Скифы в представлениях епископа Феодорита

Петр Золин
 
http://days.pravoslavie.ru/Images/ib1938.jpg http://lib.cerkov.ru/authors/247
 

опубликованы основные сочинения

Скифы в представлениях епископа Феодорита

Ученик Иоанна Златоуста Феодорит (ок. 390, Антиохия – 457) в 423 г.стал епископом сирийского городка Кира, в округе которого появлялись выходцы из Скифии. На скифских землях у низовий Дуная, в Крыму и Приазовье уже действовали христианские епархии.
К его времени заметная роль готов в полиэтносе скифов была почти общеизвестна, поэтому нередко полиэтноним заменялся одним этнонимом: скифы – готы.
Скифам и Скифии епископ Феодорит посвятил ряд фрагментов своих сочинений.

В своде В.В.Латышева использован текст: Migne, Patrologiae cursus completus, series Graeca, тт. LXXX—LXXXIV, 1859—60 ( Raeder, русский перевод Московской Духовной Академии, тт. I—V, Москва, 1855—1857].

ТОЛКОВАНИЕ ИЗБРАННЫХ МЕСТ ПРОРОКА ИСАЙИ (здесь и далее греческие названия смотреть по своду В.В.Латышева или иным публикациям в Интернете)

(Migne, LXXX)  XIII (ст. 325). При объяснении слов пророка упоминается Дарий, сын Гистаспа, который покорил скифов-кочевников.
(это, понятно, не совсем верно, если помнить позорный поход Дария на Скифию: П.З.).

XIV, 13 (ст. 336) ...Говорят, что к северу от ассирийцев и мидян есть высокая гора (Кавказ с Эльбрусом: П.З.), отделяющая от них скифские племена и самая высокая из всех гор вселенной...

LXVI, 19 (ст. 493) ...Господь сказал святым апостолам: «Пойдите, научите все народы». При них исполнилось [дословно: получило предел] предлежащее пророчество, ибо они принесли божественную проповедь всем народам. Тарсисом пророк называет Карфаген, столицу Ливии; Фудом — весь народ ликийский, Лудом — лидийцев, Мосохом — каппадокийцев и Тобелом — иберов...
(иберы – предки преимущественно грузин; сюжет имел смысл в границах дореволюционной России и СССР: П.З.)

ТОЛКОВАНИЕ ПРОРОЧЕСТВА БОЖЕСТВЕННОГО ИЕЗЕКИИЛЯ

XXXVII, 10—12 (ст. 1204) ...И пусть никто не считает это пророчество невероятным, принимая во внимание расстояние между скифскими народами и Иудеей. Пусть вспомнят, что и в наши времена этот народ захватил весь Восток и удалился, поработив огромное количество людей.
Фригийцы же, галаты, иберы, персы и эфиопы, по словам пророка, участвовали в походе не в качестве подвластных ему [т. е. скифскому народу], но присоединились к нему по разным причинам: одни перебежали к нему и шли в поход добровольно, а другие были взяты в плен и принуждены участвовать в войне...

(Здесь речь о походах Гога и Магога, «князя Роша». Эту яснейшую связь народов Скифии с князем Росом в сочинениях Феодорита (до 457 г.) официозная наука старательно не видит. Да и церковникам стоит на этот текст поглядывать; П.З.).

ОБЪЯСНЕНИЕ К ВИДЕНИЯМ ПРОРОКА ДАНИИЛА

VII, 5 (ст. 1416) ...Дарий, сын Гистаспа, победил скифов-кочевников, которые получили в удел для поселения северную часть вселенной...

VIII, 3 (ст. 1440). Дарий и скифов-номадов поставил в числе своих подданных.
(Это только «видения», так как Дарий из Скифии с позором бежал: П.З.)

ТОЛКОВАНИЕ НА ПРОРОКА ИОИЛЯ

Содержание (ст. 1638) ...Пророк предсказывает и события после возвращения из вавилонского плена, именно всенародное нашествие Гога (это народ скифский) на Иерусалим и причиненную ему богом конечную гибель.
(Придётся повторять уже сказанное; Здесь речь о походах Гога и Магога, «князя Роша». Эту яснейшую связь народов Скифии с князем Росом в сочинениях Феодорита (до 457 г.) официозная наука старательно не видит:  П.З.).

ТОЛКОВАНИЕ НА ПРОРОКА АМОСА

VII, 1—3 (ст. 1697) ...Выражение «один Гог царь» показывает величину войска: пророк говорит, что, как Гог, царь скифских народов, соберет огромнейшее количество воинов против Иерусалима, так и ассирийцы и вавилоняне придут с большим войском...

(Придётся вновь повторять уже сказанное; Здесь речь о походах Гога и Магога, «князя Роша». Эту яснейшую связь народов Скифии с князем Росом в сочинениях Феодорита (до 457 г.) официозная наука старательно не видит. Да и церковникам стоит на этот текст поглядывать; П.З.).

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ КНИГА ПЕРВАЯ

23. О РУКОВОДСТВЕ ИБЕРОВ К БЛАГОЧЕСТИЮ

(Речь в тексте о христианизации иберов Кавказа, но неизвестно этническое происхождение «некаей пленницы» - из южан или северян, Боспорская епархия Приазовья уже действовала; П.З.)

Итак, Фрументий был для индийцев вождем к богопознанию. В то же самое время некая пленница привела иберов к истине. Она пребывала в постоянной молитве; вместо ложа и мягкой постели ей служил разостланный на полу мешок, а величайшей роскошью она считала пост. Это подвижничество уделило ей апостольскую благодать.

Варвары, незнакомые с врачебной наукой, в случае болезни обыкновенно ходили друг к другу и узнавали способ восстановления здоровья от болевших уже той же болезнью и выздоровевших; и вот одна женщина пришла к этой достохвальной пленнице с больным ребенком и просила научить ее, что следует с ним делать. Пленница, взяв дитя и положив на ложе, помолилась творцу всего, чтобы он благосклонно разрешил болезнь. Он, услышав молитву, возвратил больному здоровье. Благодаря этому дивная жена сделалась всем известной; даже от супруги царя не укрылось это событие. Последняя тотчас пригласила ее к себе, так как и сама была одержима некоей тяжкой болезнью.

Пленница по своей скромности отклонила приглашение царицы; но последняя, принуждаемая необходимостью, невзирая на свое царское достоинство, сама поспешно прибыла к пленнице. Эта, положив и ее на свою скромную постель, применила к болезни спасительное врачевание — молитву. Царица принесла ей награду за исцеление, какую считала достойной приобретения, именно золото, серебро, хитоны, плащи и прочие дары царской щедрости; но божественная жена сказала, что в этом она не нуждается, а считает великой наградой познание благочестия; она присоединила, какое могла наставление в вере и увещевала царицу воздвигнуть божественный храм спасшему ее Христу. Услышав это, царица возвратилась во дворец и поразила супруга быстротой исцеления; затем она показала всемогущество бога пленницы и просила его одного признавать богом, воздвигнуть ему храм и привести весь народ к его почитанию.

Царь восхвалил совершившееся с его супругой чудо, но не пожелал построить храм. Немного времени спустя он вышел на охоту, и человеколюбец господь изловил его подобно Павлу. Именно, внезапно разлившийся туман не позволил ему идти вперед. Прочие охотники пользовались обычным светом, только он один был охвачен и связан узами невидения. Находясь в затруднении, он нашел путь к спасению: тотчас вспомнив о своем непослушании и, призвав на помощь бога пленницы, он освободился от тумана и, придя к той дивной пленнице, просил ее показать ему вид постройки.

Тот, кто исполнил Беселеела строительной мудрости, удостоил и эту женщину благодати описать божественный храм. Она описывала, а рабочие копали и строили. Когда постройка была окончена, крыша наложена и недоставало только священников, дивная жена нашла исход и для этого: она убедила вождя этого племени отправить посольство к римскому императору и попросить прислать им учителя благочестия. Царь, приняв этот совет, отправил послов. Узнав о причине просьбы, император — а это был Константин (вероятно: Константин Великий), горячий любитель благочестия,— удостоил послов величайшей благосклонности и в качестве проповедника богопознания послал этому народу мужа, украшенного верой, разумом и чистотой жизни и удостоенного архиерейства, вместе с огромным количеством даров. С такой готовностью исполнил он желание просителей...

(Константин Великий принял на территорию империи многие тысячи христиан, бежавших из Скифии. Десятки тысяч скифских воинов пополнили его армию. Так что происхождение «некоей пленницы» из христианской скифской среды не исключено. Но набожная фантазия сюжета, характерная для многих подобных в разных религиях,  очевидна: П.З.).

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ (сюжеты, которые Феодорит связывает с одними готами, многие другие авторы относят к истории полиэтничных скифов; П.З.)

11 ...Когда готы перешли через Истр и стали опустошать Фракию, [Валент] решился собрать войско и выступить против них....

Ср. 14, где говорится, что Евсевий, епископ Самосатский, жил около Истра в то время, когда готы опустошали Фракию и осаждали города, как указывают сочинения его самого.

28. О ПИСЬМЕ ВАЛЕНТА К ВЕЛИКОМУ ВАЛЕНТИНИАНУ КАСАТЕЛЬНО ВОЙНЫ И ОБ ЕГО ОТВЕТЕ

[Человеколюбивый господь], подвигнув на войну народ готский, привлек к Боспору [Валента], выучившегося воевать только с благочестивыми. Тогда, познав свою слабость, этот жалкий послал к брату просить войска. Но тот ответил письмом, что не приличествует помогать мужу, воюющему с богом, а, напротив, справедливо прекратить его дерзость. Это исполнило труса еще большей печалью, но он не прекратил бороться против истины. (Сюжет явно порицает императора Валента. Здесь, вероятно, речь о Боспоре Фракийском, а не Киммерийском Приазовья.  На землях Фракии веками шли сражения войск из Скифии с Римом, а затем и Византией).

31. ...И Бретанион (епископ Малой Скифии:П.З.), украшенный всяческими доблестями и архиерейски правивший городами всей Скифии, возжег свой ум ревностию, изобличил нарушение догматов и беззакония Валента против святых и с божественнейшим Давидом восклицал: «Я говорил во свидетельствах твоих перед царями и не стыдился» .

32. О ПОХОДЕ ВАЛЕНТА ПРОТИВ ГОТОВ И О ТОМ, КАК ОН БЫЛ НАКАЗАН ЗА НЕЧЕСТИЕ

Валент, пренебрегши этими прекрасными советниками, послал вперед выстроенное для битвы войско, а сам ожидал победы, сидя в каком-то селении. Но его солдаты, не выдержав натиска варваров, обратились в бегство и подверглись избиению преследующими, причем они быстро бежали, а враги упорно преследовали.
Захватив то селение, в котором пытался укрыться Валент, узнавший о поражении, они подложили огонь и вместе с селением сожгли и противника благочестия. Таким образом, он и в настоящей жизни понес наказание за свои прегрешения
(одна из версий гибели Валента с войне с полиэтничной Скифией (включая аланов и гуннов), а не одними готами: П.З.).

33. ОТКУДА ГОТЫ ПРИНЯЛИ АРИАНСКУЮ ЕРЕСЬ

(арианами были и некоторые другие выходцы из Скифии, включая отдельные группы аланов и гуннов: П.З.)

Я считаю полезным объяснить незнающим, как варвары приняли арианскую язву.

Когда они, перейдя через Истр, заключили мир с Валентом, то присутствовавший при этом ненавистный Эвдоксий  внушил императору, чтобы он убедил готов иметь с ним религиозное общение. Ибо прежде они, приняв лучи богопознания, воспитывались в апостольском учении.
«Единомыслие в вере, сказал Эвдоксий, сделает мир более прочным».
Похвалив это мнение, Валент предложил предводителям готов согласие в догматах; но они сказали, что не могут отказаться от учения отцов.
В это время у них был епископом Ульфила, которому они беспрекословно повиновались и слова его считали незыблемыми законами. Эвдоксий, прельстив его словами и подкупив дарами, уговорил убедить варваров принять религиозное общение с императором.
Он убедил его тем, что распря, будто бы, возникла из-за честолюбия, а в догматах нет никакой разницы.
Вследствие этого готы и поныне утверждают, что отец больше сына, но не признают сына созданием, хотя и сообщаются с говорящими это. Но все-таки они не вполне покинули учение своих отцов, так как Ульфила, убеждая их иметь общение с Эвдоксием и Валентом, сказал, что в догматах нет разницы, но только суетная распря произвела этот раскол.
(к сожалению, подобными суетными распрями страдает богословие до сих пор:П.З.)

КНИГА ПЯТАЯ

4. extr. Грациан, узнав об опустошении Фракии сжегшими Валента варварами, покинул Италию и прибыл в Паннонию. (здесь варвары – не одни готы; П.З.).

5. О ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ФЕОДОСИЯ

В это время Феодосий пользовался большой известностью как по славе предков, так и по собственной храбрости и, благодаря этому преследуемый завистью товарищей по службе и соплеменников, пребывал в Испании, где он родился и получил воспитание.
 Император, находясь в затруднении, так как возгордившиеся победой варвары были и казались неодолимыми, признал разрешением этих бедствий назначение Феодосия военачальником. Тотчас вызвав его из Испании и назначив полководцем, он выслал его с собранным войском.
Последний, подкрепляемый верой, смело выступил в поход и, вступив во Фракию и увидев идущих навстречу варваров, построил войско к битве. В происшедшей стычке варвары, не выдержав натиска, расстроили ряды; повернув назад, они ударились бежать, а наши упорно преследовали их. Произошло большое избиение варваров, так как они были избиваемы не только римлянами, но и своими. Таким образом, огромное большинство их было истреблено и лишь немногим удалось скрыться и переправиться за Истр; тотчас доблестный вождь, распределив свое войско по ближайшим городам, сам поспешно прибыл к императору Грациану и оказался вестником своих трофеев...

(Здесь вместо скифов использовано варвары, но вновь не одни готы: П.З.)

30. О ЦЕРКВИ ГОТСКОЙ (но речь обо всём скифском народе: П.З.)

Видя, что и скифский народ пойман в арианские сети, он [т. е. Иоанн Златоуст] и сам принял меры против этого и нашел способы ловли. Назначая к ним владевших их языком пресвитеров, диаконов и чтецов священного писания, он отделил им одну церковь и этим уловил многих заблудших. Он сам очень часто отправлялся туда и вел беседы, употребляя в качестве переводчика одного человека, знавшего оба языка, и советовал умеющим говорить делать то же самое. Он постоянно делал это в городе и уловлял многих обманутых, объясняя им истину апостольской проповеди.

(Вероятно, речь идёт о проповедях Иоанна Златоуста среди скифов, населявших Константинополь: П.З.)

31. О ЗАБОТЛИВОСТИ ЕГО О СКИФАХ...

Узнав, что некоторые из кочевников, имеющих становища по Истру, жаждут спасения, но не имеют того, кто бы поднес им питье, он (т. е. Иоанн) отыскал мужей, соревнующих апостольскому трудолюбию, и поставил их над ними. Я читал и послание, написанное им к анкирскому епископу Леонтию, в котором он сообщил ему об обращении скифов и просил послать мужей, способных руководить ими...
(факт последовательной христианизации по инициативе Иоанна кочевников у Истра: П.З.)

34. [О кончине Иоанна Златоуста]... Враги Иоанна, составив второй собор, не потребовали суда над ним, но, убедив императора в законности и справедливости приговора, не только изгнали его из Константинополя, но и сослали в маленький и запустелый городок Армении, по имени Кукус (оттуда он писал письма епискому Россаса: П.З.), а затем вывезли и оттуда и переселили в Питиунт (ныне Пицунда:П.З.); это крайний предел Понта и римской власти, соседний с самыми дикими варварами. Но человеколюбивый господь не допустил, чтобы добропобедный подвижник был отвезен на этот островок, и по прибытии его в Команы переселил его в вечную и беспечальную жизнь...

...И по кончине великого вселенского учителя западные епископы не вступали в общение с епископами Египта, Востока, Боспора (здесь Боспор – Приазовье: П.З.) и Фракии, пока последние не включили имя этого божественного мужа в число почивших епископов...

36. Когда Роил (Руас, Ругила – дядя Аттилы: П.З.), предводитель кочевых скифов, перейдя через Истр с огромнейшими полчищами, грабил и опустошал Фракию и грозил осадить, немедленно взять и разрушить царственный город, бог ударил с неба молниями и громовыми стрелами, сжег самого Роила и уничтожил все его войско...
(одна из версий гибели Руаса-Ругилы: П.З.).

ИСТОРИЯ БОГОЛЮБЦЕВ ИЛИ АСКЕТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

8. АФРААТ

(М., LXXXII, 1372) ...Скифы и другие варвары безнаказанно грабили всю Фракию от Истра до Пропонтиды, а он  даже слуха о них не мог выносить, как говорится, настороженными ушами, но употреблял оружие против своих единоплеменников и подданных, славившихся благочестием...
(скифы имели поддержку в своих войнах и со стороны «других варваров»: П.З.)

26. СИМЕОН [СТОЛПНИК]

(М., LXXXII, 1464). Знаменитого Симеона, великое чудо вселенной, знают все подвластные Римской державе; его узнали и персы, и мидяне, и эфиопы, слава о нем проникла и к кочевым скифам и возвестила об его трудолюбии и любомудрии...
(Доказать знание скифами мучений столпника Симеона трудно, но версия об этом у Феодорита очевидна: П.З.)

...(р. 1472). [К Симеону] стекаются не только жители нашей части вселенной, но и измаильтяне, и персы, и подвластные им арменийцы, и иберы, и гомериты, и жители лежащих за ними стран... (гомериты – киммерийцы – население Приазовья: П.З.)

ВРАЧЕВАНИЕ ЭЛЛИНСКИХ СТРАСТЕЙ ИЛИ ПОЗНАНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ ИЗ ЭЛЛИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

РЕЧЬ I О ВЕРЕ

(М., LXXXIII, 792)... И пользующиеся плодами всякого ремесла не обращают внимания на язык ремесленников: не требуют, например, чтобы происходили из Аттики кожевники или медники, или плотники, или живописцы, {298/623} или кораблестроители, или кормчие; будут ли они скифы, или савроматы, [или иберы], или египтяне, заказчики с удовольствием пользуются их ремёслами, требуя только аккуратности в них, а на различие племен нисколько не сердятся...

(Скифы и савроматы указаны первыми среди мастеров разных ремёсел, включая мастерство кожевников и медников, плотников и живописцев,  кораблестроителей и кормчих… Эта часть отечественной истории, к сожалению, должным образом не представлена: П.З.).

(ст. 797) ...Если же вы говорите, что эти мужи и родились и воспитаны были вне Эллады, но пользовались греческим языком, то, во-первых, вы соглашаетесь, что и из других народов происходили мудрые мужи: ведь вы удивляетесь и Замолксису фракийцу и Анахарсису скифу за их мудрость...

(То есть чужеземцы, включая фракийцев и скифов, сравнительно успешно пользовались греческим языком, что тоже далеко не всегда осознается: П.З.)

РЕЧЬ II О НАЧАЛЕ

(ст. 842) ...Орфей, первый из поэтов, одним поколением старше троянских событий: ибо он вместе с Язоном, Пелеем, Теламоном, Гераклом и Диоскурами совершил плавание в Колхиду; а сыном Язона был Эвней, посылавший под Трою вино ахейцам...

(связи Орфея и аргонавтов с севером имеют большую литературу: П.З.)

РЕЧЬ V О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

(ст. 944) ...Дабы никто не думал, что иначе произошли эллины, иначе римляне, особо египтяне, а персы, массагеты, скифы и савроматы получили в удел особую сущность, описавший наше мироздание объяснил, что творец, создав одного мужчину из земли и сотворив женщину из ребра его, от брачного их союза наполнил людьми всю вселенную...

(все люди по происхождению едины: П.З.)

(ст. 945) ...Различие языков также не вредит природе: ибо как среди эллинов, так и среди варваров можно видеть и последователей добродетели и рабов порока. Эту мысль подтверждают и эллины: они удивляются Анахарсису, родом скифу, а не афинянину, не аргосцу и даже не коринфянину, не тегеату или спартиату, и преклоняются пред брахманами, родом индийцами, а не дорийцами, эолийцами или ионийцами; они хвалят и египтян, как мудрейших людей, потому что и у них переняли много знаний. Итак, различие языков не служит во вред природе: ведь и гиппемолгов Гомер назвал справедливейшими; а это — народ фракийский...

(Там же) ...Что же касается до семи мудрецов, живших после пророков, и их преемников, то даже говорящие на греческом языке не знают их имен. Что мне говорить о наших современниках? даже у древних было сомнение относительно их: одни причисляют к ним Периандра Коринфского, другие — Эпименида Критского, иные — Акусилая Аргосского, иные — скифа Анахарсиса, иные — Ферекида Сирского, а Платон — Мисона Хенейского.

(Включение скифа Анахарсиса даже христианами в число «семи мудрецов, живших после пророков» - важная реалия истории народов Северного Причерноморья: П.З.)

(ст. 948) ...Мы можем наглядно показать силу апостольских и пророческих учений; ибо вся подсолнечная полна этих речей. И еврейский язык переведен не только на греческий, но и на римский, египетский, персидский, индийский, арменский, скифский и савроматский, или, коротко говоря, на все языки, на которых продолжают говорить все народы...

(Перевод апостольских и пророческих учений с еврейского на другие языки неизбежно подкреплялся письменными переводами. Наряду с греческим и римским, если верить Феодориту, существовали египетский (коптский), персидский, индийский, арменский, скифский и савроматский переводы. Возможно, некоторые из них были тайными и известными сравнительно небольшим группам посвященных лиц. В эпоху иконоборчества многие подобные документы с рисунками могли исчезнуть: П.З.)

РЕЧЬ VIII О ПОЧИТАНИИ МУЧЕНИКОВ

(ст. 1009) ... Особенно все восхищаются и изумляются тем, что [апостолы] и после смерти совершают то, что обычно творили при жизни,  или, лучше сказать, совершаемое ими после отшествия отсюда гораздо важнее и славнее.
Ибо, пока они имели тела, они ходили то к одним, то к другим, и раз беседовали с римлянами, а другой раз — с испанцами или кельтами; но когда они отошли к тому, которым были ниспосланы, то все люди постоянно пользуются их помощью, не только римляне или те народы, которые выносят их иго и управляются ими, но и персы, и скифы, и массагеты, и савроматы, и индийцы, и эфиопы и, вообще говоря, все пределы вселенной.

(Скифы, массагеты и савроматы устойчиво включаются в число народов, почитающих учения апостолов: П.З.)

РЕЧЬ IX О ЗАКОНАХ

(ст. 1037) ...Многие, даже приняв узду рабства, не могут жить по законам своих поработителей. Ведь ни пограничные с египетскими Фивами эфиопы, ни многочисленные племена измаильские, ни лазы, ни санны, ни абасги, ни прочие варвары, подчинившиеся господству римлян, не заключают друг с другом договоров по римским законам.

А наши рыбари, мытари и кожевники принесли всем людям евангельские законы и убедили принять законы распятого не только римлян и подвластные им народы, но и племена скифские и савроматские, и индийцев, и эфиопов, и персов, и серов, и гирканцев, и бактрийцев, и британцев, и киммерийцев, и германцев, и вообще всякое племя и род человеческий...

...К персам, скифам и прочим варварским народам законы перешли после их [т. е. апостолов] кончины и, несмотря на противодействие всех не только варваров, но и самих римлян, продолжали сохранять одинаковую силу; и римляне, принимая всевозможные меры для того, чтобы истребить память рыбарей и кожевника, сделали ее более блестящей и славной...

(Отмечена устойчивость религиозных законов у части скифов и савроматов: П.З.)

(ст. 1041) ...Траян и Адриан сильно боролись против этих законов; но Траян уничтожил Персидскую державу, подчинил армениев узде римлян, принудил и скифские племена склониться пред своим скипетром, а уничтожить законодательство рыбарей и кожевника не имел силы... (ст. 1045)
...И массагеты, прежде считавшие весьма несчастными умерших как-нибудь иначе, нежели от зарезания, и поэтому установившие закон приносить старцев в жертву и угощаться их мясом , получили отвращение к этой гнусной пище и резне, когда услышали рыбацкие и кожевнические законы.
И тибарены, имевшие обычай сталкивать стариков с высочайших утесов , уничтожили этот безобразный закон, приняв законы евангельские.
Уже ни гирканцы с каспийцами не откармливают псов телами умерших , ни скифы не зарывают живьем вместе с умершими любимых ими лиц. Такую перемену обычаев произвели законы рыбарей.
(Отмечена облагораживающая роль религиозных законов у части скифов и савроматов: П.З.)

РЕЧЬ XII О ДЕЯТЕЛЬНОЙ ДОБЛЕСТИ

(ст. 1136). ...Неправедную жизнь презирали не только Сократ, Платон, Аристид, сын Лисимаха, и некоторые другие эллины, но и многие из варваров.
Так, Гелланик в «Истории» говорит, что гипербореи живут выше Рипейских гор и что они упражняются в праведности, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древесными плодами...
Говорят также, что  скиф Анахарсис был философом. Его до такой степени жгла любовь к философии, что он стал весьма известным и у всех прославленным. Он не только бодрствуя боролся с душевными страстями, но и во время сна показывал признаки воздержности: он обыкновенно левой рукой сдерживал срамные органы, а правою сжимал губы, показывая этим, что борьба с языком гораздо больше и требует большего усилия для безопасности .
Гермипп Беритский говорит, что и кентавр Хирон был учителем праведности, а Гомер назвал его праведнейшим из кентавров. Однако не следует особенно удивляться ни Гесиоду, называющему дорогу к добродетели каменистой, крутой и неприступной, ни Симониду, [сказавшему, что добродетель живет на неприступных скалах]. Ведь то, что Гомер приписал Хирону и гиппемолгам и что скиф Анахарсис представил на деле,— это на словах советовали прославляемые поэты...

(Философия дела, философия на деле – это важная часть реальной философии как мудрости: П.З.)

ПИСЬМА

(;;;;;;;;;)

В письме CXLVII, написанном к Иоанну, епископу Германии, упоминаются гамаксобии в качестве сравнения: «Что я понял, что действенная добродетель назначена от спасителя гамаксобиям более чем им, об этом вопиют сами дела».

Phot., Bibl. cod. 273 (II, 507 сл. Bekk.-Migne, LXXXIV, 47 cл.). Прочитано из речей блаженного Феодорита, которые он составил к святому Иоанну Златоусту...

(р. 508, с. 2) ...Ты имеешь и другое сходство с апостолами: ты первый водрузил жертвенники у скифов, живущих в кибитках; и варвар, только что соскочивший с коней, научился склонять колена и простираться на земле; не трогаемый слезами пленников научился плакать о грехах .
http://ossnet.info/latyshev/scythica7.html

(Здесь вновь отмечена облагораживающая роль религиозного влияния на варваров: П.З.)

Приведённые фрагменты имеют ценность для отечественной истории, особенно Приазовья и Кавказа.
Они свидетельствуют об активном вовлечении народов Великой Скифии в процессы христианизации задолго до князя Владимира.
Они допускают существование своей письменности в христианских общинах скифов и савроматов. При этом христиане сохраняли и память об античных мудрецах, в числе которых известен и скиф Анахарсис.

И это всего лишь один из сотен позднеантичных и раннесредневековых авторов, сочинения которых необходимо учитывать в отечественной истории.
Да и более тщательное изучение трудов Феодорита может значительно обогатить
историю округи Кавказа и северных земель.

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop/map1.JPG