Веретено Ананки и богини судьбы

Наталья Листикова
Веретено Ананки и богини судьбы

Ничто не происходит случайно. Все промыслено, все предопределено. Непостижима и неописуема богиня бесконечности Ананка. Её чертог – Мироздание, её ложе – Млечный путь.  Её корона – кольцо созвездий.  Между колен вращает Ананка веретено – мировую ось Вселенной. Со звезд и    планет – жилищ   богов собирает она в свой черед звездную кудель - знаки.  Прядет  нить, на которой записаны все события на тысячи лет вперед, и сматывает её в клубок памяти.
    Крутится веретено, вращается колесо прялки. Разматывается нить времени, направляя движение Небесных Сфер и развитие всех событий во всех мирах. Вращение веретена вызывает Чудесное сияние.  Оно  струится из Мира невидимого и раздается музыка Небесных Сфер. Их семь. И в каждой – две двери, в прошлое и в будущее. Музыка Небесных сфер слышна богам в тех мирах, где они правят.
***
Имя Ананки  - Неизбежность. Она была прежде богов.  Прежде звезд и  планет.  Она возникла  в  мировом чреве, где покоились  соленые и пресные воды. И  закрутила водоворот, смешавший эти воды и породивший первых   богов.
           Течет время. Сменяют друг друга эпохи. У каждой своя судьба, свои боги.  Ананка помнит всех.  Их было великое множество, этих богов, наивных и необузданных, драчливых, как дети, познающие  мир и дерущиеся за власть. Побеждали сильнейшие.  И строили свою Вселенную. И делили власть над  Небом и Землею, Водой и Подземным миром. 
А Ананка крутила мировое веретено,  и вместе с ним   вращались созвездия  Зодиака . От движения звезд  зависели смены времен года, урожаи и, судьбы богов и  людей.
             Тогда у Ананки еще не было дочерей – богинь судьбы. Да и звали её тогда по-другому – Та, что прядёт. И помогали Пряхе боги Солнца, Луны и планет. Они  несли ей небесную пряжу, из которой она плела нити судеб, на которых все   записано: и прошлое, и  будущее, которое   предопределено.
Где сейчас все эти боги?   Ушел их мир, и  рассеялись они  в бескрайних  космических пределах. Их места заняли другие. И тоже ушли. Спустя тысячи лет  кто на земле  помнит их?  Только имена великих сохраняет память человечества.  Великих богов и великих героев. .
   * * *
Вращается веретено, движется мироздание.
«Почему  Творец запустил вечное  движение небесных тел,  -   думает Ананка. –  Почему выбрал  эту маленькую планету и бросает семена жизни то в один её предел, то в другой? И рассеял в пространстве   знаки, которые  должно вплетать  в нить судеб? Ведь богам и людям Он дал свободную волю. Зачем она, если всё промыслено? Почему?
Вот они проходят перед ней длинной чередою. Миры, ограниченные временем, события, боги, люди. Почему эти миры так не похожи? Почему боги древних египтян были промыслены как животные?    Неказистый  демиург, бог-лягушка Нун. Хорошо, что богиня неба Нут  имеет благородный облик коровы, а бог солнца Ра – сокола.  Чем древнее мир, тем больше там  богов с чудовищным обликом. Конечно, всем небожителям  дано перевоплощаться в животных. Этим злоупотребляли все боги во всех мирах. Но облик человека, все же, предпочтительней.
Ананке особенно приятны богини. Она не может видеть себя со стороны, и не знает, что её представляли то в виде птицы, то просто в виде колонны или веретена. Но ей нравится представлять себя   в образе красавиц-богинь:  Иштар или Исиды, или Астарты, или Афродиты.  Все они богини любви. И это чувство не чуждо Ананке. Ей тоже хочется любить, и её начинает посещать мысль, что если бы у нее были дочери, то легче   было бы управляться с веретеном и прялкой. Эта мысль породила желание. И   желание Ананки было таким сильным, что Провидение, над которым она была не властна, но которое было властно над ней, послало ей дочерей. А может, так и было промыслено…
* * *
Музыка Небесных сфер слышна на горе Олимп. Здесь вместе с богами  живут мойры, дочери Ананки и Зевса. Они помогают матери вращать веретено времени,  опорой которому служит  гора.  И тоже прядут. Небесные знаки указывают и на богов, и на людей. У каждого из них своя судьба, свой срок. У богов он тянется в бесконечность, их имена увековечены в названии планет, их небесных жилищ. Уран, Сатурн, Юпитер, Нептун, Плутон. Венера, Меркурий Марс.  Так, покинув земной  мир,  продолжают боги-планеты управлять жизнями людей.
А мойры лишь определяют судьбы, так повелел им Зевс Мойрагет, вершитель судеб и установитель законов.  Кто сказал, что мойры старухи? Просто суровы и сосредоточены их лица, а седина в волосах – звездная пыль. Улыбка не касается их губ, очень ответственна их  работа.  Клото,   самая младшая, прядет нить, которую,   выбирает  человеку средняя дочь Лахезис. Старшая  -  Атропос – вестница смерти, именно ей предстоит  оборвать нить жизни. Под музыку Небесных Сфер мойры поют свои судьбоносные песни.  Клото   поет    о настоящем, Лахезис – о прошлом,   Атропос – о будущем.
Имя Лахезис значит участь, жребий. Она  строга и сосредоточена. Читая по звездам, она берет  небесную кудель со знаками  созвездий в тот час, когда рождается ребенок,  передает её Клото - Пряхе. Её руки ловки и проворны. Судьба  уже определена, Клото  только плетет нить событий будущей жизни, вплетая в нее предзнаменования и приметы, завязывает узелки, моменты испытаний. Плетет до тех пор, пока не исполнено всё, что должно было свершиться. Тогда  мудрая, все понимающая  Атропос   обрывает нить. 
Клото не так связана законом, как её сестры. И склонна к экспериментам. Она может создать препятствия на пути благополучия. Ввергнуть в пучину отчаяния, а потом подарить надежду или счастливый случай. А все для того, чтобы человек не думал, что утратил свободу воли,  стал игрушкой в руках судьбы.  И многие обманывались этой мнимой свободой.
           Что ж, так интереснее, иногда человек способен совершить  то, что по плечу лишь богам.
Но чтобы люди не смели равняться с богами и не пытались обмануть Судьбу, призвал Зевс богиню мщения и справедливости Немезиду  следить  за исполнением закона. Была Немезида дочерью богини ночи Никты, которая родила еще богиню раздора Эриду и богиню обмана  Ату.
Ах, как любит Ата ослеплять разум, ярить сердце, ввергать   в грех  и преступления и доводить его до погибели. Сам Зевс испытал на себе её коварство, когда она  помрачила ему  рассудок, и он похвастался  Гере, что вот-вот родится тот, кто станет царем надо всеми. Зевс имел в виду своего сына от Алкмены Геракла.  Но смышленая  Гера тут же  заставила Зевса подтвердить  слова клятвой, а сама, задержав роды у Алкмены, ускорила появление на свет родственника Геракла Эврисфея.  Конечно, Гера не смогла в корне изменить судьбу великого героя, но уж очень подпортила её, отдав  того под власть слабодушного и коварного родича. Тогда   разъяренный Зевс собственно¬ручно сбросил Ату с Олимпа на землю, и с тех пор  она живет среди людей  вместе со своей сестрой Эридой. И много бед человечеству принесли за тысячи лет эти злые богини.
Никто не защищен от превратностей судьбы,  даже Мойрагет Зевс. Был он еще достаточно юн, когда взял в жены океаниды Метиду, имя которой означала «Мысль». Но богиня земли Гея, бабка Зевса, подслушала  судьбоносную песню Клото. Мойра пела о том, что ребенок Метиды будет сильнее отца и свергнет его. Узнав об этом,  Зевс проглотил  свою беременную жену. Он боялся повторить незавидную участь   свергнутого им  Кроноса. Но в теле Метиды уже жила Афина. И Зевсу пришлось позволить Гефесту расколоть себе голову, чтобы выпустить оттуда свою мудрую дочь. Впоследствии Зевс стал осторожнее. Он стал следить за предсказаниями. И отдал вожделенную им  Фетиду герою Пелею, от брака с которым у нее родился великий Ахилл.
***
           Уж если богам    трудно тягаться с судьбой, то у  людей, казалось, вообще не было такой  возможности. Но все же они пытались. Если верить богине   справедливости Дике,  которая вместе с Фемидой судит за поступки и преступления, то праведным людям  благоволит Тиха, богиня счастливого случая. Она   предупреждает и   посылает возможность привлечь в жизнь удачу и  избежать многих  возможных несчастий.  Вот только как узнать, как сложится судьба?
 Во все времена  человек верил в возможность узнать будущее и повлиять на судьбу.  Он вопрошал жрецов, оракулы, пифий,  сивилл, прорицателей, звездочетов.  И часто получал нужный ответ. И часто удавалось, если не изменить саму судьбу, то изменить  течение жизни.
Верит и сейчас, и часто обращается за советам к звездам. Ведь там начало всех судеб, там, на звездном небе, начертаны  путеводные нити судьбы. Надо только уметь прочить их.

А что же  мойры, имя которых носят небольшие астероды, совсем не заметные на бесконечном небосводе?
Они были уважаемы на Олимпе, как были уважаемы в других мирах норны, дисы, вирды, рожаницы. Все эти богини, как и мойры,  тоже плели нити судеб.
Но главная среди всех мойр  - Ананка,  вращающая веретено времени и прядущая нити памяти. Ткань мироздания пронизано этими нитями. Ибо ничто, происходящее  в вечности, не исчезает.