях, когда охотники под покровительством чиновников и законодательства будут чувствовать себя безнаказанно.
    Способствовать сбережению особо охраняемых видов, мы убеждены, может только государство   –   путём жёсткого контроля и комплекса соответствующих мер.  В связи с этим, господин Президент, убедительно прошу Вас:

    1)  пересмотреть вышеуказанные положения «Закона об охоте» на предмет приведения его в соответствие с нормами морали и цивилизованного государства;
    2) содействовать экологическому воспитанию детей (например, путём развития сети юннатских кружков);
    3) упразднить либо  передать под контроль ветеринарного надзора притравочные станции в охотхозяйствах;
    4)  значительно ужесточить наказания за уничтожение внесённых в Красную книгу представителей флоры и фауны.

    Если незамедлительно не принять такие  меры, мы рискуем потерять не только подрастающее поколение, но и ряд природных видов, являющихся  национальным богатством.