Точка отсчета. 3 часть

Ольга Ларкина
               
                3

Не прошло и часа, как в дверь ненавязчиво постучали.
– Ты еще кого-то ждешь? – спросил Виталий.
– Нет.
– Я открою, – направляясь к двери уверенным шагом и поправляя взъерошенные волосы, сказал Виталий.
– Вообще-то здесь звонок есть, – услышала Алена голос Виталия.
– Алена Дмитриевна дома?
– Да, но она сейчас занята.
– Ничего, на несколько минут освободится, я не в гости к ней пришел.
Алена увидела, как в комнату вошел высокий мужчина, пряча документ во внутренний карман легкого пиджака.
– Следователь Уваров, – представился он, – я к вам…
– Не надо, я догадываюсь. Спрашивайте, что вас интересует?
– Ваше имя и отчество.
– Алена Дмитриевна.
– Хорошо, тогда сразу к делу! Можно при молодом человеке?
– Да, у меня от него секретов нет.
– Когда и при каких обстоятельствах вы расстались с Евгением Жуковым? – присаживаясь на кресло без приглашения и записывая что-то в блокнот, спросил Уваров.
– Вчера, где-то около часа, – ответила Алена.
– Ночи?
– Нет, дня.
– Алена Дмитриевна, а как вы расстались?
– Странный вопрос…
– И все же?
– Довольно напряженно.
– Почему?
– Мы ездили в загс подавать заявление.
– А что так грустно?
– Инициатива исходила от него, я замуж за Женю не собиралась.
– Зачем поехали?
– Это что, допрос?
– Нет. Пока нет, а там посмотрим. Повторяю, – сердито сказал следователь, – зачем поехали в загс с нелюбимым человеком?
– Евгений давно досаждает меня своей любовью, но серьезных отношений у нас с ним не было. Повода для похода в загс я не подавала, а уж что он надумал, так простите… Поехала с ним, потому что боялась усложнить ситуацию. Евгений был вчера агрессивен, у него не по-доброму светились глаза, он мне хамил и не обошлось без рукоприкладства.
– Как вы собирались выходить из довольно сложной ситуации? Заявление-то у вас приняли…
– Да, приняли. Когда мы поехали в загс, я не взяла с собой паспорт, надеясь на то, что Женя остынет, но, увы… Заполнила бланк под давлением… Да служащая загса может подтвердить все то, что произошло в ее присутствии.
– Как же они у вас приняли заявление, не видя вашего документа?
– Очевидно, Женя пообещал принести паспорт на следующий день, там же тоже люди работают, а мало ли какие бывают ситуации. Девушки видели, что Женя взбешен и не захотели усугублять ситуацию.
– А кто был вчера с вами после тринадцати часов? Точнее, вы можете предоставить алиби? Кто подтвердит, что вы были дома?
– Я, как вернулась домой, больше ни с кем не разговаривала, мне было неудобно, щека распухла от удара, губа разбита, и вот, как видите, под макияжем небольшой синяк.
– Скажите, вы на него были очень, как бы так мягко сказать, сердиты?
– Да, но не настолько, чтобы убивать! – усмехнулась Алена.
– Хорошо, что у вас есть чувство юмора, но я бы на вашем месте не больно-то веселился! Да, если вы нам понадобитесь, мы вас вызовем. Думаю, что не надо напоминать: вы не можете куда-либо выехать, пока не закончится следствие.
Следователь поднялся с кресла, давая понять, что разговор закончен, попрощался с Виталием рукопожатием, кивнул Алене и вышел в прихожую. Друг Алены поспешил его проводить. Вернувшись, он сказал, глядя ей в глаза:
– Алена, родная, не веди ты разговоры со следователем без адвоката.
Она усмехнулась и спросила:
– А что, мне уже адвокат требуется? Я же никакого преступления не совершала.
– Не кипятись, так положено… Откуда ты знаешь мысли следователя? Ведь очень часто невиновные люди оказываются за решеткой.
– А как насчет следственного эксперимента? Я же не смогу даже руку поднять на человека. И потом есть эксперты, которые могут определить силу удара: высокий человек его наносил или низкий, левша или правша, да массу нестыковок можно привести в таком случае.
– Алена, сейчас ты у них будешь одна из первых подозреваемых, потому что он тебя принуждал идти под венец.
– Все, Виталий, давай не будем об этом!
– Аленка, я должен отлучиться ненадолго, ты уж здесь поосторожней!
Не успел Виталий договорить, как раздался телефонный звонок, и Алена рывком подняла трубку.
– Да-да… Хорошо, я вас жду минут через пятнадцать, – сказала она в трубку.
– Кто звонил? – открывая двери на лестничную площадку, спросил Виталий.
– Это писательница, она должна подъехать.
– Зачем? Стоит ли тебе сейчас принимать посетителей?
– Иди уж, она должна мне привести деньги за презентацию.
– Ну ладно, – чмокнул Виталий Алену в щечку, – будь умницей.
– Пока-пока, – произнесла тихо подруга и помахала рукой ему в след.
Татьяна позвонила в дверь, как обещала, через пятнадцать минут. Торжественно вручила конверт и протянула коробку с тортом. Алене ничего не оставалось, как пригласить ее выпить чашку чая.
– О, это было бы кстати… Давайте на кухне, там как-то двум женщинам проще вести непринужденную беседу… Я ведь вас даже не успела поблагодарить за презентацию.
– Проходите, но у меня тут не убрано.
– Ничего, – входя на кухню, произнесла гостья, – я помогу, да и что тут убирать? Пару чашек, были гости?
– Да.
– А может, перейдем на «ты»? – предложила Татьяна.
– С удовольствием, мне так хочется с кем-то поболтать.
– Алена, а кто тот молодой человек с красивыми серыми глазами, который вчера буквально пожирал тебя томным взглядом? – полюбопытствовала гостья.
– Ну вот! А я так хотела избежать разговора о нем, но все как сговорились.
– Извини, я не знала, что тебе неприятно о нем говорить.
– Да не в этом дело, его уже нет в живых.
– Что?
– Его убили.
– Как убили?
      - Ударили бронзовой статуэткой по голове.
– А что, есть свидетели или ты была на месте преступления?
– Да нет, свидетелей нет! Но следователь подозревает меня и даже сказал: «Вы заинтересованы в том, чтобы Евгения не было на этом свете».
– Евгений? Так звали этого парня?
– Да.
– А почему на тебя пало подозрение?
– Я не хотела выходить за него замуж, а Женя настаивал, и мы даже подали заявление в загс.
– Ну, знаешь ли, свадьба это не причина для убийства…
– Да, но это ты так говоришь, а следователь думает иначе.
– У Евгения есть конкуренты? Чем он занимался?
– У него свой фотосалон и отличная клиентура. Между прочим, все наши журналисты пользовались его услугами – у него было чутье, он из дурнушки мог сотворить королеву.
– Вот видишь, у него могут быть конкуренты! Да и вообще, следователю не мешало бы покопаться в его жизни: с кем дружил, круг общения, интересы, есть ли явные враги и так далее. Иногда хватает какой-то мельчайшей зацепки, чтобы раскрутить совершенно на первый взгляд непричастных к преступлению людей и, мне кажется, что он так и сделает.
– Татьяна! Помогите! – перешла на «вы» Алена, ухватив писательницу за руку. – Вы же пишете детективы, вам проще будет разобраться в этом деле, у меня только жизнь начала налаживаться, а тут… Ну не доверяю я следователю!
– Ты что? Я не могу!
– Можешь! Я уверена, что сможешь! – громко восклицала она. – Я читала твои книги и знаю, что ты мне поможешь.
– Я не обещаю, – прервала пылкую речь Алены Таня, – но если смогу в чем-то разобраться, то постараюсь помочь. И еще, одна я не справлюсь, мне нужна будет твоя помощь.
– Я согласна. Но в чем будет заключаться моя помощь?
– Есть места, где мне уже просто нереально появляться, ты должна будешь выспрашивать, выведывать или, как говорят у рыбаков, быть наживкой. Ну не мне тебе объяснять, ты же журналист. Согласна?
– Да.
– И еще, – подняла Таня указательный палец вверх, – тебе следует рассказывать мне все до мельчайших подробностей. Иногда суть преступления прячется в ушке иглы, ее вроде и не видно, но…
– Я согласна! – вновь повторила Алена, про себя подумав, что не стоит этой женщине ее учить: кто-кто, а журналист знает, что нужно рассказывать, а что и не следует.
– А теперь расскажи все о себе и о парне. Что вас связывало, как вы познакомились, действительно ли он тебя любил?
– Познакомились мы год назад, – начала рассказывать Алена, – я ехала с вечеринки домой на такси, и, когда мы проезжали по узкому переулку, из-за угла на бешеной скорости выехала иномарка с включенными фарами. Свет был очень яркий, водитель встречной машины не переключил дальний свет и ослепил таксиста. Водителю пришлось сбросить скорость, и мы едва не столкнулись со встречной машиной, снесли столб, так неудачно вбитый на обочине дороги, въехали в кювет, через секунду неслись по проезжей части, выехали с переулка и запетляли по трассе, пытаясь притормозить. Покрывшись холодным потом, я судорожно хваталась за сиденье и сжимала его похолодевшими пальцами. Услышала противный визг тормозов, закрыла глаза и не открывала их, пока машина не остановилась. Водитель такси сидел молча, чуть наклонившись вперед, напряженно сжимал руль и смотрел в одну точку. Из оцепенения его вывел взволнованный мужской голос: «Все живы?» – «Да», – ответила робко я. «Ну слава богу. Ты, братан, не обижайся, – воскликнул бодро молодой, – все убытки я оплачу. Вот моя визитка, а вот и ссуда для начала. Позвонишь!» «А я как доберусь?» – чуть слышно произнесла я. «Перебирайся ко мне, я тебя быстро довезу до места». – «Мне быстро не надо, – испугавшись, что мужчина будет нестись как северный ветер зимой, сказала я, – мне потихоньку».
Раздался дружный и заразительный хохот, в который была вовлечена и я. Мы смеялись несколько минут, наверное, от счастья, что все остались живы, а может, оттого, что стало легко и свободно дышать после сильнейшего стресса.
Домой я пришла под утро. Мы бродили по ночному городу, он что-то рассказывал о себе, я тоже выкладывала все, что было у меня на душе. Не знаю, но чем-то он меня заворожил, и с этого дня мы стали довольно часто встречаться. Женя рассказал, что у него была девушка и что он с ней расстался, так как они не сошлись характерами.
– А ты знаешь, что за девушка?
– Нет, мы больше никогда не говорили о ней.
– Что еще он рассказывал? Друзья, родственники? Какие у него с ними были отношения?
– С родными? Самые теплые. Он всегда с восхищением рассказывал об отце и матери, говорил, что они всегда приходили к нему на помощь. Но Евгений не пошел по тому пути, который прочили родители, он выбрал свой – фото. Это то, чем всегда с удовольствием занимался Женя. Родные долго не препятствовали его увлечению, так как видели, что из сына получился отличный фотограф. О его фотосалоне много писалось в прессе. Газеты и журналы часто пользовались услугами фотографа, многие журналисты почитали за честь сотрудничать с Евгением.
– Что-то уж слишком Женя идеальный человек по твоим рассказам… А друзья? Много ли у него друзей?
– Много. Но из близких я знаю троих. Они часто устраивали мальчишники и собирались без женщин в ресторане, хозяином которого был Илья, или уезжали за город на дачу.
– То есть ты хочешь сказать, что не знаешь, о чем они могли говорить? Какие-то общие дела у них были?
– Думаю да, потому что, когда появлялась я, разговор они прерывали. Мне кажется, что они в такие минуты разговаривали не только о делах, но и о женщинах тоже.
– Кстати, о женщинах… Ты не видела рядом с ним девушек, ну… не совсем приличного поведения, или, может, у него была постоянная любовница?
– Не думаю… У него постоянных женщин не было. Евгений приглашал на фотошопинг девчат, но после проведенной фотосессии эти девушки в студии не появлялись. Да, его доставала Лиза, но мне кажется, что она к убийству никакого отношения не имеет. Лизка, правда, косилась на меня за то, что я провожу с ним время, но я ей не раз объясняла, что никаких серьезных намерений у меня нет и близких отношений тоже. Евгения я воспринимала как друга, как специалиста, и часто сама прибегала к его услугам. Правда, последний месяц он стал слишком пылко признаваться в любви и не раз просил руки, но я всегда отклоняла его предложения и обещала порвать наши дружеские отношения, если он не прекратит меня доставать. Но мне кажется, что все это не имеет отношения к нашему делу.
– Имеет, не имеет… Все надо проверить, – проворчала Таня. – А Лиза?.. Она не могла быть причастной к убийству, ведь, как ты говоришь, она тебя ревновала к Евгению?
– Да нет, я точно знаю: она могла забегать к нему по нескольку раз за день, чтобы спросить совета насчет какой-нибудь фотографии, могла пригласить его на очередную вечеринку, на которые Евгений ходил с охотой, выискивая себе очередную жертву для съемок, но чтобы убить… вряд ли.
– Давай начнем с друзей. Ты знаешь их фамилии? Чем они занимаются, какой образ жизни ведут? Есть ли семьи, дети? Одного ты уже назвала – Илья, начнем с него.
– Хорошо. Как я уже сказала, Илья является владельцем ресторана, женат, имеет двенадцатилетнюю дочку и десятилетнего сына. Детей воспитывает по спартанским законам: после школы никуда не разрешает выходить, но игрушки, компьютер, видеоаппаратура в их семье появляются в первую очередь. С женой при посторонних разговаривает на повышенных тонах, но она у него живет как в золотой клетке. Ни на какие вечеринки он ее не берет, друзьям говорит, что она больна и ей нельзя находиться в шумных компаниях. Но мне кажется, что он просто ревнует свою благоверную ко всему что шевелится и не рискует выводить ее в общество. Нет, она ни в чем не нуждается – у нее есть и одежда, и драгоценности, но все это только для него.
– Он так любит свою жену?
– Да кто его знает… Думаю, что Илья видит необузданных женщин и боится, что с его женой может произойти то же самое, ведь он далеко не монах! Я знакома с его любовницей, мы пару раз отмечали праздник, и она ведет себя так, как будто она его настоящая жена.
– А что их связывало, как ты думаешь?
– Кого их? – не поняла девушка.
– Илью и Евгения.
– Не знаю, вроде и не было у них общих интересов, чего не могу сказать о Володе и Славе. Он с ними подружился за месяц перед нашим знакомством. Володя имеет сеть магазинов, где продают видеотехнику, фотоаппаратуру и все необходимые принадлежности к ним.
– А семья? Есть у него жена, дети?
– Нет, Володя холост и Слава, кстати, тоже.
– А девушки у них есть?
– Володя встречается с Зиной, а Слава меняет каждый день женщин и никогда не заводит романы с молодыми девушками.
– А чем Слава занимается?
– Слава? У него видеосалон и интернет-кафе.
– И что же их связывает?
– Женя печатал отличные фото, которые выставлял в своем магазине Володя, а для Славы делал отличные слайды и еще что-то. Наверное, их связывал бизнес в первую очередь.
– Почему ты так думаешь?
– Как-то Женя пригласил меня в китайский ресторан. Я приехала чуть раньше, и когда подходила к кабинке, то услышала спор насчет денег. Я остановилась, не решаясь прервать их разговор, но тут из кабинки вышел официант, а я зашла в двери, испугавшись, что Женя может подумать, будто я подслушиваю…
– И что было дальше? – спросила Таня, видя, что девушка смущается рассказывать дальше.
– Когда я вошла, – продолжила она, – Женя сгреб деньги со стола в портфель и накричал на меня. Я на него разозлилась и хотела уйти, но он не отпустил, а извинился и попросил прощения. Больше мужчины в тот день о деньгах не говорили ни слова.
– Да, на простых фотографиях больших капиталов не заработать!
– Ну вот и я о том же! Откуда у них столько денег?
– А ты могла бы опознать этого официанта? Мне кажется, что он был близок этой компании, давай попробуем начать с него. Заинтересуем его как-то, ну… денег дадим.
– Он ничего не расскажет, – перебила Таню Алена.
– Парень при тебе ничего не расскажет, если видел тебя в той компании, а мне… Надо попробовать. Ты можешь снять его на фото.
– Зачем его снимать, я и так расскажу, какой он, и ты безошибочно найдешь этого человека.
– Какой он из себя?
– Высокий шатен, похож на грузина, такой же большой нос, разговаривает с акцентом, а на правой щеке у него отчетливый шрам в виде подковы.
– Надо же, угораздило… От укуса собаки, что ли?
– Наверное. Я тоже так подумала.
– А ты не знаешь, как официанты работают? По сменам или каждый день?
– Они отдыхают один раз в неделю, получается, что работают по скользящему графику.
– Откуда такая осведомленность? – удивилась Татьяна.
– Женя любил приходить именно в этот ресторан и спрашивал у официанта, когда они отдыхают.
– А зачем он это узнавал.
- Евгений не любил мелких, везде снующих людей, поэтому просил, чтобы его обслуживал именно этот официант. Парень скользил как тень, бесшумными шагами, и ни на кого не обращал внимания.
– Сегодня этот парень работает?
– Думаю, что да.
– Тогда пошли, – указав рукой на дверь, сказала Таня, – будем искать преступника.